ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1297/2015 от 25.06.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Еремеев О.И. Дело № 33адм-1297/2015

Докладчик Лихачева С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2015 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Усольцевой И.В.,

судей – Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.,

при секретаре – Вавулиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Южно-Сахалинска, открытому акционерному обществу «Сахалинская коммунальная компания» о возложении обязанности привести в пригодное для использования состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, установить указатели местоположения пожарных гидрантов, установить на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами, -

по апелляционной жалобе представителя администрации города Южно-Сахалинска Ф.И.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 02 апреля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность установить на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе от водонапорных башен, расположенных в городском округе «Южно-Сахалинск» село Новая Деревня, село Березняки, село Ключи, устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Южно-Сахалинска, открытому акционерному обществу «Сахалинская коммунальная компания» (далее – ОАО «СКК») о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по следующим адресам: город Южно-Сахалинск, планировочный район Ново-Александровск, улица 2-ая ФИО1, дома 1б и 5б, улица 3-я Строительная, дом 6, улица 30 лет Победы, дом 5, переулок Железнодорожный, дома 3в и 4а, улица Матросова, дома 20 и 53, улица Матросова дом 16 – улица Колхозная дом 4, улица Матросова – улица Почтовая, улица Науки, дом 1, улица Советская, дома 15, 39, 41, 55, 77, <...>, <...> село Ключи – водонапорная башня, село Новая Деревня – водонапорная башня, село Березняки – водонапорная башня.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокурором проверки установлено неисправное состояние пожарных гидрантов и водонапорных башен, расположенных по указанным адресам, что является нарушением законодательства Российской Федерации в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

03 февраля 2015 года прокурор уточнил заявленные требования, просил возложить на ответчиков следующие обязанности:

- привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по следующим адресам: город Южно-Сахалинск, планировочный район Ново-Александровск, переулок Железнодорожный, дома 3в и 4а, улица Советская, дома 41а, 55, 77, улица 3-я Строительная, дом 6, <...> (11), <...>;

- установить указатели местонахождения пожарных гидрантов, расположенных по адресам: город Южно-Сахалинск, планировочный район Ново-Александровск, улица 3-я Строительная, дом 6, <...>

- установить патрубки с пожарной полугайкой для забора воды пожарной техникой из водонапорных башен, расположенных по адресам: город Южно-Сахалинск, село Новая Деревня; город Южно-Сахалинск, село Березняки; город Южно-Сахалинск, село Ключи.

От исковых требований, предъявленных к администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «СКК» о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по адресам: город Южно-Сахалинск, планировочный район Ново-Александровск, улица 2-ая ФИО1, дома 1б и 5б, улица 30 лет Победы, дом 5, улица Матросова, дома 20 и 53, улица Матросова дом 16 – улица Колхозная дом 4, улица Матросова – улица Почтовая, улица Науки, дом 1, улица Советская, дома 15, 39, <...> - отказался.

Определением суда от 03 февраля 2015 года судом принят отказ от иска в вышеуказанной части, производство по делу в этой части прекращено.

18 марта 2015 года прокурор уточнил исковые требования, просил установить на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе от водонапорных башен, расположенных по адресам: город Южно-Сахалинск, село Новая Деревня; город Южно-Сахалинск, село Березняки; город Южно-Сахалинск, село Ключи, устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Южно-Сахалинска Ф.И.А. просит решение суда в удовлетворенной части отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора города Южно-Сахалинска к администрации города Южно-Сахалинска отказать в полном объеме. Указывает, что водонапорная башня, расположенная в селе Новая Деревня города Южно-Сахалинска, в реестре муниципального имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск» не значится. Полагает, что водонапорная башня и отводящий (подводяще-отводящий) трубопровод – это единый комплекс системы хозяйственно-производственного снабжения, вследствие чего обязанность по установке на данном объекте устройства должна возлагаться на собственника объекта, которым является Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Комсомолец». Кроме того, поскольку водонапорные башни, расположенные в селе Ключи и в селе Березняки были переданы в аренду ОАО «СКК» в соответствии с договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, именно это юридическое лицо обязано поддерживать данное имущество в надлежащем состоянии и производить за свой счет его текущий ремонт, а следовательно, на арендатора должна быть возложена и обязанность по установке на объектах устройств для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОАО «СКК» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Южно-Сахалинска- без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Южно-Сахалинска Ш.А.С. апелляционную жалобу поддержала, прокурор К.Д.А. и представитель третьего лица – ФГКУ «1 отряд ФПС по Сахалинской области» Г.А.В. возражали против ее удовлетворения.

ОАО «СКК» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрела дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив эти доводы,судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по установке на указанном выше трубопроводе устройства для отбора воды лежит на администрации города Южно-Сахалинска.

Данный вывод основан на исследованных судом доказательствах, получивших оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ, соответствует установленным обстоятельствам и не противоречит закону.

Так, в силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона (далее 123-ФЗ).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе и тех которые указаны прокурором, закреплены в статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон № 69-ФЗ).

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

Частью 3 статьи 10 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципальных образований. К первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Федерального закона N 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В силу статьи 126 Федерального закона N 123-ФЗ пожарное оборудование, в том числе пожарные гидранты, должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещениях зданий, сооружений и строений.

Пунктом 9.15 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 года N 178, предусмотрено, что вне резервуара или водонапорной башни на отводящем (подводящее-отводящем) трубопроводе следует предусматривать устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами. Согласно пункту 8.6 этого нормативно-правового акта пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии.

Аналогичные положения содержатся в пункте 55 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме".

Из вышеприведенных законоположений следует, что поддержание находящихся на территории городского округа средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

Материалами дела установлено и в жалобе не оспаривается, что на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» (с. Новая Деревня, с. Ключи, с. Березняки) имеется комплекс водопроводных сетей, включающих водонапорные башни, которые не оборудованы устройствами для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами (пожарными гидрантами).

При таких обстоятельствах, суд обоснованно возложил на Администрацию г. Южно-Сахалинска обязанность установить на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе от водонапорных башен, расположенных в городском округе «Город Южно-Сахалинск», с. Новая Деревня, с. Ключи, с. Березняки, устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами.

Доводы апеллянта о том, что администрация города Южно-Сахалинска является ненадлежащим ответчиком и что установка пожарных гидрантов в с. Ключи и с. Березняки должна осуществляться ОАО «СКК», опровергаются положением части 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, согласно которому пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления, в связи с чем несостоятельны и отмены решения не влекут.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии со статьей 616 этого Кодекса арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор – поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не предусмотрено законом или договором.

Условиями договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и ОАО «СКК», предусмотрены обязанности арендатора самостоятельно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества, соблюдать нормы противопожарной безопасности (пункты 3.4.3 и 3.4.4.).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что водопроводные сети, переданные муниципалитетом в аренду ОАО «СКК», не были оборудованы пожарными гидрантами, а потому они и не могли войти в предмет договора аренды.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на арендатора (ОАО «СКК») обязанности по оборудованию пожарными гидрантами объектов водопроводных сетей в с. Ключи и с. Березняки.

Ссылки подателя жалобы на отсутствие в муниципальной собственности водонапорной башни в с. Новая Деревня отмены решения суда не влекут, поскольку в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ городская администрация не представила в распоряжение суда сведения о наличии у данного имущества иного собственника, в том числе ГУСП «Комсомолец».

Договор аренды, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ГУСП «Комсомолец» и ОАО «СКК», имеет иной предмет – источник водоснабжения (водозаборная скважина).

При этом водонапорная башня с. Новая Деревня расположена на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», а в силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

Сам по себе факт непринятия в муниципальную собственность спорного участка водопроводной сети при отсутствии сведений о собственнике этого имущества, не освобождает администрацию от обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 02 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Южно-Сахалинска Ф.И.А.– без удовлетворения.

Председательствующий И.В.Усольцева

Судьи С.А. Лихачева

Е.В. Неволина