ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1293/2015 от 01.04.2015 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

      Докладчик БлиноваМ.А.

  Апелляционное дело №33-1293/2015

 Судья Иванов О.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 01 апреля 2015 года г.Чебоксары

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего БлиновойМ.А.,

 судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,

 при секретаре Михайловой И.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению прокурора Красночетайского района Чувашской Республики о признании недействующим в части муниципального нормативного правового акта, поступившее по апелляционной жалобе Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 20 января 2015 г., которым постановлено:

 «Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац 7 пункта 1.1.2 Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района от 06 декабря 2013г. №01 «О бюджете Красночетайского района Чувашской республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в части «приостановить выделение средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом».

 Заслушав доклад председательствующего БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Ишмуратовой Л.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 установила:

 Прокурор Красночетайского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 7 пункта 1.1.2 Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики от 06 декабря 2013 г. №01 «О бюджете Красночетайского района Чувашской республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в части, предусматривающей приостановку выделения средств на ремонт автодороги подъезд к с.Красные Четаи до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом, со дня вступления в силу оспариваемого нормативно-правового акта.

 Требования мотивированы тем, что оспариваемое положение противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 154, 153, 215.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.15, 35, 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку Собрание депутатов Красночетайского района Чувашской Республики как представительный орган муниципального образования федеральным законодательством не наделено полномочиями по исполнению бюджета муниципального образования. Полагает, что закрепив в муниципальном акте оспариваемое положение о приостановлении выделения средств бюджета, Собрание депутатов Красночетайского района вмешалось в установленный действующим законодательством порядок исполнения бюджета Красночетайского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Полномочиями по исполнению бюджета наделено на территории муниципального образования администрация Красночетайского района.

 В судебном заседании помощник прокурора Савинкина Д.В. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что признанию противоречащим федеральному законодательству подлежит не весь абзац 7 п.1.1.2. Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района от 06 декабря 2013 года №01, а только выражение в части указания о приостановке выделения средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом. Предусмотренные бюджетом деньги в сумме 3533,660 руб. на ремонт автодороги - подъезд к с.Красные Четаи (абзац 7 п.1.1 Приложения) - освоены в полном объеме еще в 2014 году.

 Представитель администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО2 требования прокурора поддержала.

 Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики ФИО1 возражал против удовлетворения заявления прокурора, указав, что решение о приостановке выделения денег на ремонт автодороги – подъезда к с.Красные Четаи – до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом было принято с целью предотвратить хищение денег. В настоящее время ремонт автодороги закончен, решением Арбитражного суда Чувашской Республики в пользу подрядной организации взысканы заложенные в местный бюджет денежные средства в размере 3533660 руб.

 Решением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 20 января 2015 г. абзац 7 пункта 1.1.2 Приложения №26, утвержденного решением Собрания депутатов Красночетайского района от 06 декабря 2013. №01 «О бюджете Красночетайского района Чувашской республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в части выражения «приостановить выделение средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом» признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

 Указанное решение обжаловано Собранием депутатов Красночетайского района Чувашской Республики по мотиву незаконности.

 Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

 Решением Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики от 06 декабря 2013 года №01 утвержден бюджет Красночетайского района Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов. В Приложении №26 к указанному решению Собрания депутатов определены объемы распределения средств муниципального дорожного фонда Красночетайского района. Указанное решение Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики от 06 декабря 2013 года №01 с приложением №26 официально опубликовано в газете «Вестник Чувашии» от 06 декабря 2013 года №24.

 Пунктом 1.1.2. Приложения №26 предусмотрены объемы распределения средств на ремонт и проектирование по проектированию по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного назначения. В абзаце 7 на ремонт автодороги дороги подъезд к с. Красные Четаи указаны объем финансирования 3533 660 руб., в том числе за счет субсидий из республиканского бюджета ЧР 3180290 руб., за счет средств местного бюджета 353370 руб. При этом в абзаце 7 п.1.1.2 Приложения №26 закреплено: «ремонт автодороги подъезд с.Красные Четаи до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом выделение средств приостановить».

 Проверяя оспариваемое положение муниципального нормативного правового акта, судебная коллегия исходит из следующего.

 В силу статьи 253 ГПК РФ основанием признания нормативного акта недействующим является несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.

 В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно осуществляется решение вопросов местного значения.

 Согласно статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

 Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

 Удовлетворяя требования прокурора, суд правильно исходил из того, что оспариваемая норма в части слов «приостановить выделение средств до выяснения обстоятельств контрольно-счетным органом» противоречит федеральному законодательству, в частности, абзацу 2 п. 15 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку принята представительным органом в превышение своих полномочий, т.к. вопрос исполнения бюджета муниципального образования не входит в компетенцию представительного муниципального органа.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса, в том числе, являются законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

 В силу положений статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

 Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 В статье 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия

 представительного органа муниципального образования. В п. 10 ст. 35 указанного федерального закона закреплено, что к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

 Аналогичным образом определена компетенция Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики а уставе Красночетайского района Чувашской Республики.

 Согласно п.15 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

 Таким образом, в силу приведенных положений бюджетного законодательства исполнение бюджета относится к бюджетным полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, представительные органы не имеют права выполнять функции по исполнению бюджетов.

 Собрание депутатов Красночетайского района Чувашской Республики приняв решение о бюджете Красночетайского района на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016г. одновременно, т.е. при принятии бюджета сразу же закрепило нормоположение о приостановлении выделения средств бюджета на ремонт автодороги подъезд с.Красные Четаи, в том числе выделенные за счет субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики. Такое нормозакрепление нельзя отнести к последующему контролю за исполнительным органом местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по исполнению бюджета. Перечисление средств бюджета на ремонт дороги относится реализации функции «исполнение бюджета». В противном случае закрепление представительным органом в муниципальном акте о местном бюджете статьи расходов на определенные цели на решение вопроса местного значения и одновременное закрепление о приостановлении перечисления средств бюджета на цели, указанные в бюджетной строке, вызывает определенную правовую неопределенность относительно разграничения полномочий представительного и исполнительного муниципальных органов.

 При установленных судом обстоятельствах принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта в части в превышение полномочий представительным муниципальным органом с нарушением требований федерального законодательства, вывод суда об удовлетворении требований прокурора является правильным, а доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица не влекут отмену по существу правильного решения суда.

 Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 Апелляционную жалобу Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 20 января 2015 г. оставить без удовлетворения.

 Председательствующий М.А.Блинова

 Судьи: И.А.Максимова

 И.В.Юркина