ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1294 от 09.04.2013 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Анисимов Д.Е.       Дело № 33-1294

         09 апреля 2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Т.А.

и судей Обуховой С.Г., Черниковой О.Ф.

при секретаре Скрябиной А.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 09 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе департамента социального развития Кировской области на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 04 февраля 2013 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить.

Признать незаконными действия Кировского областного государственного учреждения социального обслуживания «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» и департамента социального развития Кировской области по прекращению предоставления ФИО1 меры социальной поддержки в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

Взыскать с департамента социального развития Кировской области за счет средств бюджета Кировской области в пользу ФИО1 частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты за период с 01.04.2012 года по 31.12.2012 года в размере 4 140 рублей.

Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ (л.д. 57), к Кировскому областному государственному учреждению социального обслуживания «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» и департаменту социального развития <адрес> о предоставлении меры социальной поддержки в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование исковых требований указала, что с февраля 1993 года работает в должности социального работника КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения», то есть работает и проживает в сельском населенном пункте, поэтому в соответствии со статьями 2, 3 Закона Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» имеет право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако на основании письма департамента социального развития Кировской области от 11.04.2011 г. № 81 ФИО1 указанную компенсацию не получает. В связи с изложенным просила признать незаконными действия КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» и департамента социального развития Кировской области по прекращению предоставления меры социальной поддержки в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты ФИО1, взыскать с департамента социального развития Кировской области за счет средств бюджета Кировской области в пользу ФИО1 частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты за период с 01.04.2012 года по 31.12.2012 года в размере 4 140 рублей.

Решением Вятскополянского районного суда Кировской области от 04 февраля 2013 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

С постановленным решением суда не согласен департамент социального развития Кировской области (далее - Департамент), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, считает, что при принятии решения судом нарушены нормы материального права. Указывает, что в соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Кировской области № 32/78 от 19.04.2005 г., гражданам, работающим в областных государственных учреждениях, за исключением пенсионеров, частичная компенсация выплачивается по месту работы, а поскольку местом работы ФИО1 является КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения», то у Департамента отсутствует обязанность по выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, следовательно, Департамент не является надлежащим ответчиком по делу. По мнению Департамента, вывод суда о взыскании с Департамента в пользу ФИО1 денежных средств противоречит нормам бюджетного законодательства, так как Департамент имеет сметно-бюджетное финансирование и в связи с этим все поступающие в распоряжение Департамента денежные средства могут быть использованы только по целевому назначению, в частности, на выплату социальных льгот, денежные средства для выплаты по судебным решениям не предусмотрены, следовательно, исполнение судебных решений о взыскании с Департамента денежных сумм будет производиться за счет денежных средств, предназначенных для социально незащищенных категорий граждан, что приведет к ущемлению их прав и нарушению бюджетного законодательства.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, от ФИО1, КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» поступили письменные ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

Так, согласно статьям 2 и 3 вышеназванного Закона частичная компенсация расходов выплачивается, в том числе, социальным работникам учреждений социального обслуживания населения (кроме совместителей), работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области. Указанная частичная компенсация выплачивается специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, и в расположенных в указанных населенных пунктах филиалах, отделениях, структурных подразделениях учреждений, расположенных в городах,

Как следует из материалов дела, ФИО1 15.02.1993 года принята на должность социального работника отдела социальной защиты населения <данные изъяты>, впоследствии переведена в Вятско-Полянский районный центр социального обслуживания населения, который в результате различных выделений и изменений стал именоваться КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения». В должности социального работника КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» ФИО1 работает по настоящее время.

Из справки КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» от 30.11.2012 г. № 754 следует, что ФИО1 является социальным работником участковой службы в Кулыжском сельском поселении.

Также судом установлено и ответчиком не оспаривается, что истец ФИО1 постоянно проживает в <...>.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО1, как социальный работник, проживающий и работающий в сельском населенном пункте, имеет право на предоставление частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 года № 267-ЗО.

Довод апелляционной жалобы о том, что требуемая компенсация должна выплачиваться по месту работы, а местом работы ФИО1 является КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения», в связи с чем Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, основан на ошибочном толковании норм права и подлежит отклонению как несостоятельный по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о порядке выплаты частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области № 32/78 от 19.04.2005 г., гражданам, работающим в областных государственных учреждениях, за исключением пенсионеров, частичная компенсация выплачивается по месту работы.

Как было отмечено выше ФИО1 работает в КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения».

Из положений Устава КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» следует, что учредителем данного учреждения является Кировская область, функции и полномочия учредителя выполняет департамент социального развития Кировской области.

Согласно Положению о департаменте социального развития Кировской области, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 г. № 155/504 (далее - Положение), КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» подведомственно департаменту социального развития Кировской области.

Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что Департамент осуществляет координацию деятельности подведомственных ему учреждений в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 Положения.

В соответствии с разделом 3 Положения (пункты 3.1.12.5-3.1.12.9), Департамент как главный распорядитель бюджетных средств реализует следующие бюджетные полномочия: осуществляет планирование соответствующих расходов областного бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств областного бюджета и исполняет соответствующую часть областного бюджета; вносит предложения в департамент финансов Кировской области по формированию и изменению сводной бюджетной росписи областного бюджета и лимитов бюджетных обязательств; определяет порядок составления и утверждения бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений; осуществляет контроль за соблюдением условий предоставления средств, установленных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 3.2 Положения Департамент на основе федеральных и областных нормативных правовых актов предоставляет государственные услуги, в том числе, по предоставлению частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

Кроме того, Постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2008 г. № 131/182 «О перечнях государственных услуг и функций исполнительных органов государственной власти Кировской области» утвержден перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Кировской области физическим и юридическим лицам, в частности, в пункте 4.7.15 Перечня указано, что департамент социального развития Кировской области является ответственным за предоставление частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно взыскал требуемую денежную компенсацию в размере 4 140 рублей в пользу ФИО1 с департамента социального развития Кировской области за счет средств бюджета Кировской области.

Довод апелляционной жалобы Департамента об отсутствии бюджетного финансирования по соответствующим показателям бюджетной сметы не может быть принят во внимание судебной коллегией и положен в основание для отмены решения, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина соответствующего права не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права, а также не освобождают заявителя жалобы от предоставления предусмотренных законом мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, поскольку выводов суда, изложенных в решении, не опровергают и не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения. Решение суда является обоснованным и законным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено. В связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 04 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:       Судьи: