ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12856/2013 от 22.10.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

№ 33-12856/2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 22 октября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Зайнуллиной Г.К.

судей Куловой Г.Р.

Нурисламовой Э.Р.,

при секретаре Дубовцеве А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Давлекановского МО УФССП по РБ Прудовой Е.Н. на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Башрегионстрой» об оспаривании решения должностного лица службы судебных приставов признать обоснованным.

Признать требование судебного пристава-исполнителя Прудовой Е.Н. от дата исх. №... по исполнительному производству №... от дата к руководителю Общества с ограниченной ответственностью «Башрегионстрой» ФИО, незаконным с момента вынесения.

Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Башрегионстрой» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица органа государственной власти, в котором просит признать решение судебного пристава-исполнителя - требование по исполнительному производству №... не законным, мотивируя тем, что судебный пристав-исполнитель Давлекановского МО УФССП РФ по РБ Прудовая Е.Н. вопреки действующему законодательству направила руководителю ООО «Башрегионстрой» ФИО требование об обеспечении явки представителя ООО «Башрегионстрой» по месту хранения арестованного имущества для передачи его на реализацию согласно поручению ТУ Росимущества по РБ №... от дата.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, суд не привлек к участию в деле должника ФИО2 и взыскателя ФИО3, не принял во внимание непринятие арестованного имущества на реализацию специализированной организацией - заявителем ООО «Башрегионстрой», в связи с чем судебный пристав вынужден был направить в ООО «Башрегионстрой» оспариваемое требование.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя ООО «Башрегионстрой» ФИО, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения суда.

Согласно части 3 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

По правилам части 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 68, частью 1 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве», обращение взыскания на имущество должника является одной из мер принудительного исполнения, которое включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Статьей 87 названного Закона предусмотрено, что реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; обеспечивает перечисление в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (пункт 5.33).

Приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Пунктом 2.1-2.3 Порядка установлено, что Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества, либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

Судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество (в случае невозможности передачи имущества в натуре - правоустанавливающие и подтверждающие право документы) для реализации, а Росимущество (специализированные организации) принимает в течение семи рабочих дней после даты принятия решения Росимуществом.

При этом, процедура приема - передачи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать соответствующие решения, применительно к месту подписания акта приема-передачи и возложению обязанности принять меры по доставке этого имущества к месту хранения в случае, если реализация имущества осуществляется без участия привлеченных на основании договора организации-хранителя и комиссионера, вышеуказанными нормативными актами не определена.

Согласно части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В соответствии с положениями статей 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Принцип законности предполагает, что принудительное исполнение судебных и приравненных к ним законом актов может осуществляться только в порядке, предписанном законом. Это означает, что в законе закреплены как виды исполнительных документов, по которым может проводиться принудительное взыскание, так и исчерпывающий перечень принудительных мер, которые могут применяться в ходе исполнительного производства. Субъекты исполнительного производства, в первую очередь судебные приставы-исполнители, не имеют права применять иные принудительные меры, не прописанные в законе, и исполнять исполнительные документы с нарушением условий их применения. Законом об исполнительном производстве судебному приставу - исполнителю не предоставлено право самостоятельно без согласования с территориальными управлениями Росимущества определять место и время приема-передачи имущества на реализацию.

Судебный пристав не ссылается на отсутствие у него реальной возможности применительно к финансовому или транспортному обеспечению его деятельности и на наличие такой возможности именно у Территориального управления с учетом габаритов арестованного имущества, доставить имущество по месту нахождения Территориального управления, однако указывает на то, что вправе предъявлять требования, которые в силу статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организация и подлежат неукоснительному выполнению по всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, любому праву корреспондирует соответствующая обязанность. В данном случае, праву судебного пристава-исполнителя самостоятельно, без согласования с Территориальным управлением, определить место приема-передачи имущества на реализацию должна соответствовать обязанность Территориального управления исполнить требование судебного пристава - исполнителя о явке в определенное им время и место. Принимая во внимание, что действующим законодательством такая обязанность не установлена, нельзя признать законным требование судебного пристава-исполнителя о явке представителя ООО «Башрегионстрой», действующего по поручению Территориального управления Росимущества по РБ, для принятия арестованного имущества на реализацию по адрес.

Суд обоснованно указал, что судебный пристав-исполнитель вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку определение порядка передачи имущества на реализацию его полномочиями не охватывается.

Согласно пункта 5.1.1 указанного Порядка, контроль за организацией реализации арестованного имущества должников обеспечивает ФССП России, ее территориальные органы, судебный пристав-исполнитель. На Росимущество возложен контроль за реализацией имущества, обеспечение сохранности принятого на реализацию имущества (пункты 5.4.1 и 5.4.3 Порядка взаимодействия). Пункт 5.6.3. Порядка взаимодействия предусматривает проведение рабочих встреч представителей по конкретным вопросам взаимодействия. Согласно п.5.2.3 Порядка, судебный пристав-исполнитель вправе обращаться в случае выявления фактов нарушений специализированными организациями условий государственного контракта в Росимущество с предложением принять соответствующие меры реагирования.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что при отсутствии правового регулирования отношений по взаимодействию Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросу определения места передачи имущества и доставки его к месту хранения, ответственным лицом в данном случае является Давлекановский межрайонный отдел УФССП России по Республике Башкортостан, которое обязано решать вопросы, связанные с ходом исполнительного производства, находящегося в производстве отдела, и принимать меры к своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Ссылку заявителя на положения статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд находит несостоятельной.

Указанная норма определяет, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации

Вместе с тем, по смыслу положений статей 64 и 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве», исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения требований исполнительных документов в отношении организации-должника, чем и обусловлено их совершение (применение) по ее юридическому адресу (месту нахождения имущества). В частности, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе накладывать арест на имущество, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, а также совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В отношении ООО «Башрегионстрой» - специально уполномоченного органа, выступающего продавцом арестованного имущества, совершаются не исполнительные действия, а реализуются полномочия судебного пристава -исполнителя в рамках взаимодействия двух структур в целях исполнения возложенных на них функций и задач.

Кроме того, как было указано выше, в силу части 1 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Следовательно, передача имущества на реализацию ООО «Башрегионстрой» по акту приема-передачи возможна лишь после изъятия арестованного имущества у должника.

Из материалов дела усматривается, что изъятие имущества должника ФИО2 по месту его жительства не произведено, требование судебного пристава-исполнителя от дата N №... о явке для передачи имущества направлены в адрес ООО «Башрегионстрой» до изъятия арестованного имущества у должника, т.е. фактически до момента готовности имущества к передаче.

С приведенными выводами суда коллегия согласна, поскольку они построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах по делу, и при верном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, либо нуждались в дополнительной проверке.

При таких обстоятельствах, постановленное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Давлекановского МО УФССП по РБ - без удовлетворения.

Председательствующий Г.К. Зайнуллина

Судьи Г.Р. Кулова

Э.Р. Нурисламова

Справка: судья Зайнеев Т.Р.