г. Хабаровск
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу N 33-1286/2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Е.С.Жельнио,
судей И.Н.Овсянниковой, К.В.Аноприенко,
при секретаре А.С.Солоха,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Охотская горно-геологическая компания» на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 06 ноября 2015 года, принятое по гражданскому делу по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурор в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Охотская горно-геологическая компания», ООО «Охотский морской порт» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения прокурора Марченко Ю.Н., представителя ООО «Охотская горно-геологическая компания» - ФИО1, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Охотская горно-геологическая компания» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности, в результате которой выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – морской порт <адрес> в части проведения оценки уязвимости. Проверкой установлено, что в соответствии с договором аренды от 08.09.2005 г. недвижимое имущество (причалы №1-5, котельная, гараж автопогрузчиков, здание транзитного склада, три склада, здание подстанции) в морском порту <адрес> передано ФГУП «Охотский морской рыбный порт» в арену ОАО «Охотская горно-геологическая компания» сроком на 20 лет. В соответствии с договором аренды от 01.01.2015 г. ООО «Охотская горно-геологическая компания» передало ООО «Охотский морской порт» в аренду на срок до 30.11.2015 г. часть перегрузочного комплекса, а именно здание диспетчерской, склады, гараж автопогрузчиков, котельную. 13.01.2015 г. в ООО «Охотская горно-геологическая компания» поступило уведомление Федерального агентства морского и речного транспорта о присвоении объекту транспортной инфраструктуры «Портовый перегрузочный комплекс» 4 категории и реестрового номера №. Установленный трехмесячный срок проведения оценки уязвимости по последнему полученному уведомлению истек 13.04.2015 г. На момент проверки 03.08.2015 г. указанная обязанность ООО «Охотская горно-геологическая компания» не исполнена, в связи с чем, устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса в морском порту <адрес> от актов незаконного вмешательства не обеспечено.
С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать ООО «Охотская горно-геологическая компания» обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – «Портовый перегрузочный комплекс» в морском порту <адрес>, включающий в себя: склад металлический №6, склад металлический №7, здание управления (санитарно-бытовой комплекс), причал №1, №2, №3, №4, №5 универсальный.
Определением Охотского районного суда Хабаровского края от 09 октября 2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Охотский морской порт».
Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 06 ноября 2015 года исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора удовлетворены частично, на ООО «Охотская горно-геологическая компания» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – «Портовый перегрузочный комплекс» в морском порту <адрес> в отношении следующих зданий и сооружений: здание управления (санитарно-бытовой комплекс) общей площадью 1023,9 кв.м., расположенное по адресу <...>; сооружения причал №1, №2, №3, №4, №5 универсальный, расположенный <адрес>. Принят отказ Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора от исковых требований к ООО «Охотский морской порт», производство по делу в отношении указанного ответчика прекращено.
Дополнительным решением Охотского районного суда Хабаровского края от 18 ноября 2015 года с ООО «Охотская горно-геологическая компания» взыскана госпошлина в доход бюджета Охотского муниципального района Хабаровского края в сумме <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе ООО «Охотская горно-геологическая компания» просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, установив обязанность ответчика исполнить требования пункта 5.7 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», утвержденных приказом Минтранса РФ №41 от 08.02.2011 г. путем заключения соответствующего публичного договора со специализированной организацией. Указывает, что ответчик не является специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, аккредитованной для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в связи с чем, такую оценку произвести не может, а может лишь принять меры к обеспечению выполнения оценки уязвимости путем заключения соответствующего публичного договора со специализированной организацией. При этом ответчик не может обеспечить исполнение специализированной организацией обязательств по проведению оценки уязвимости в установленный Приказом Минтранса №87 от 12.04.2010 г. срок, а также своевременное утверждение компетентным органом результатов оценки уязвимости объектов.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждено, что ООО «Охотская горно-геологическая компания» пользуется зданиями и сооружениями (транспортным складом, котельной, гаражом, складами №№5-7, зданием управления) в связи с нахождением в собственности, а также гидротехническими сооружениями (причалами №№1-5) по договору аренды от 08.09.2005 г. и дополнительным соглашением к нему от 02.09.2013 г., расположенным на территории морского порта <адрес>, являющихся объектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с договором аренды от 01.01.2015 г. ООО «Охотская горно-геологическая компания» передано в аренду ООО «Охотский морской порт» на срок до 30.11.2015 г. часть перегрузочного комплекса, а именно здание диспетчерской, склады №1,2,5,6,7, гараж автопогрузчиков, котельную.
13.01.2015 г. в ООО «Охотская горно-геологическая компания» поступило уведомление Федерального агентства морского и речного транспорта от 24.11.2014 г. о присвоении объекту транспортной инфраструктуры «Портовый перегрузочный комплекс» 4 категории и реестрового номера №.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - ФЗ "О транспортной безопасности") обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с пунктом 4 статьи 1 ФЗ "О транспортной безопасности" понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (п. 5 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности").
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 5 ФЗ).
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 9 ФЗ "О транспортной безопасности", на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 г. №41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ООО «Охотская горно-геологическая компания, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, в установленный п. 5.7 Требований трехмесячный срок не провело оценку уязвимости по последнему полученному уведомлению о включении объектов транспортной инфраструктуры в реестр категорированных, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных законодательством.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных доказательств.
Определяя состав имущества, входящего в объекты транспортной инфраструктуры морского порта р.п. Охотск, в отношении которого ООО «Охотская горно-геологическая компания» обязана осуществить вышеуказанные действия, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данный перечень не должны входить склады №6 и №7, как имеющие иного законного пользователя, являющегося субъектом транспортной инфраструктуры.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не является специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, аккредитованной для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не свидетельствуют о незаконности судебного постановления суда первой инстанции, поскольку как следует из резолютивной части решения, на ответчика возложена обязанность лишь обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, что соответствует положениям ФЗ "О транспортной безопасности", Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Так же судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о том, что срок для исполнения обязанности не зависит и не может зависеть от ответчика, поскольку указанная обязанность должна была быть исполнена ответчиком в течение трех месяцев в соответствии с уведомлением о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, указанное уведомление ответчиком было получено 13.01.2015 г., следовательно, у ООО «Охотская горно-геологическая компания» имелось достаточно времени исполнить требования законодательства.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем, решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Охотского районного суда Хабаровского края от 06 ноября 2015 года по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурор в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Охотская горно-геологическая компания», ООО «Охотский морской порт» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности, - оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Охотская горно-геологическая компания» без удовлетворения.
Председательствующий: Е.С.Жельнио
Судьи: К.В.Аноприенко
И.Н.Овсянникова