Дело № 33-12987
Судья Ведерникова Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2017 года город Пермь
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Стрельцова А.С., при секретаре Кургаевой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 05 сентября 2017 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение комиссии по решению вопросов реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Лысьвенского городского округа от 31.07.2017г. об отказе в предоставлении семье ФИО1 дополнительной социальной выплаты участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050, при рождении (усыновлении) одного ребенка, предусмотренной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п.
Признать за семьей ФИО1 право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка, предусмотренной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п.
Взыскать с администрации г. Лысьва и муниципального казенного учреждения «Департамент управления инфраструктуры администрации г. Лысьвы» солидарно в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 2800 руб.».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения представителя Министерства социального развития Пермского края ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Лысьва Пермского края, муниципальному казенному учреждению «Департамент управления инфраструктуры администрации г. Лысьва» о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительной социальной выплаты участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050, при рождении (усыновлении) одного ребенка, предусмотренной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п. и признании права на получение социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что 18.05.2017 г. ее семье было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с участием в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050. На основании данного свидетельства им была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в размере 563579 руб. на семью из трех человек – ФИО1, О1., О2. 25.05.2017 г. ими был заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка по ул. **** в г. Лысьве. В ПАО «Сбербанк России» был открыт банковский счет получателя социальной выплаты на приобретение жилья на имя ее супруга О1. 25.07.2017г. социальная выплата была перечислена на счет О1., денежные средства перечислены продавцу. 03.07.2017г. в семье истцов родился ребенок О3.. дата они обратились в администрацию г. Лысьва с заявлением о предоставлении дополнительной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, согласно которому дополнительная выплата в размере 5% расчетной (средней) стоимости жилья предоставляется молодой семье – участнице Подпрограммы, при рождении (усыновлении) ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Однако ответчик отказал им в предоставлении такой выплаты, ссылаясь на то, что ребенок родился ранее момента реализации свидетельства. Истец считает отказ неправомерным, поскольку вышеназванные нормативные документы не содержат понятия срока реализации свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а положения Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014г. № 215-п (п. 7.13) содержат лишь понятие «предоставления социальной выплаты», которое не тождественно понятию «реализация свидетельства».
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как постановленного с нарушением требований материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела, просит в апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края. Со ссылкой на утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 года № 215-п Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п, указывает, что социальная выплата считается предоставленной участнице подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения о перечислении средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. По мнению заявителя, рождение второго ребенка до указанного момента не свидетельствует о возникновении у истца права на получение дополнительной социальной выплаты в порядке, установленном п. 2.2 Порядка № 215-П.
Представитель Администрации города Лысьва Пермского края в письменном отзыве доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
В судебном заседании представитель Министерства социального развития Пермского края ФИО2 на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющимися в деле расписками и отчетом о доставке СМС-извещения. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы ( в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п», утвержден Порядок реализации мероприятий обеспечению жильем молодых семей, в соответствии с которым реализация данной Подпрограммы осуществляется по двум направлениям, одно из которых (п.2.1.2.)- предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Согласно положений пункта 2.3 Порядка, в рамках реализации мероприятия Подпрограммы, указанного в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, участнице Подпрограммы предоставляется дополнительная социальная выплата в размере 100 процентов от суммы, указанной в свидетельстве, с использованием средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка в случае, если участница Подпрограммы получила и реализовала данное свидетельство.
Абзацем 1 пункта 2.2 настоящего Порядка предусмотрено, что в рамках реализации мероприятия Подпрограммы, указанного в пункте 2.1.1 Порядка, участнице Подпрограммы предоставляется дополнительная социальная выплата в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств бюджета Пермского края при рождении (усыновлении) одного ребенка. Условием представления дополнительной социальной выплаты, как предусмотрено пунктом 3 Порядка предоставления молодой семье – участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 является рождение (усыновление) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что семья ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в сводный список участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
19.04.2017г. семья ФИО1 была уведомлена о том, что включена в список претендентов молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в размере 35 % от расчетной (средней) стоимости жилья.
28.04.2017г. на заседании жилищно-бытовой комиссии администрации гЛысьвы было принято решение признать семью нуждающейся в жилом помещении и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
18.05.2017г. семье было выдано свидетельство № ** о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с участием в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в размере 563579 руб. Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 18.06.2017 г., срок действия свидетельства до 18.12.2017г.
На основании договора купли-продажи от 28.05.2017г. семья О-ных приобрела жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ****. Согласно пункту 4 договора жилой дом и земельный участок продан за 2200000 руб., из которых 563579 руб. уплачиваются покупателями продавцу за счет средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выделяемой по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», 453026 руб. за счет заемных средств, 1183395 руб. – за счет собственных средств покупателя. Право собственности О-ных зарегистрировано в установленном порядке.
дата в семье О-ных родилась дочь – О3..
14.07.2017г. ФИО1 обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о получении дополнительной социальной выплаты в связи с рождением ребенка. Как следует из Протокола №4 заседания комиссии по решению вопросов реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Лысьвенского городского округа от 31.07.2017г. принято решение об отказе семье О-ных в предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка за счет средств бюджета Пермского края в связи с тем, что семья не соответствует условиям для получения данной выплаты, поскольку по условиям реализации подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» право на получение дополнительной социальной выплаты у семьи возникает в случае рождения (усыновления) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства. В соответствии с пунктом 7.13 Порядка реализации мероприятий Подпрограммы, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п социальная выплата считается предоставленной участнице Подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. Социальная выплата в размере 563579 руб. была перечислена на блокированный счет О1. 25.07.2017г. Дата исполнения банком заявления распорядителя счета о перечислении денежных средств продавцу 25.07.2017г. Следовательно, семьей О-ных свидетельство реализовано 25.07.2017г. Принимая во внимание, что в семье О-ных дочь О3. родилась дата, т.е. до реализации свидетельства, правовые основания для предоставления этой семье дополнительной социальной выплаты за счет средств краевого бюджета при рождении (усыновлении) одного ребенка ответчик не усмотрел (л.д. 29-83).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно действующему Порядку, право на дополнительную социальную выплату имеют молодые семьи - участницы мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семьи и дети Пермского края» при рождении (усыновлении) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Семья О-ных является молодой семьей - участницей мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семьи и дети Пермского края». Второй ребенок в семье истца родился после получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, после заключения договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, после регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, но до перечисления денежных средств на счет получателя социальной выплаты.
Разрешая настоящий спор, суд нашел необоснованными доводы ответчика о том, что реализация свидетельства происходит с даты зачисления денежных средств на банковский счет участника Подпрограммы. Как правильно указал суд, Порядок предоставления молодой семье - участнице подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п дополнительной социальной выплаты (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п ), не раскрывает понятие «день реализации свидетельства». Как следует из п.7.13 Порядка, социальная выплата считается предоставленной участнице Подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. Таким образом, дата исполнения банком распоряжения о перечислении суммы является датой предоставления социальной выплаты. При этом, Порядок не предусматривает соответствия даты предоставления выплаты дню реализации свидетельства. Кроме того, из анализа п.п.1,3 Порядка следует, что Порядком установлен предельный срок предоставления дополнительной социальной выплаты - в течение двух лет с момента реализации свидетельства, запрета на предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении в семье ребенка до реализации свидетельства, положения Порядка не содержат. Исходя из анализа положений Подпрограммы, Порядка, действий сторон, суд пришел к выводу, что процесс реализации свидетельства носит длительный характер и включает: предъявление его в банк, приобретение недвижимого имущества лицом- участником программы, предъявление свидетельства о государственной регистрации права в УЖО; подача заявления лицом, заинтересованным в получении дополнительной социальной выплаты в уполномоченный орган; получения от уполномоченного органа согласия на дополнительную выплату и другое. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья получено истцом 18.05.2017 года, договор купли-продажи жилого дома и земельного участка заключен 28.05.2017 года с условием оплаты стоимости приобретаемого имущества частично за счет средств социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», право общей долевой собственности истца на жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: ****, зарегистрировано в установленном законом порядке 01.06.2017 года. Второй ребенок истца - О3. родилась дата, то есть после совершения действий, направленных на реализацию уже выданного свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Таким образом, разрешая настоящий спор, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что семья истца имеет право на получение дополнительной социальной выплаты, поскольку второй ребенок в семьи истца родился в течение двух лет со дня реализации свидетельства.
Доводы апелляционной жалобы были предметом оценки в ходе судебного разбирательства, обоснованно отклонены судом первой инстанции, оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает. Оснований предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для безусловной отмены постановленного судом решения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 05 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: