ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-130 от 24.01.2017 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Селиверстов А.В. Дело № 33-130

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Прошиной Л.П.,

и судей Лукьяновой О.В., Терехиной Л.В.

при секретаре Нестеровой О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Лукьяновой О.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 сентября 2016 года, которым постановлено:

«Иск ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о взыскании средств материального стимулирования, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения..»

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя УФНС по Пензенской области, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась Ленинский в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в УФНС по Пензенской области. Последняя занимаемая ею должность специалист-эксперт отдела налогообложения юридических лиц. ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по п. 3 ч.1 ст. 33 Закона №79 ФЗ « О государственной гражданской службе РФ» - по инициативе гражданского служащего. Непосредственно перед увольнением ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к руководителю УФНС по Пензенской области с заявлением о выплате ей средств материального стимулирования за 4 квартал 2015 года, однако в выплате средств материального стимулирования за 4 квартал 2015 года ей было отказано по причине её увольнения. Считает отказ в производстве выплаты средств материального стимулирования незаконным. Возможность отказа в выплате сумм материального стимулировании в случае расторжения государственным служащим контракта по собственной инициативе нормативными актами не предусмотрена. Незаконными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, который она оценивает в 20000 руб.

Просила суд взыскать с ответчика в свою пользу средства материального стимулирования за 4 квартал 2015 года, компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., расходы по оплате услуг адвоката в размере 1500 руб.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить. По мнению подателя жалобы, суд не учел уважительность причин её переезда в другой регион: тяжелое материальное положение и необходимость ухода за больной матерью.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Пензенской области просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, как не содержащую доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель УФНС России по Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала возражения на апелляционную жалобу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, в связи с чем и в соответствии со ст.стю.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в её отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о взыскании средств материального стимулирования, суд первой инстанции обоснованно исходил из условий служебного контракта, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N 90н, а также положений ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование является одним из видов поощрения работника за достижения в работе, носят переменный характер, зависят от количества и качества труда, размера фонда оплаты труда, устанавливаются при достижении работником и всей организацией в целом определенных показателе, а их выплата относится к исключительной компетенции работодателя. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, право распределения которой принадлежит работодателю.

Поскольку нарушений трудовых прав истца по основаниям, изложенным в иске, судом установлено не было, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании средств материального стимулирования в соответствии со ст. 236 ТК РФ и компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ.

Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами в указанной выше части, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет 10

от 5 до 10 лет 15

от 10 до 15 лет 20

свыше 15 лет 30;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцировано указами Президента Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Учитывая изложенное, у суда отсутствовали правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца спорных средств материального стимулирования, поскольку решение о выплате премии и определение ее размера принимается исключительно работодателем в пределах его полномочий при наличии достаточных к тому оснований, с учетом сложности и оперативности выполнения работ соответствующими работниками. При этом, ссылка истца на увольнение в связи с необходимостью переезда в другой регион не подтверждена никакими доказательствами и не является законным основанием для возложения на ответчика обязанности выплатить средства материального стимулирования.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи