ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13084/2021 от 17.01.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Оплетина Е.С.

Дело № 33-486/2022 (33-13084/2021;)

(2-2509/2021, 59RS0035-01-2021-002185-91)

Апелляционное определение

г. Пермь 17 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Мухтаровой И.А., Ивановой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Перми и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 04 октября 2021 года, которым постановлено:

«Возложить обязанность на администрацию г. Перми в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйных транзитных сетей теплоснабжения, пролегающих от стены жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту по подвалу жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту до стены здания по ул. Советская, д. 56, далее по подвалу зданий по ул. Советская, д. 56,54 до стены здания по ул. Советская, д. 52 в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми определить специализированную организацию по содержанию и обслуживанию (эксплуатированию) бесхозяйных транзитных сетей теплоснабжения, пролегающих от стены жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту по подвалу жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту до стены здания по ул. Советская, д. 56, далее по подвалу зданий по ул. Советская, д. 56,54 до стены здания по ул. Советская, д. 52.

Возложить обязанность на администрацию г. Перми в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного ввода водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская диаметром d=100мм, протяженностью 14,7 п.м. в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми определить специализированную организацию по содержанию и обслуживанию (эксплуатированию) бесхозяйного ввода водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская диаметром d=100мм, протяженностью 14,7 п.м.».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Перми обратился в суд с иском к администрации г. Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, в котором просит:

возложить обязанность на администрацию г. Перми в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйной тепловой сети, пролегающей от стены жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту по подвалу жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту до стены здания по ул. Советская, д. 56, далее по подвалу зданий по ул. Советская, д. 56, 54 до стены здания по ул. Советская, д. 52 в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

возложении обязанности на администрацию г. Перми в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного ввода водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская диаметром d=100мм, протяженностью 14,7 п.м. в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

возложении обязанности на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйную тепловую сеть, пролегающую от стены жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту по подвалу жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту до стены здания по ул. Советская, д. 56, далее по подвалу зданий по ул. Советская, д. 56, 54 до стены здания по ул. Советская, д. 52;

возложить обязанность на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный ввод водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская, диаметром d=100мм, протяженностью 14,7 п.м.

Исковое заявление обосновано тем, что прокуратурой района по обращению директора ГБУ «ЦТИ ПК» проведена проверка по вопросу содержания и обслуживания инженерных сетей в составе трубопроводов отопления, проходящих по подвалам зданий по ул. Советская, 56, 54 до стены здания по ул. Советской, 52, 2d 57 мм, ориентировочной протяженностью 55 п.м. В рамках мониторинга исполнения законодательства органами местного самоуправления прокуратурой района также проведена проверка по вопросу содержания и обслуживания сети водопровода по ул. Петропавловская, 40, диаметром 100мм., сталь, протяженностью 14,7 п.м. В ходе проверки установлены следующие обстоятельства. Теплоснабжение зданий по ул. Советская, 56, 45, 52 осуществляется ООО «Пермская тепловая компания» через тепловую сеть, пролегающую от тепловой камеры Т-65-3-5 до стены жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту, далее по подвалу указанного жилого дома, далее от стены жилого дома до стены здания по ул. Советская, 56, далее по подвалу зданий по ул. Советская, 56, 54 до стены здания по ул. Советская, 52. Администрацией Ленинского района г. Перми проведена процедура определения собственника указанной тепловой сети для последующей передачи ее в муниципальную собственность в соответствии с «Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми» утв. Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2018 №130.

По результатам проведенной процедуры департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми 09.03.2021 в адрес администрации Ленинского района г. Перми направлено письмо о нецелесообразности приема в муниципальную собственность города Перми следующих объектов: тепловые сети от ввода в дом по Комсомольскому проспекту, 10 до жилого дома по Комсомольскому проспекту, 8 (2d 108, 80мм., ориентировочной протяженностью 21,5 п.м.), до стены здания по ул. Советская, 56 (d1 57мм., d2 76мм., 57мм., ориентировочной протяженностью 65 п.м.); инженерные сети в составе трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящие по подвалам зданий по ул. Советской, 65, 54 до стены здания по ул. Советской, 52, d2 57мм., ориентировочной протяженностью 55 п.м.

Водоснабжение жилого дома по ул. Петропавловская, 40, осуществляется через ввод водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская, 40, диаметром d=100 мм., протяженностью 14,7 п.м. от сети водопровода по ул. Петропавловская от Комсомольского проспекта до ул. Газеты Звезда, диаметром d-300мм., переданному по концессионному соглашению ООО «НОВОГОР-Прикамье».

Администрацией Ленинского района г. Перми проведена процедура определения собственника указанного ввода водопровода для последующей передачи его в муниципальную собственность в соответствии с «Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми» утв. Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2018 №130. По результатам проведенной процедуры департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми 04.2.2021 в адрес администрации Ленинского района г. Перми направлено письмо о нецелесообразности приема в муниципальную собственность города Перми следующего объекта: сеть водопровода по ул. Петропавловская, 40, диаметром d=100мм., протяженностью 14,7 п.м. Бездействие администрации г. Перми в связи с непринятием в муниципальную собственность бесхозяйной тепловой сети, водопровода и бездействие департамента жилищно-коммунального хозяйства, являющегося функциональным органом администрации г. Перми, по определению специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, может привести к неблагоприятным последствиям в случае порыва на сети, иной аварии. Кроме того, тепловая сеть не будет подготовлена к очередному отопительному сезону. В качестве правового обоснования искового заявления истец ссылается на положения Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам искового заявления.

Представитель ответчиков Мышкина А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений, из которых следует, что на сегодняшний день транзитные участки сетей в составе трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящие по подвалам зданий по ул. Советская, 65,54 до стены здания по ул. Советская, 52, ориентировочной протяженностью 55 п.м. являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей подающих в жилые дома соответствующий ресурс. Указанные участки не являются бесхозяйной вещью, так как не могут существовать самостоятельно и являются частью единой инженерной сети. Администрацией Ленинского района г. Перми проведена процедура выявления собственника. Однако департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми выдана нецелесообразность принятия выявленных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность по причине: сети теплоснабжения от теплового узла до здания по ул. Советская, 56,54 и далее по подвалам зданий по ул. Советская, 56,54 не обслуживают жилой фонд. В соответствии с письмом департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 04.02.2021 выдана нецелесообразность на сеть водопровода по ул. Петропавловская, 40, протяженностью 14,7 п.м., диаметром 100 мм. по причине: принадлежности данного участка сети ТСЖ «Коммунистическая, 40». В данном случае сети, проходящие транзитом в составе трубопроводов отопления и горячего водоснабжения по подвалам зданий по ул. Советская, 65,54 до стены здания по ул. Советская, 52, ориентировочной протяженностью 55 п.м., относятся к сложенным вещам, так как оказание услуги транспортировки горячего, водоснабжения и отопления, в случае неисправности какого-либо участка сети становится невозможным для ресурсоснабжающей (транспортирующей) организации. Водоснабжение жилого дома по ул. Петропавловская, 40 осуществляется через ввод водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская, диаметром 100 мм., протяженностью 14,7 от сети водопровода по ул. Петропавловская от Комсомольского проспекта до ул. Газеты Звезда, диаметром 300 мм., переданного по концессионному соглашению ООО «Новогор-Прикамье». Однако участок инженерной сети ввода водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская, диаметром 100 мм., протяженностью 14,7 п.м. в соответствии с представленными пояснениями ООО «Новогор-Прикамье» не передавался на обслуживание. По имеющимся в материалах дела документах, сеть водопровода по ул. Петропавловская, 40, протяженностью 14,7 п.м., диаметром 100 мм., согласно акту разграничения балансовой принадлежности указанная сеть находится в эксплуатации ТСЖ «Коммунистическая, 40» и оформлении технический паспорт. В соответствии с чем спорный участок сети сеть водопровода по ул. Петропавловская, 40, протяженностью 14,7 п.м. находится в эксплуатации ТСЖ «Коммунистическая, 40». Кроме того, инженерные сети, посредством которых оказываются услуги горячего водоснабжения и отопления, относятся к «сложной вещи», так как исходя из положений п. 1 ст. 134 ГК РФ можно сделать вывод, что действие договора на оказание услуг по передаче ресурсов, заключенного по поводу сложной вещи, к которым относятся и инженерные сети, распространяется на все ее составные части, то есть и на транзитные участки ( л.д. 147-150).

Третье лицо ООО «Пермская сетевая компания» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель третьего лица направил в суд отзыв на исковое заявление, из которого следует, что инженерные сети, проходящие по подвалу жилого дома №10 Комсомольский проспект г. Перми до стены здания по ул. Советская, 56, далее по подвалу зданий по ул. Советская, 54, 56, до стены здания по ул. Советская, 52 г. Перми, также ввода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская г. Перми не зарегистрированы за ООО «ПСК». Обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению с учетом принадлежности сетей возложена на орган местного самоуправления, который при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, сам становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по содержанию бесхозяйных тепловых сетей. Администрация г. Перми является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д. 174-175).

Третьи лица администрация Ленинского района г. Перми, ООО «Новогор-Прикамье» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебное заседание не направили.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация города Перми и департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми.

В своей жалобе ответчики указывают на неверное трактование норм права. Из пункта 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации. На сегодняшний день транзитные участки сетей в составе трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящие по подвалам зданий по ул. Советская, 65,54 до стены здания по ул. Советская, 52, ориентировочной протяженностью 55 п.м. являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей подающих в жилые дома соответствующий ресурс.

Принимая на себя обязательства по договору о предоставлении услуги теплоснабжения, без каких — либо оговорок, теплоснабжающая организация обязана предусмотреть возможность его надлежащего исполнения.

В силу п. 2.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285, содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии входит в обязанности теплоснабжающей организации.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Указанные участки не являются бесхозяйной вещью, так как не могут существовать самостоятельно и являются частью единой инженерной сети. Действие договора на оказание услуг по передаче ресурсов, заключенного по поводу сложной вещи, к которым относятся и инженерные сети, распространяется на все ее составные части, т.е. и на транзитные участки.

Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. В данном случае, имеется фактическое владение спорным объектом каким-либо лицом, поэтому орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. На основании изложенного просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Ленинского района города Перми указывает на необоснованность апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ответчиков – Мышкина А.А., доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель истца прокурор Кузнецова С.Н. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях прокуратуры на апелляционную жалобу. Просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

Администрация Ленинского района города Перми, ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из материалов дела следует, а судом установлено, что нежилое здание дома по адресу: г. Пермь, ул. Советская, д. 56 закреплено на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (л.д. 12-16).

Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» обратилось к прокурору Ленинского района г. Перми с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования в отношении администрации Ленинского района города Перми с целью исполнения Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» о выявлении бесхозяйных тепловых сетей и признания права муниципальной собственности города Перми на следующие объекты: тепловая сеть от ввода в дом по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 10 до здания по адресу: г. Пермь, ул. Советская, д. 56 (л.д. 7-9).

Сведения о праве собственности на тепловую сеть от ввода в дом по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 10 до стены здания по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 56 в архиве ГБУ «ЦТИ ПК» отсутствуют (л.д. 10).

Как следует из письма Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 01.04.2021 объекты инженерной инфраструктуры, расположенные в г. Перми: тепловая сеть от ввода в дом по Комсомольскому проспекту, 10 до стены здания по ул. Советская, 56; инженерные сети в составе трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящих по подвалам зданий по ул. Советской, 56, 54 до стены здания по ул. Советской, 52 в реестре государственной собственности Пермского края не учитываются (л.д. 11).

Также в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается сеть водопровода по ул. Петропавловская, д. 40 в Ленинском районе г. Перми (письмо Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 05.08.2020 - л.д. 102).

Согласно письму Управления Росимущества по Пермскому краю от 20.04.2021 тепловая сеть от ввода в дом по Комсомольскому проспекту, 10 до жилого дома по Комсомольскому проспекту, 8 (ориентировочной протяженностью 21,5 п.м.) и до стены здания по ул. Советская, 56 (ориентировочной протяженностью 65 п.м.); тепловая сеть, проходящая по подвалам зданий по ул. Советская, 56, 54 до стены здания по ул. Советская, 52 (ориентировочной протяженностью 55 п.м.); сеть водопровода к жилому дому по ул. Петропавловская, 40 (диаметром Д=100 мм., сталь, ориентировочной протяженностью 14,7 п.м.) по состоянию на 19.04.2021 в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствуют (л.д. 91).

В соответствии с письмом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 20.04.2021 тепловая сеть от ввода в дом по Комсомольскому проспекту, 10 до жилого дома по Комсомольскому проспекту, 8 до стены здания по ул. Советская, 56, тепловая сеть, проходящая по подвалам зданий по ул. Советская, 56, 54 до стены здания по ул. Советская, 52; сеть водопровода к жилому дому по ул. Петропавловская, 40, в реестре муниципального имущества города Перми не числятся (л.д. 92).

Также сеть водопровода по ул. Петропавловская, 40 в реестре муниципального имущества г. Перми не числится (письмо Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 23.07.2020).

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.04.2021 сведения об объектах недвижимости: тепловая сеть от ввода в дом по Комсомольскому проспекту, 10 до жилого дома по Комсомольскому проспекту, 8 (ориентировочной протяженностью 21,5 п.м.) и до стены здания по ул. Советская, 56 (ориентировочной протяженностью 65 п.м.); тепловая сеть в составе, проходящая по подвалам зданий по ул. Советская, 56, 54 до стены здания по ул. Советская, 52 (ориентировочной протяженностью 55 п.м.); сеть водопровода к жилому дому по ул. Петропавловской, 40 (диаметром Д=100 мм, сталь, ориентировочной протяженностью 14,7 п.м.) отсутствуют (л.д. 93-95).

Как следует из представленных сведений указанные сети в хозяйственном ведении МП «Пермводоканал» не числятся (л.д. 95).

Указанные сети не принадлежат ООО «ПСК» на паве собственности и не числятся на балансе (письмо ООО «ПСК» - л.д. 99).

Ввод на жилой дом №40 по ул. Петропавловская, d=100мм, 1=14,28п.м. в облуживание ООО «НОВОГОР-Прикамье» не передавался (письмо ООО «НОВОГОР-Прикамье» - л.д. 97, 104).

Согласно техническому паспорту на сеть водопроводов по ул. Коммунистическая, 40 г. Пермь, район Ленинский, распределительная сеть 217,58 п.м., из стальных труб d=100 14,28 п.м., из чугунных труб d=300203,3 м.п. (л.д. 122-127).

Согласно техническому паспорту на теплотрассу по улице Советская, 56/Комсомольский проспект, 12 город Пермь, район Ленинский, теплотрасса от т.А(ул. Советская, 56) до т.Б(Комсомольский проспект, 10) протяженностью 17,73 п.м., диаметром 2d=70, материал: сталь, материал изоляции трубопроводов: м/вата (л.д. 29-34).

03.12.2020 Администрацией Ленинского района г. Перми составлен акт осмотра сети водопровода по ул. Петропавловская, 40 (л.д. 121).

09.02.2021 Администрацией Ленинского района г. Перми составлен акт осмотра тепловой сети от ввода в дом по Комсомольскому проспекту, д. 10 до жилого дома по Комсомольскому проспекту, д. 8 до стены дома здания по ул. Советская, 56; инженерные сети в составе трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящие по подвалам зданий по ул. Советска, 56, 54, до стены здания по ул. Советская, 52 (л.д. 41).

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми дано заключения об отсутствии целесообразности приема в муниципальную собственность г. Перми объектов: тепловые сети от ввода в дом по Комсомольскому проспекту, 10 до жилого дома по Комсомольскому проспекту, 8 (2d 108, 80 мм, ориентировочной протяженностью 21,5 п.м.) до стены здания по ул. Советская, 56 (d1 57 мм, d2 76, 57 мм, ориентировочной протяженностью 65 п.м.); инженерные сети в составе трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящие по подвалам зданий по ул. Советская, 56, 54 до стены здания по ул. Советская, 52, 2d 57 мм, ориентировочной протяженностью 55 п.м. По причине: сети теплоснабжения от теплового узла до здания по ул. Советской, 56 и далее по подвалам зданий по ул. Советской, 56, 54 не обслуживают жилой фонд (л.д. 64-65, 66-67).

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми дано заключения об отсутствии целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми: сеть водопровода по ул. Петропавловская, 40, L 14,7 п.м., d 100 мм (л.д. 132).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что транзитные сети теплоснабжения, пролегающие от стены жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту по подвалу жилого дома №10 по Комсомольскому проспекту до стены здания по ул. Советская, д. 56, далее по подвалу зданий по ул. Советская, д. 56,54 до стены здания по ул. Советская, д. 52; ввод водопровода на жилой дом №40 по ул. Петропавловская диаметром d=100мм, протяженностью 14,7 п.м. являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственники данного имущества не установлены, в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях данного имущества не имеется. В реестре муниципальной собственности, равно как и в реестре государственной собственности Пермского края указанное имущество не значится.

Также судом учтена значимость объектов инженерной инфраструктуры, отсутствие собственника сетей, а также обслуживающего их лица, что является недопустимым, поскольку неизбежно приводит к отсутствию контроля за техническим состоянием и работоспособностью сетей, отсутствию профилактических и ремонтных работ, что может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц. Орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него законом обязанность и не принимает необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Возлагая на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, как уполномоченный функциональный орган администрации г. Перми обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) спорные бесхозяйные транзитные сети, суд руководствовался нормами Решения Пермской городской Думы №138 от 26.06.2012 и Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда, сделанные в обоснование принятого по делу решения, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.

Оснований сомневаться в правильности принятого по делу решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы заявителей жалобы о том, что спорные сети являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих в нежилые помещения соответствующий ресурс, а также, что спорный участок сети водопровода находится в эксплуатации ТСЖ «Коммунистическая, 40» несостоятельны, поскольку в судебном заседании каких-либо доказательств в подтверждение данных доводов не представлено. Поскольку обслуживающим организациям спорные участки сетей на обслуживание не передавались, доводы ответчиков о том, что данные участки являются счастью сложной вещи, отмену обжалуемого решения не влекут.

Обязанность по содержанию транзитных участков сетей возлагается на ресурсоснабжающие организации не столько в силу принадлежности их на праве собственности ответчику, сколько на использовании данных участков при осуществлении своей предпринимательской деятельности по теплоснабжению и ГВС, обязанностей, установленных Законом о теплоснабжении для теплоснабжающей организации.

Ссылка жалобы на п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О теплоснабжении" является несостоятельной, поскольку данная норма не содержит понятия бесхозяйного имущества, ответчиком дана неправильная трактовка указанной правовой нормы.

Доводы жалобы о том, что ввод в дом по ул. Петропавловской 40 используется ТСЖ «Петропавловская 40», отмену обжалуемого решения не влекут, поскольку возможность отнесения вещи к бесхозяйной не зависит от использования данной вещи иными лицами. Более того, данных о принадлежности ввода водопровода на жилой дом по ул. Петропавловская 40 ТСЖ «Петропавловская 40» не имеется. Техпаспорт таким доказательством не является.

Ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.07.2013 № 1150/13 является несостоятельной, поскольку каждое гражданское дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств. Решение, на которое указано заявителем, вынесено на основании обстоятельств, не аналогичных обстоятельствам настоящего дела.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 04 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Перми и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: