ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13004/21 от 26.04.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Сорокина Т.В. Дело 33-13004/21

Уникальный идентификатор дела

50RS0026-01-2020-010321-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гирсовой Н.В., Бычковой А.Л.,

при помощнике судьи Колесникове Д.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2021 года апелляционную жалобу Н.С.А. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 3 декабря 2020 года по делу по иску Н.С.А. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, о включении в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно, взыскании судебных расходов,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца, представителя истца,

УСТАНОВИЛА:

Н.С.А. обратилась с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, о включении в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что 31 января 2012 года, что она обратилась в клиентскую службу Управления № 4 ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ № 3 с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Протоколом № 4/772 Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28 апреля 2012 года в специальный стаж в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ включено 12 лет 08 месяцев 15 дней.

Было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа творческой работы - 20 лет.

При этом не были включены в специальный стаж истца периоды работы с 01.02.1991 года по 15.04.1992 года в должности артиста балета в Воронежской областная филармония (ГУК Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»), с 06.04.1998 года по 31.12.1999 года в должности музыканта, с 01.01.2000 года по 01.07.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.08.2003 года в должности танцора (военная служба по контракту) в ФГУКИ «55 Ансамбль песни и пляски ВВС, с 01.09.2003 года по 23.09.2003 года, с 24.09.2003 года по 07.08.2006 года в должности солиста балета, военная служба по контракту Ансамбль ВВС, с 01.09.2011 года по 31.01.2012 года в должности артиста балета в Академическом ансамбле песни и пляски Московского военного округа (далее - «Ансамбль МВО»).

Истец считает решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, необоснованным.

Просила признать незаконным решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии (протокол от 28.04.2012 №4/772), обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право назначение досрочной пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы, назначить трудовую пенсию по старости на основании 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ досрочно, с даты обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии 31.01.2012 года, взыскать судебные расходы в размере 27200 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на законность отказа пенсионного органа истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично, в специальный стаж истца включен период работы с 01.09.2011 года по 31.01.2012 года в должности артиста балета Академического ансамбля пенсии и пляски Московского военного округа (5 месяцев), взысканы судебные расходы, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Н.С.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Как усматривается из материалов дела, 31.01.2012 года Н.С.А. обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Протоколом № 4/772 от 28.04.2012 года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа творческой работы 20 лет.

В бесспорном порядке в специальный стаж истца включено 12 лет 8 месяцев 15 дней.

При этом в специальный стаж истца не были включены периоды работы с 01.02.1991 года по 15.04.1992 года в должности артиста балета в Воронежской областная филармония (ГУК Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»), с 06.04.1998 года по 31.12.1999 года в должности музыканта, с 01.01.2000 года по 01.07.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.08.2003 года в должности танцора (военная служба по контракту) в ФГУКИ «55 Ансамбль песни и пляски ВВС, с 01.09.2003 года по 23.09.2003 года, с 24.09.2003 года по 07.08.2006 года в должности солиста балета, военная служба по контракту Ансамбль ВВС, с 01.09.2011 года по 31.01.2012 года в должности артиста балета в Академическом ансамбле песни и пляски Московского военного округа (далее - «Ансамбль МВО»).

Решение в части включения в специальный стаж истца периода работы с 01.09.2011 года по 31.01.2012 года в должности артиста балета в Академическом ансамбле песни и пляски Московского военного округа не оспаривается.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствует необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. п. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. № 447 утвержден Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с п. 2 указанного выше Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет имеют артисты балета (в том числе балета на льду), артисты - исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах, артистки - вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания. Исходя из указанных положений действующего законодательства, в качестве правового основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Таким образом, определяющее значение для возникновения права на досрочную трудовую пенсию имеет характер деятельности работника.

Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 01.02.1991 года по 15.04.1992 года в должности артиста балета в Воронежской областная филармония (ГУК Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»), поскольку согласно представленной в материалы дела справке работодателя на л.д. 40 концертная деятельность истцом не велась и выплата заработной платы не производилась.

Отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы с 06.04.1998 года по 31.12.1999 года в должности музыканта, с 01.01.2000 года по 01.07.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.08.2003 года в должности танцора (военная служба по контракту) в ФГУКИ «55 Ансамбль песни и пляски ВВС, с 01.09.2003 года по 23.09.2003 года, с 24.09.2003 года по 07.08.2006 года в должности солиста балета, военная служба по контракту Ансамбль ВВС, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды Н.С.А. проходила военную службу по контракту, которая не подлежит в специальный стаж.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с абз.2 п.2 Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

Занимаемые истцом должности в период прохождения службы предусмотрены п. 2 вышеуказанного Списка, за исключением должности «музыкант».

Однако, согласно справке на л.д. 38-39 в период с 06.04.1998 года по 01.01.2000 года Н.С.А. была принята на должность музыкант, так как вакансий «танцор» в указанный период не было, а фактически в указанный период она исполняла обязанности «артиста балета».

Согласно Военному билету истца в период с 06.04.1998 года по 07.08.2006 года она проходила службу в Ансамбле песни и пляски ВВС в должности артистки балета.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периодов с 06.04.1998 года по 31.12.1999 года в должности музыканта, с 01.01.2000 года по 01.07.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.08.2003 года в должности танцора (военная служба по контракту) в ФГУКИ «55 Ансамбль песни и пляски ВВС, с 01.09.2003 года по 23.09.2003 года, с 24.09.2003 года по 07.08.2006 года в должности солиста балета, военная служба по контракту Ансамбль ВВС.

С учетом включенных пенсионным органом и судом периодов работы специальный стаж истца на момент обращения составил 20 лет 11 месяцев 16 дней, указанного стажа достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Н.С.А. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы с 06.04.1998 года по 31.12.1999 года в должности музыканта, с 01.01.2000 года по 01.07.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.08.2003 года в должности танцора (военная служба по контракту) в ФГУКИ «55 Ансамбль песни и пляски ВВС, с 01.09.2003 года по 23.09.2003 года, с 24.09.2003 года по 07.08.2006 года в должности солиста балета, военная служба по контракту Ансамбль ВВС, досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 31.01.2012 года, принятии в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Люберецкого городского суда Московской области от 3 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Н.С.А. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы с 06.04.1998 года по 31.12.1999 года в должности музыканта, с 01.01.2000 года по 01.07.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.08.2003 года в должности танцора (военная служба по контракту) в ФГУКИ «55 Ансамбль песни и пляски ВВС, с 01.09.2003 года по 23.09.2003 года, с 24.09.2003 года по 07.08.2006 года в должности солиста балета, военная служба по контракту Ансамбль ВВС, досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 31.01.2012 года отменить, в отмененной части принять новое решение.

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Н.С.А. периоды работы с 06.04.1998 года по 31.12.1999 года в должности музыканта, с 01.01.2000 года по 01.07.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.08.2003 года в должности танцора (военная служба по контракту) в ФГУКИ «55 Ансамбль песни и пляски ВВС, с 01.09.2003 года по 23.09.2003 года, с 24.09.2003 года по 07.08.2006 года в должности солиста балета, военная служба по контракту Ансамбль ВВС, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 31.01.2012 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Н.С.А. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи