ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12938/2013 от 18.06.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Николаева Т.П. Дело № 33 – 12938/2013АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   «18» июня 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего Поповой Е.И.

судей Шелудько В.В., Кудинова А.В.

по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.

при секретаре Лукки А.А.

c участием прокурора Калиниченко А.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Динского района по доверенности Нагибиной О.В. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 12 апреля 2013 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Динского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Динского района о создании дополнительных мест в дошкольной образовательных учреждениях.

В обоснование иска указано, что на территории Динского района функционирует 31 дошкольное образовательное учреждение, 28 из которых - муниципальные, в очереди на предоставление мест в данных учреждениях состоит 2466 несовершеннолетних, из них детей, достигших возраста 1 год 6 месяцев - 724, достигших возраста 3 лет - 1113. Вышеприведенные данные свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц на получение дошкольного образования.

Когда ребенок достигает возраста полутора лет, семье фактически прекращаются меры государственной социальной поддержки: пособие значительно уменьшается в размере. При этом родителю ребенка невозможно выйти на работу из-за отсутствия мест в дошкольных учреждениях района, что существенно влияет на уровень благосостояния семьи и не дает возможность обеспечить несовершеннолетнему должный уровень воспитания и содержания.

При ежегодном увеличении нуждающихся в определение в дошкольные образовательные учреждения в муниципальном образовании Динской район в недостаточной мере развиваются альтернативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей, в том числе на базе средних образовательных учреждений, а также на базе учреждений дополнительного образования детей, консультативные пункты для родителей и семейного воспитания.

Кроме этого, в Динском районе, практически во всех детских садах нарушаются санитарные нормы и правила в связи с переполняемостью групп несовершеннолетними воспитанниками.

Закрепляя право на образование, и в качестве одного из его элементов право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает экономическую и физическую доступность образования.

Своевременное не принятие администрацией муниципального образования Динской район комплекса мер по организации предоставления общедоступного дошкольного образования создало на момент предъявления иска очередность более 2000 несовершеннолетних.

Прокурор полагал, что данным бездействием нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и созданы препятствия в осуществлении гражданами своих прав и свобод. Просил суд обязать администрацию муниципального образования Динской район принять дополнительные меры, направленные на создание 1500 дополнительных мест в дошкольных учреждениях района до 01 января 2015 года путем реконструкции действующих муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, строительства и открытия дополнительных образовательных учреждений на территории муниципального бразования Динской район.

В судебном заседании помощник прокурора уточнил заявленные требования, в части срока обязания ответчика принять дополнительные меры - до конца 2015 года, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснил суду, что дети, достигшие возраста приема в детские сады и состоящие в очереди, не обеспечены местом в дошкольном образовательном учреждении, ввиду отсутствия в детских садах необходимого количества мест, что нарушает права детей дошкольного возраста на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении, гарантированного Конституцией РФ.

Представитель ответчика Нагибина О.В. предъявленные требования не признала. Пояснила суду, что разработана Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы». Согласно положениям указанной программы, ожидаемым конечным результатом ее реализации предусмотрено увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7%.

В Краснодарском крае, в свою очередь, принята Долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае на 2010-2015 годы», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2010 № 480. Пунктом 4 раздела 5 указанной программы предусмотрено, что реализация мероприятий программы позволит достичь к 2015 году охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями в размере 63,5%.

Критериями выполнения программы к концу 2015 года определено введение за счет муниципальных и краевых средств 9695 мест на территории Краснодарского края.

В Динском районе постановлением администрации муниципального образования Динской район от 14 января 2011 года № 62 утверждена районная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Динском районе» на 2011-2015 годы».

Пояснила, что истец строит свои доводы на основании положений районной целевой программы, согласно которой исполнителем мероприятий программы и бюджетополучателем денежных средств является управление образования администрации муниципального образования Динской район. Согласно указанной программе разработчиком, исполнителем мероприятий программы и бюджетополучателем определено управление образования администрации муниципального образования Динской район, которое решением Совета муниципального образования Динской район от 27 января 2010 года " номер обезличен " учреждено в качестве юридического лица.

Раздел 5 программы «Оценка социально-экономического обеспечения Программы» предусматривает, что реализация программы позволит достичь охвата детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями за период с 2011 по 2015 гг. с 49,0% до 56,1%, что составляет прирост в 7,1%, что превышает общероссийский ожидаемый показатель на 0,1%.

Одним из критериев выполнения программы является количество мест в детских дошкольных учреждениях за счет программных мероприятий в количестве 360 мест.

Указала, что истцом не представлено обоснование заявленных требований в части количества вводимых мест 1500 в детских дошкольных учреждениях. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, управления образования администрации муниципального Динской район, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Полностью поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. При этом не оспаривала тот факт, что имеющегося на территории муниципального Динской район количества дошкольных образовательных учреждений недостаточно для обеспечения всех детей, достигших возраста приема в детские сады и состоящих в очереди.

Представитель третьего лица, Министерства образования и науки Краснодарского края полагал, что иск не подлежит удовлетворению. Пояснил суду, что истцом не указан источник возникновения обязанности муниципального образования Динской район создать 1500 дополнительных мест в дошкольных учреждениях района до конца 2015 года. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений отсутствует. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Динского районного суда Краснодарского края от 12 апреля 2013 года требования прокурора Динского района удовлетворены частично.

Суд обязал администрацию муниципального образования Динской район принять дополнительные меры, направленные на создание 1113 дополнительных мест в дошкольных учреждениях района до 31 декабря 2015 года путем реконструкции действующих муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования Динской район, строительства новых и создания дополнительных дошкольных образовательных учреждений.

В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Динского района по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица - Министерства образования и науки Краснодарского края по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы жалобы администрации муниципального образования Динской район, выслушав прокурора Калиниченко А.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»).

В силу ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 31 упомянутого Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Аналогичные положения закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 гoдa № 131-ФЗ.

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что обязанность создавать муниципальные образовательные учреждения возложена на органы местного самоуправления.

Как следует из п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Динской район к вопросам местного значения относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Краснодарского края; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях краевого значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Динской район, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

Администрация муниципального образования Динской район является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года № 2562, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Как установлено судом, прокуратурой Динского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования Динской район, в ходе которой выявлено отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающее местами всех нуждающихся детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Так, на территории муниципального образования Динской район функционируют 31 дошкольное образовательное учреждение, 28 из которых - муниципальные, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Общее количество мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, составляет 3428 - муниципальных, 230 - негосударственные. За последние 3 года введено дополнительно 390 мест, услугами дошкольного образования охвачены 5849 детей, из них посещают дошкольные учреждения полного дня - 4759 детей, вариативные формы - 1090 дошкольников.

Вместе с тем, в очереди на предоставление мест в данных учреждениях состоит 2466 несовершеннолетних, из них детей, в возрасте от 1 года 6 месяцев до трех лет - 629, достигших возраста 3 лет - 1113, при численности населения от 1 года до 6 лет - 8601 человек.

Данное обстоятельство в ходе судебного заседания лицами, участвующими в деле не оспаривалось.

Реализуя районные целевые программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования Динской район на 2007-2010 годы», утвержденную решением Совета муниципального образования Динской район от 30 января 2007 года " номер обезличен " и «Развитие дошкольного образования в Динском районе на 2011-2015 годы», утвержденную Постановлением администрации муниципального образования Динской район от 14 января 2011 года №62, администрация муниципального образования Динской район планомерно занимается развитием сети дошкольных учреждений в районе.

С 2007 по 2009 года, выполняя РЦП «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования Динской район на 2007-2010 годы», дополнительно введено 490 мест в дошкольных образовательных учреждениях.

В 2010 году осуществлены работы, направленные на увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях Динского района: в ДОУ № 15 ст. Васюринской открыта 1 группа, восстановлено здание ДОУ №5 ст. Пластуновской, в ДОУ № 29 открыта одна групповая ячейка, произведено оснащение мебелью, игровым оборудованием вновь созданных групповых ячеек в ДОУ № 15, 29. Развивались вариативные формы дошкольного образования: функционировали группы кратковременного пребывания, семейного воспитания, логопедические группы.

В 2011 году - в ДОУ № 29, 19, 15 открыто по одной групповой ячейке и произведена замена кровли здания в ДОУ № 15, реконструкция здания ДОУ №7. Функционировали группы кратковременного пребывания: 24 адаптационных для детей раннего возраста, 26 консультационных пунктов, 7 - семейного воспитания.

В 2012 году в ДОУ № 9 открыто 3 групповые ячейки, произведено благоустройство территории и устройство теневых навесов в ДОУ №7, приобретено игровое, спортивное оборудование в ДОУ № 9, 66. Отрабатываются вариативные формы дошкольного образования, которыми было охвачено 1090 детей.

В 2013 году мероприятиями программы «Развитие дошкольного образования в Динском районе» на 2011-2015 годы» запланирован перечень работ, направленных на увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Реализация указанной программы позволит достичь охвата детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями за период с 2011 по 2015 гг. с 49,0% до 56,1%, что составляет прирост в 7,1%, (раздел 5 «Оценка социально-экономического обеспечения Программы»).

Как видно из материалов дела, принимаемые администрацией МО Динской район меры по открытию дополнительных групп в муниципальных дошкольных учреждениях, увеличению количества мест в существующих дошкольных учреждениях являются недостаточными для обеспечения всех нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях, чем нарушаются гарантированные государством права детей, проживающих на территории района на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить на территории муниципального образования Динской район предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования для детей, имеющих право на получение дошкольного образования, путем реконструкции действующих муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования Динской район, строительства новых и создания дополнительных дошкольных образовательных учреждений являются законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению исходя из количества нуждающихся детей, в возрасте от трех до семи лет - 1113, поскольку судом установлен факт не обеспечения всех нуждающихся детей местом в дошкольных образовательных учреждениях, в связи с отсутствием необходимого количества дошкольных образовательных учреждений, чем нарушаются гарантированные государством права детей, при этом обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в силу вышеуказанных правовых норм лежит на органах местного самоуправления.

При определении срока устранения нарушений суд первой инстанции обоснованно принял во внимание утвержденную программу со сроком ее реализации до 31 декабря 2015 года.

Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований прокурора в части, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Динского районного суда Краснодарского края от 12 апреля 2013 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: