ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1302/2022 от 05.07.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья - Бойкова М.Н. Дело

Докладчик - Прокопец Л.В. Дело № 33-1302/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2022 года г.Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Прокопец Л.В.,

судей – Марьенковой А.В., Чемис Е. В.,

при секретаре – помощнике судьи Остапенко Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области о взыскании оплаты за сверхурочную работу, оплаты за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда, -

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области в пользу ФИО1 оплату за сверхурочную работу за период с 01 января по 16 июня 2021 года в сумме 38.417 рублей 71 копейка и денежную компенсацию морального вреда 7.000 рублей.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований о взыскании оплаты за сверхурочную работу, денежной компенсации морального вреда в большем размере, оплаты за время вынужденного прогула в полном объеме - отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «г.Южно-Сахалинск» 14.652 рубля 53 копейки.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

30 августа 2021 года ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (далее – УФССП России по Сахалинской области) о взыскании оплаты за сверхурочную работу, оплаты за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований он указал, что с 01 июня 2020 года по 16 июня 2021 года работал в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядке деятельности судов отделения оперативного дежурства УФССП России по Сахалинской области. В данный период работа выполнялась сверхурочно по графику сутки через двое. По его расчету переработка по фактически отработанному времени составила в 2020 году: июнь 2020 года -73 часа (отработано 240 часов), июль 2020 года - 67 часов (отработано 249 часов), август 2020 года - 72 часа (отработано 240 часов), ноябрь 2020 года - 81 час (отработано 240 часов), декабрь 2020 года -57 часов (отработано 240 часов). Итого за данный период переработка составила 348 часов. В 2021 году в январе переработка составила 120 часов (отработано 240 часов), в феврале 65 часов (отработано 216 часов), в марте 40 часов (отработано 216 часов). За 2021 года переработка составила 225 часов. Отметил, что работодателем указанное переработанное время не оплачено. Полагал, что сумма оплаты переработанного времени из расчета 1 час переработки оплачивается в двойном размере, составит за 2020 год – 276.590 рублей 40 копеек, за 2021 год – 178.830 рублей, а всего - 455.420 рублей 40 копеек. В период очередного отпуска 04 мая 2021 года он подал заявление об увольнении по собственному желанию и полагал, что будет уволен по окончанию отпуска, то есть 04 июня 2021 года. Однако, по вине работодателя он в период с 04 по 16 июня 2021 года находился в вынужденном прогуле, поскольку добросовестно заблуждался, считая себя уволенным с 04 июня 2021 года, о чем ему сообщили сотрудники отдела кадров, ознакомив его с проектом соответствующего приказа. В период с 05 по 16 июня 2021 года он не был включен в график несения службы нарядом дежурного части УФССП России по Сахалинской области. Сумма оплаты за время вынужденного прогула составит 34.000 рублей. Неправомерными действиями ответчика ему был причинен моральный вред, денежную компенсацию которого оценивает в 400.000 рублей. Просил взыскать с УФССП России по Сахалинской области в его пользу оплату за сверхурочную работу в 2020 и 2021 годах в сумме 455.420 рублей 40 копеек, компенсацию за время вынужденного прогула с 04 по 16 июня 2021 года в сумме 34.000 рублей, денежную компенсацию морального вреда 400.000 рублей.

15 ноября 2021 года истец ФИО1 дополнил исковые требования, просил признать приказ о его увольнении недействительным, аннулировать запись об увольнении в трудовой книжке, восстановить его на работе в прежней должности, взыскать денежное довольствие за период вынужденного прогула с 16 июня 2021 года. В последующем он отказался от данных требований, и определением суда от 31 января 2022 года производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представители ответчика УФССП России по Сахалинской области ФИО2 и ФИО3 с иском не согласились.

Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует истец ФИО1, просит это решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В своей апелляционной жалобе он излагает обстоятельства дела и указывает, что «учетный период» имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора, поскольку согласно пункту 15 приложения №1 к Приказу от 17 января 2020 года, исходя из «учетного периода» определяется размер платы за работу сверх нормального количества рабочих часов. Отмечает, что суд не обосновал, почему при расчете задолженности исходил из учетного периода «год». Не соглашается с выводом суда о стоимости одного часа работы в размере 91,65 рублей – без учета северных надбавок, районного коэффициента, выслуги лет, надбавок за особые условия несения службы, за риск жизни в мирное время и другие стимулирующие и компенсационные выплаты, входящие в состав его денежного содержания. Обращает внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года №26-П, содержащее толкование части 1 статьи 153 ТК РФ, полагая, что оно применимо судами как по аналогичным, так и схожим делам. Считает, что суд необоснованно и неправомерно исключил из расчета рабочие часы (за сентябрь 2020 года - 8 часов, за октябрь 2020 года - 137 часов), подлежащие учету в составе отработанного времени. Поскольку в сентябре – октябре 2020 года он находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, то именно норма рабочего времени должна уменьшаться на количество часов такого отсутствия, а не время фактической работы. Находит, что период его вынужденного прогула с 04 по 16 июня 2021 года до даты увольнения должен также входить в расчет. Не соглашается с определенным ко взысканию размером морального вреда.

На данную жалобу от представителя ответчика УФССП России по Сахалинской области ФИО2 поступили письменные возражения, в которых он просит эту апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав истца ФИО1, поддержавшего свою жалобу, возражения против удовлетворения этой жалобы представителя ответчика УФССП России по Сахалинской области ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 2 статьи 3 и части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) - на сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в случаях, не урегулированных ими.

С 01 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019г. №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №328-ФЗ), предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника (часть 1 статьи 2).

В статье 1 указанного Закона дается понятие службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №328-ФЗ - правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

Статья 53 Федерального закона №328-ФЗ определяет служебное время как время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени. Формы документов учета служебного времени сотрудников и порядок их заполнения определяются федеральным органом принудительного исполнения (часть 1). Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Перечень районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностей, высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, для предоставления сотрудникам социальных гарантий, предусмотренных настоящей частью и частью 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом принудительного исполнения. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 58 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 53).

Приказом ФССП России от 13 марта 2020 года №192 был утвержден перечень должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день (п.2.11. - Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов).

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 5 статьи 53).

Положениями статьи 54 Федерального закона №328-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом (часть 1). Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2).

На основании статьи 64 Федерального закона № 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №283-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №283-ФЗ - денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Приказом ФССП России от 17 января 2020 года №103 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно пункту 14 указанного Порядка - за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа) выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: - за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка; - сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

Пунктом 15 Порядка определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

Денежная компенсация выплачивается на основании приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 16 Порядка).

Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 17 Порядка).

Руководствуясь приведенными нормами закона, положениями статей 54, 88 (пункт 8), Федерального закона №328-ФЗ, статей 140, 189 ТК РФ, статей 56 и 67 ГПК РФ, Приказом Минюста России от 30.03.2020г. №72 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, Порядка замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией, и Порядка предоставления сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха», учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что по условиям служебного контракта ФИО1 было предоставлено право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью до 10 календарных дней, однако дополнительные дни отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ответчиком истцу не предоставлялись; и при его увольнении работодатель обязан был в полном объеме рассчитать его, выплатив денежную компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов за 2020 год и 2021 год.

Разрешая вопрос о размере денежной компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов, суд, обоснованно установив, что ответчиком велся суммированный учет рабочего времени, и количество переработанного истцом времени в 2020 году составило 203 часа, в 2021 году – 225 часов переработки, и что не заявлено спора относительно оплаты ответчиком дежурств ФИО1 в выходные, праздничные дни и оплаты за ночное время; определил подлежащие к выплате денежные суммы, исходя из сумм оплаченных часов по расчетным листам за спорный период.

Вместе с тем, при определении суммы компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов, суд не учел положения пунктов 15 и 16 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и действующее в спорный период Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. №1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», - предусматривающие начисление к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, районного коэффициента и процентной надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в пунктах 38 и 39 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного Приказом ФССП России от 17.01.2020г. №103.

Из приведенных нормативных положений следует, что надбавка за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для города Южно-Сахалинск Сахалинской области, где проходил службу истец, установлена в размере 50%, районный коэффициент - 40%.

Таким образом, за 203 часа переработки в 2020 году полагалось к выплате истцу с учетом приведенных районного коэффициента и процентных надбавок - 53.024,11 рублей (91,65 х 303 х 1,5 х 1,9). Учитывая, что ответчиком на момент вынесения решения уже была выплачена денежная компенсация за указанный период времени в размере 27.907 рублей 43 копейки, то ко взысканию полагается – 25.116 рублей 68 копеек (53116,68 – 27.907,43). За 225 часов переработки в 2021 году полагалось к выплате - 83.901 рубль 15 копеек (130,84 х 225 х 1,5 х 1,9). Исходя из изложенного, всего подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 25.116,68 +83.901,15 = 109.017 рублей 83 копейки (без вычета подоходного налога).

При таких обстоятельства решение суда в указанной части подлежит изменению, с увеличением подлежащей ко взысканию с УФССП России по Сахалинской области в пользу истца денежной компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов за 2020 год и 2021 год - до 109.017 рублей 83 копеек (без вычета подоходного налога).

Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд первой инстанции не в полной мере учел значимые для дела обстоятельства, в том числе: вину ответчика, длительный период невыплачивающего заработную плату (денежное довольствие), что повлекло обращение истца в суд; размер денежных сумм, подлежащих выплате, а также индивидуальные особенности потерпевшего, его нравственные страдания. С учетом указанных обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, судебная коллегия считает целесообразным увеличить размер определенного ко взысканию с ответчика морального вреда до 15.000 рублей.

Принимая во внимание изложенное, решение суда в части определенной ко взысканию с ответчика суммы компенсации морального вреда подлежит изменению, с увеличением указанной компенсации морального вреда до 15.000 рублей.

Учитывая положения статьи 103 ГПК РФ (о взыскании с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден) и положения пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственных органов, выступающих по делам в качестве истцов или ответчиков), судебная коллегия находит решение суда в части взыскания с ответчика УФССП России по Сахалинской области (государственного органа исполнительной власти) государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» незаконным, основанным на ошибочном применении норм материального и процессуального права, подлежащим отмене в силу части 1 статьи 330 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении суда, фактически указывают на иную оценку установленных по делу обстоятельств, и отмену оспариваемого судебного постановления в полном объеме - не влекут.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 05 марта 2022 года в части взыскания компенсации заработной платы за сверхурочную работу и компенсации морального вреда – изменить, определив ко взысканию с Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области в пользу ФИО1 оплату за сверхурочную работу за период 2020 года и с 01 января по 16 июня 2021 года в сумме 109.017 рублей 83 копейки, денежную компенсацию морального вреда - 15.000 рублей.

Это же решение суда в части взыскания с Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области государственной пошлины в доход муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» - отменить.

В остальной части это же решение суда – оставить без изменения.

Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г.Владивосток Приморского края) в течение трех месяцев со дня вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий: Прокопец Л.В.

Судьи: Марьенкова А.В.

Чемис Е.В.