Судья: Панкова И.А.
Докладчик: Карболина В.А. Дело№33-12844/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Кузнецовой Н.Е.
судей Карболиной В.А., Жегалова Е.А.
при секретаре Тарасовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 20 декабря 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 02 октября 2018 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дзержинец» о признании действий незаконными, обязании произвести действия.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика ООО «УК «Дзержинец» - ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «УК «Дзержинец» о признании действий незаконными, обязании произвести действия, указав в обоснование иска, что зарегистрирована, проживает и является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> в <адрес>. Управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом, и соответственно исполнителем коммунальных услуг является ООО «УК «Дзержинец». 15 ноября 2017 года было проведено общее собрание собственников <адрес>, на котором было принято решение об определении размера расходов на оплату холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 1 января 2018 года исходя из объема потребления, определенного по показаниям коллективного общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. С данной формулировкой повестки общего собрания и возможностью ее применения исполнителем коммунальных услуг на всех собственников многоквартирного дома истец не согласна, считает такой порядок формирования начисления (по факту показания общедомового прибора учета) невозможно применять, а в соответствии с законодательством начисление платы за холодную воду, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний общедомового прибора учета возможно, но при этом начисления собственникам должно производиться не более установленного норматива, а оставшаяся разница, должна ложиться на расходы исполнителя коммунальных услуг, то есть на ответчика. Ответчик же своими действиями нарушает права истца, в связи с чем, подано настоящее исковое заявление.
Истец просила признать незаконными действия ООО «УК «Дзержинец» по начислению платы за холодную воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 1 января 2018 года, исходя из объема потребления, определенного по показаниям коллективного общедомового прибора учета, обязать ООО «УК «Дзержинец» с 1 января 2018 года производить начисление платы за холодную воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не превышающую норматив потребления, обязать ООО «УК «Дзержинец» с 1 января 2018 года по дату вынесения решения произвести перерасчет начисления платы на холодную воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме не превышающую норматив потребления, взыскать с ООО «УК «Дзержинец» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое ФИО1
В апелляционной жалобе ее представитель ФИО2 просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда основано на неверном применении норм п. 44 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, а также неверной оценке доказательств, а именно решении общего собрания собственников помещений МКД №43 по <адрес> от 05.11.2017 г.
Суд пришел к неверному выводу о том, что собственниками помещений <адрес> на общем собрании, оформленном протоколом от 15.11.2017 г. принято решение о распределении сверхнормативного объема потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению потребляемому на содержание общего имущества.
Фактически на общем собрании собственников помещений МКД №43 по <адрес> от 15.11.2017 г. по 5 вопросу повестки дня, не принималось решение о распределении сверхнормативного объема потребления расходов на оплату холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества, на общем собрании по данному вопросу принято совершенно иное решение: определить размер расходов на оплату холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объемов потребления, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В жилищном кодексе отсутствует такое понятие как ОДН, следовательно, применение п. 44 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не правомерно, а начисление платы должно производится в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, а именно, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является собственником <адрес> (л.д. 6,7).
Из материалов настоящего дела следует, что в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решением собрания собственников жилого <адрес> в <адрес> избран способ управления - управляющей организацией ООО «УК «Дзержинец», которая на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками 1 февраля 2011 года управляет данным домом (л.д. 17-26).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 59 абзаца «б» Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о представлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем начиная с расчетного периода, за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
-при непосредственном управлении многоквартирным домом;
-в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
-в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Абзацы 2,3 пункта 44 Правил №354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации №344 закрепили в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ХВС ОДН, ГВС ОДН) за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Следовательно, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета.
Согласно представленного ответчиком акта допуска в эксплуатацию узла хозяйственной питьевой воды у потребителя по адресу: <адрес> узел учета холодной воды 23 июня 2016 года допущен в эксплуатацию, что утверждено МУП г. Новосибирска «Горводоканал».
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> от 15 ноября 2017 года принято решение по пятому вопросу повестки дня об определении размера расходов на оплату холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 1 января 2018 года исходя из объема потребления, определенного по показаниям коллективного (-ых) (общедомового (-ых)) прибора (-ов) учета по тарифам, установленным органами власти субъектов Российской Федерации.
Указанное решение общего собрания не признано недействительным и не оспорено истцом в установленном законом порядке.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судом сделан вывод, что оплата «сверхнормативного» расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, в настоящем случае оплата холодной воды потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с решением общего собрания собственников возлагается на собственников многоквартирного <адрес> в <адрес>.
На основании изложенного, суд первой инстанции указал в решении, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Судебная коллегия соглашается с доводами ответчика, изложенными в возражениях на апелляционную жалобу, а именно, что суд первой инстанции основывает свои выводы при отказе истцу в удовлетворении исковых требований на неверном применении норм материального права и неверной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако по существу заявленных исковых требований решение суда об отказе в иске принято правильно, что не может повлечь изменение резолютивной части судебного решения.
В соответствии с положениями ч.2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1).плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2).взнос за капитальный ремонт; 3).плату за коммунальные услуги.
Понятие «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» и понятие «коммунальные услуги» не являются тождественными в плане правового регулирования.
Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества являются жилищной услугой, ее предоставление регулируется ЖК РФ.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулируют предоставление коммунальных услуг.
Из пункта 1 Правил №354 следует, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Судом при разрешении спора неправильно применены положения абз. «б» п.59, абз. «2,3» п.44 указанных Правил, поскольку положения абз. «б» п.59 регулируют индивидуальное потребление коммунальных услуг на случай, если собственник не представил показания индивидуальных приборов учета (ИТУ), в данном пункте не определен порядок расчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а положения абз. «2,3» п.44 регулируют порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ХВС ОДН, ГВС ОДН).
Исковые требования истца связаны с порядком оплаты за холодную воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не превышающую норматив потребления.
Указанные же Правила №354 регулируют отношения в части коммунальных услуг, но не регулируют отношения в части коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, указание суда в решении на положения Правил №354 является неправильным.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом следовало применить положения ст.156 ЖК РФ, которыми регламентирован порядок начислений платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.9.1. ст.156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы (КР), потребляемые при использовании и содержании общего имущества (СОИ) в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с ч.9.2. ст.156 ЖК РФ, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.
Исключение составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1).исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;
2).исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Учитывая положения п.2 ч.9.2, ст.156 ЖК РФ, 15ноября 2017года собственниками помещений <адрес> было проведено общее собрание, на котором было принято решение об определении размера расходов на оплату холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2018г., исходя из объема потребления, определенного по показаниям коллективного общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (вопрос №5 повестки собрания согласно протокола собрания).
Решение общего собрания собственников не отменено, а следовательно, в силу п.5 ст.46 ЖК РФ, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Исходя из указанного, в целях исполнения принятого решения на общем собрании, учитывая принцип диспозитивности порядка расчетов принятого собственниками, ответчиком в рамках положений п.2 ч.9.2. ст.156 ЖК РФ с 01.01. 2018г., размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы в связи с неправильным применением норм материального права при разрешении заявленных истцом исковых требований.
Из решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от 15.11.2017г. по пятому вопросу повестки дня следует: Решили: определить размер расходов на оплату холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2018г. исходя из объема потребления, определенного по показаниям коллективного (ых) (общедомового (ых) прибора (ов) учета по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, что соответствует положениям п.2 ч.9.2 ст.156 ЖК РФ.
Решения об определении размера расходов на оплату холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в указанном доме с 01.01.2018г. исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, как указано в ч.9.2 ст.156 ЖК РФ указанным решением не принималось.
Исходя из положений ст.330 ГПК РФ судебная коллегия при указанных обстоятельствах не находит правовых оснований для отмены решения суда, изменения его резолютивной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 2 октября 2018года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи: