ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1297/2016 от 12.05.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

дело №33-1297/2016 судья в первой

категория 178г инстанции Кириленко Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Севастополь 12 мая 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Жиляевой О.И.,

судей - Андрейченко А.А., Радовиля В.Л.,

при секретаре - Семашко О.С.,

с участием:

прокурора - Ведмидь А.И.,

представителя ГБОУПОС

«Севастопольский колледж сервиса и торговли»» - ФИО5,

представителя Департамента образования

города Севастополя - ФИО1,

представителя Правительства Севастополя - ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению профессионального образования города Севастополя «Севастопольский колледж сервиса и торговли» (далее - ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли»), Департаменту образования города Севастополя, Правительству Севастополя о возложении обязанности по финансовому обеспечению реализации образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

по апелляционной жалобе Правительства Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2015 г.

Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

в октябре 2015 г. прокурор Гагаринского района г.Севастополя, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском в котором просил: обязать Правительство Севастополя и Департамент образования города Севастополя посредством предоставления ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли» субсидий, профинансировать приобретение средств обучения в количестве и объеме необходимом для проведения всех видов лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации на 2015-2016 учебный год по освоению профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер»; обязать ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли» на выделенные денежные средства приобрести средства обучения в количестве и объеме, необходимом для проведения всех видов лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации на 2015/2016 учебный год по освоению профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер».

Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, количество которых постоянно меняется в течение осуществления образовательного процесса, в том числе обучающихся в настоящее время и тех лиц, у которых в будущем возникает право на обучение, чьи права и законные интересы на образование и безопасные условия жизнедеятельности, гарантированные Конституцией РФ, нарушены незаконными действиями ответчиков.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2015 г. исковые требования удовлетворены.

Правительство Севастополя подало апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований о возложение на Правительство Севастополя определенных обязанностей, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №291 утверждено положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Согласно данного положения видами практики обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования являются учебная практика и производственная практика.

Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.

При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее - организация), и образовательной организацией.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 №798 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии «Повар, кондитер».

Согласно пункту 7.16 указанного стандарта образовательная организация должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Согласно Порядку проведения учебной и производственной практики студентов ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли» учебная практика (производственное обучение) проводится в учебных, учебно - производственных мастерских, лабораториях. Рабочие места студентов оснащаются средствами обучения в соответствии с содержанием образовательной программы по осваиваемой профессии.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли» осуществляет реализацию образовательной программы среднего профессионального образования по профессии «Повар, кондитер» по очной форме обучения: на базе среднего общего образования со сроком обучения 10 месяцев; на базе основного общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев.

Прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя была проведена проверка в отношении ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли» по вопросам исполнения требований законодательства об образовании, в ходе которой были установлены нарушения требований федерального и регионального законодательства об образовании, обеспечивающих государственные гарантии гражданам на общедоступность и бесплатность получения среднего профессионального образования, в частности - студенты колледжа не обеспечены средствами обучения – сырьем для проведения лабораторных работ, практических занятий и учебной практики, предусмотренных учебным планом по освоению профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер».

В соответствии с Уставом ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли» учредителем учреждения является город Севастополь, функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление образования и науки (в настоящее время Департамент образования города Севастополя) (п.1.2 Устава).

Источниками финансового обеспечения учреждения являются: средства бюджета города Севастополя, предоставляемые учреждению в виде субсидий; иные источники, не запрещенными федеральными законами; добровольные взносы и пожертвования (пункт 5.7 Устава).

Согласно пунктам 1.1, 3.7, 3.9 Положения о Департаменте образования города Севастополя № 173-ПП от 17.03.2015 г. Департамент является отраслевым исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя в данной сфере. Выполняет функции учредителя государственных образовательных учреждений города Севастополя, главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Севастополя, главного администратора доходов бюджета города Севастополя по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями (л. д. 22-28).

Пунктом 6.3.2 Устава предусмотрено, что директор учреждения обязан обеспечивать целевое и рациональное использование бюджетных средств, в том числе субсидий на оказание услуг (выполнение работ), субсидий на иные цели, и соблюдение финансовой дисциплины в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) под средствами обучения и воспитания следует понимать приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

Согласно ч.ч. 6,7,8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В силу части 3 статьи 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п.1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

В соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что возложение на Департамент образования города Севастополя обязанности по финансированию расходов, связанных с обеспечением обучающихся сырьем для проведения лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом ГБОУПОС «Севастопольский колледж сервиса и торговли», и возложение обязанности на последнего приобрести эти материалы на выделенные денежные средства обосновано и отвечает требованиям действующего законодательства.

Отсутствие финансовых средств на устранение выявленных нарушений не освобождает ответчиков от исполнения необходимых обязательств, в связи с чем возложение судом таковых являлось бы целесообразным и законным.

Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с решением суда в части возложения обязанности по финансированию спорного мероприятия на Правительство Севастополя.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Севастополя от 23.01.2015 г. № 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» государственное управление системой образования в городе Севастополе осуществляют Правительство Севастополя, исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере образования, иные уполномоченные органы государственной власти города Севастополя в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, Уставом города Севастополя, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами города Севастополя.

К полномочиям Правительства Севастополя в сфере образования относятся:

- формирование исполнительных органов государственной власти города Севастополя, уполномоченных в сфере образования, и руководство ими, назначение руководителей этих органов в установленном порядке;

- формирование бюджета города Севастополя в части расходов на образование;

- установление нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций города Севастополя, нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования;

- организация предоставления общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях города Севастополя (статья 5 Закона Севастополя от 23.01.2015 « 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе»).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона города Севастополя от 19.12.2014 г. № 92-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2015 год» (далее Закон № 92-ЗС) утверждена ведомственная структура расходов бюджета города Севастополя по главным распорядителям бюджетных средств, целевым статьям расходов, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета на 2015 год согласно приложению 3 к настоящему Закону.

В соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета города Севастополя (Приложением № 3 к Закону) к числу главных распорядителей бюджетных средств относится Департамент образования города Севастополя - Код ГРБС 809; Департамент образования города Севастополя является единственным главным распорядителем бюджетных средств по Разделу 07 «Образование», а также в Разделе 07 «Образование» подраздел 04 «Среднее профессиональное образование».

Также частью 2 статьи 5 Закона № 92-ЗС утверждено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджета на 2015 год согласно приложению 4 к настоящему Закону, в котором относительно Раздела 07 «Образование» и Подраздела 04 «Среднее профессиональное образование» указаны соответствующие целевые статьи расходов, виды расходов и суммы по предоставляемым субсидиям бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.

Такие же положения содержит Закон города Севастополя от 29.12.2015 г. № 228-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2016 год».

При таких обстоятельствах, финансирование на проведение необходимых образовательных мероприятий относится к полномочиям Департамента образования города Севастополя, а не Правительства Севастополя.

Департамент образования города Севастополя, указывая на то, что не осуществляет функцию финансирования расходов, противоречит положениям действующего законодательства, в связи с чем данные доводы являются несостоятельными.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных бюджетному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации отвечает соответственно Департамент образования, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3.9, 3.15 Положения) в ведении которого и находится «Севастопольский колледж сервиса и торговли».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит с принятием нового решения, в частности, об отказе в удовлетворении требований в отношении Правительства Севастополя.

Руководствуясь п.4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2015 г. отменить.

Принять новое решение.

Исковые требования прокурора Гагаринского района г. Севастополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению профессионального образования города Севастополя «Севастопольский колледж сервиса и торговли», Департаменту образования города Севастополя, удовлетворить.

Обязать Департамент образования города Севастополя произвести финансирование Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования города Севастополя «Севастопольский колледж сервиса и торговли»» для приобретения средств обучения в количестве и объеме необходимом для проведения всех видов лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации на 2015-2016 учебный год по освоению профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер».

Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский колледж сервиса и торговли»» на выделенные денежные средства приобрести средства обучения в количестве и объеме необходимом для проведения всех видов лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации на 2015-2016 учебный год по освоению профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер».

В удовлетворении исковых требований к Правительству Севастополя отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Жиляева

Судьи А.А. Андрейченко

В.Л. Радовиль