ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1293/2015 от 01.04.2015 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

      Докладчик БлиноваМ.А.

  Апелляционное дело №33-1293/2015

 Судья Иванов О.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 01 апреля 2015 года г.Чебоксары

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего БлиновойМ.А.,

 судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,

 при секретаре Михайловой И.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению прокурора Красночетайского района Чувашской Республики о признании недействующим в части муниципального нормативного правового акта, поступившее по апелляционной жалобе Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 20 января 2015 г., которым постановлено:

 «Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац 7 пункта 1.1.2 Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района от 06 декабря 2013г. №01 «О бюджете Красночетайского района Чувашской республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в части «приостановить выделение средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом».

 Заслушав доклад председательствующего БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики Артемьева Н.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Ишмуратовой Л.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 установила:

 Прокурор Красночетайского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 7 пункта 1.1.2 Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики от 06 декабря 2013 г. №01 «О бюджете Красночетайского района Чувашской республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в части, предусматривающей приостановку выделения средств на ремонт автодороги подъезд к с.Красные Четаи до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом, со дня вступления в силу оспариваемого нормативно-правового акта.

 Требования мотивированы тем, что оспариваемое положение противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 154, 153, 215.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.15, 35, 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку Собрание депутатов Красночетайского района Чувашской Республики как представительный орган муниципального образования федеральным законодательством не наделено полномочиями по исполнению бюджета муниципального образования. Полагает, что закрепив в муниципальном акте оспариваемое положение о приостановлении выделения средств бюджета, Собрание депутатов Красночетайского района вмешалось в установленный действующим законодательством порядок исполнения бюджета Красночетайского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Полномочиями по исполнению бюджета наделено на территории муниципального образования администрация Красночетайского района.

 В судебном заседании помощник прокурора Савинкина Д.В. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что признанию противоречащим федеральному законодательству подлежит не весь абзац 7 п.1.1.2. Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района от 06 декабря 2013 года №01, а только выражение в части указания о приостановке выделения средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом. Предусмотренные бюджетом деньги в сумме 3533,660 руб. на ремонт автодороги - подъезд к с.Красные Четаи (абзац 7 п.1.1 Приложения) - освоены в полном объеме еще в 2014 году.

 Представитель администрации Красночетайского района Чувашской Республики Кондратьева В.Н. требования прокурора поддержала.

 Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики Артемьев Н.С. возражал против удовлетворения заявления прокурора, указав, что решение о приостановке выделения денег на ремонт автодороги – подъезда к с.Красные Четаи – до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом было принято с целью предотвратить хищение денег. В настоящее время ремонт автодороги закончен, решением Арбитражного суда Чувашской Республики в пользу подрядной организации взысканы заложенные в местный бюджет денежные средства в размере 3533660 руб.

 Решением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 20 января 2015 г. абзац 7 пункта 1.1.2 Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района от 06 декабря 2013. №01 «О бюджете Красночетайского района Чувашской республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в части выражения «приостановить выделение средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом» признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

 Указанное решение обжаловано Собранием депутатов Красночетайского района Чувашской Республики по мотиву незаконности.

 Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

 Решением Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики от 06 декабря 2013 года №01 утвержден бюджет Красночетайского района Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов. В Приложении №26 к указанному решению Собрания депутатов определены объемы распределения средств муниципального дорожного фонда Красночетайского района. Указанное решение Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики от 06 декабря 2013 года №01 с приложением №26 официально опубликовано в газете «Вестник Чувашии» от 06 декабря 2013 года №24.

 Пунктом 1.1.2. Приложения №26 предусмотрены объемы распределения средств на ремонт и проектирование по проектированию по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного назначения. В абзаце 7 на ремонт автодороги дороги подъезд к с. Красные Четаи указаны объем финансирования 3533 660 руб., в том числе за счет субсидий из республиканского бюджета ЧР 3180290 руб., за счет средств местного бюджета 353370 руб. При этом в абзаце 7 п.1.1.2 Приложения №26 закреплено: «ремонт автодороги подъезд с.Красные Четаи до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом выделение средств приостановить».

 Проверяя оспариваемое положение муниципального нормативного правового акта, судебная коллегия исходит из следующего.

 В силу статьи 253 ГПК РФ основанием признания нормативного акта недействующим является несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.

 В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно осуществляется решение вопросов местного значения.

 Согласно статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

 Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

 Удовлетворяя требования прокурора, суд правильно исходил из того, что оспариваемая норма в части слов «приостановить выделение средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом» противоречит федеральному законодательству, в частности, абзацу 2 п. 15 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку принята представительным органом в превышение своих полномочий, т.к. вопрос исполнения бюджета муниципального образования не входит в компетенцию представительного муниципального органа.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса, в том числе, являются законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

 В силу положений статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

 Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 В статье 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия

 представительного органа муниципального образования. В п. 10 ст. 35 указанного федерального закона закреплено, что к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

 Аналогичным образом определена компетенция Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики а уставе Красночетайского района Чувашской Республики.

 Согласно п.15 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

 Таким образом, в силу приведенных положений бюджетного законодательства исполнение бюджета относится к бюджетным полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, представительные органы не имеют права выполнять функции по исполнению бюджетов.

 Собрание депутатов Красночетайского района Чувашской Республики приняв решение о бюджете Красночетайского района на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016г. одновременно, т.е. при принятии бюджета сразу же закрепило нормоположение о приостановлении выделения средств бюджета на ремонт автодороги подъезд с.Красные Четаи, в том числе выделенные за счет субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики. Такое нормозакрепление нельзя отнести к последующему контролю за исполнительным органом местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по исполнению бюджета. Перечисление средств бюджета на ремонт дороги относится реализации функции «исполнение бюджета». В противном случае закрепление представительным органом в муниципальном акте о местном бюджете статьи расходов на определенные цели на решение вопроса местного значения и одновременное закрепление о приостановлении перечисления средств бюджета на цели, указанные в бюджетной строке, вызывает определенную правовую неопределенность относительно разграничения полномочий представительного и исполнительного муниципальных органов.

 При установленных судом обстоятельствах принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта в части в превышение полномочий представительным муниципальным органом с нарушением требований федерального законодательства, вывод суда об удовлетворении требований прокурора является правильным, а доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица не влекут отмену по существу правильного решения суда.

 Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 Апелляционную жалобу Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 20 января 2015 г. оставить без удовлетворения.

 Председательствующий М.А.Блинова

 Судьи: И.А.Максимова

 И.В.Юркина