Председательствующий Царева Е.А.
Дело № 33 – 1290/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 19 июня 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Страховой О.А.,
судей Весёлой И.Н., Долгополовой Т.В.,
при секретаре Райковой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Абаканского транспортного прокурора на решение Абаканского городского суда от 04 марта 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Абаканского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия незаконным, понуждении обеспечить государственную охрану вагонного участка Абакан.
Заслушав доклад судьи Весёлой И.Н., объяснения представителя истца старшего помощника Абаканского транспортного прокурора Костенко А.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя ответчика ФИО1, выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абаканский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее – ОАО «ФПК») о признании незаконным бездействия в обеспечении государственной охраны вагонного участка Абакан по адресу: <адрес> и понуждении обеспечить государственную охрану названного объекта, мотивировав требования тем, что спорный объект относится к числу объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и подлежит государственной охране. В нарушение норм действующего законодательства охрана вышеназванного объекта осуществляется частным охранным предприятием ООО «Б».
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник Абаканского транспортного прокурора Костенко А.А. исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным бездействие в обеспечении государственной охраны всех помещений вагонного участка Абакан, обязать ответчика обеспечить государственную охрану всех помещений вагонного участка Абакан, расположенных в <адрес>. По существу заявленных требований привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что вагонный участок Абакан – структурное подразделение Енисейского филиала ОАО «ФПК» не относится к объектам транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащим государственной охране. В связи с этим спорный объект правомерно был передан под охрану ООО «Б», осуществляющему частную охранную деятельность на основании соответствующей лицензии.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований Абаканского транспортного прокурора.
С решением не согласен Абаканский транспортный прокурор Безгин Ю.Е. В апелляционном представлении он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что вагонный участок Абакан не относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Ссылаясь на Положение о вагонном участке Абакан, полагает, что вагонный участок Абакан является основополагающим звеном в системе перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, а потому подпадает под признаки объекта транспортной инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования. Указывает, что данное обстоятельство явилось основанием для привлечения вступившим в законную силу решениемАрбитражного суда Республики Хакасия к административной ответственности ООО «Б», взявшего под охрану названный объект, а в силу Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу. Кроме того, ссылается на особую значимость вопроса об обеспечении государственной охраны объекта, задействованного в реализации возложенных на ответчика Правительством РФ задач, в связи с произошедшим 29-30 декабря 2013 г. террористическим актом в г.Волгограде.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель ответчика ОАО «ФПК» ФИО2, выражая согласие с обжалуемым решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Частью 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений относительно представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4, п. 9 ст. 1 названного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или используют их на ином законном основании.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (приложение № 1). В пункте 15 данного Перечня объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования названы как объекты, подлежащие государственной охране.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, вагонный участок Абакан является структурным подразделением Енисейского филиала ОАО «ФПК». Основной целью его деятельности является своевременное и качественное обеспечение железнодорожных пассажирских поездов дальнего следования исправным подвижным составом, поездными бригадами и сервисное обслуживание в соответствии с установленными требованиями и запланированными бюджетными параметрами (л.д. 56-58).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ФПК» и ООО «Б» заключен договор № на оказание услуг по охране объектов Енисейского филиала ОАО «ФПК», поименованных в приложении № 1, в котором содержится перечень объектов, передаваемых для охраны, в том числе здание пассажирского вагонного депо Абакан (ЛВЧ-5) по адресу: <адрес> (л.д. 87-98).
Согласно сообщению вагонного участка Абакан, имеющемуся в материалах дела, в связи с закрытием вагонного депо с последующей передачей здания по <адрес> мотор-вагонному депо Абакан администрация вагонного участка переехала в здание по <адрес>. В акт приема-передачи объекта под охрану вносятся изменения (л.д. 86).
В силу понятий, определенных в ч.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт общего пользования – это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Железнодорожный транспорт необщего пользования – это совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
Обращаясь в суд с иском и настаивая на том, что вагонный участок Абакан является объектом железнодорожного транспорта общего пользования, прокурор в силу ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, должен был представить доказательства, свидетельствующие об отнесении вагонного участка к таковым объектам. Как видно из материалов дела, таких доказательств прокурор не представил.
Проанализировав нормы права и исследовав доказательства, суд пришел к выводу, что спорный объект не относится к объектам транспортной инфраструктуры федерального значения и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, отказав прокурору в иске.
Исходя из имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда.
Специфика деятельности ОАО «ФПК» и задачи вагонного участка Абакан, на что ссылается прокурор в апелляционном представлении, сами по себе не свидетельствуют об отнесении конкретного объекта, находящегося в собственности ответчика, к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
Ссылка в апелляционном представлении на решение Арбитражного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Б» к административной ответственности не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку ОАО «ФПК» не являлось стороной по указанному делу, следовательно, в силу ч.3 ст.61 ГПК РФ названное решение арбитражного суда не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Апелляционное представление не содержит ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были предметом исследования суда и не получили надлежащей оценки в обжалуемом решении, а также доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке. Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционное представление не подлежитудовлетворению, а обжалуемое решение – отмене.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда от 04 марта 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление Абаканского транспортного прокурора Безгина Ю.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи И.Н. Весёлая
Т.В. Долгополова