ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-130/2018 от 06.02.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Дамчат-оол И.К. Дело № 33-130/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 06 февраля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Дулуша В.В.,

судей Баутдинова М.Т., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Бичике Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Министерства экономики Республики Тыва к ФИО1 о взыскании бюджетных средств, предоставленных в виде субсидии для возмещений в части затрат на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста, по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 31 октября 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

Министерство экономики Республики Тыва обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании бюджетных средств, предоставленных в виде субсидии для возмещения в части затрат на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста. В обоснование иска указано, что между сторонами заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста. Истец предоставил индивидуальному предпринимателю ФИО1 субсидию в размере 450 000 рублей с целью реализации бизнес-проекта по созданию Центра времяпровождения детей «Дом по уходу и присмотру за детьми «Аленушка». Ответчиком не выполнены обязательства, предусмотренные соглашением, а именно не созданы новые рабочие места, в том числе для зарегистрированных безработных граждан не менее 1 единицы, предпринимательская деятельность прекращена 31 декабря 2015 года, возврат субсидии в добровольном порядке не осуществлён. Истец просил суда взыскать с ФИО1 бюджетные средства, предоставленные в виде субсидии для возмещения в части затрат на приобретение оборудования в размере 450 000 рублей в бюджет Республики Тыва.

Решением Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 31 октября 2017 года иск Министерства экономики Республики Тыва к ФИО1 удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ответчик ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указала на то, что она реализовала предоставленную ей субсидию на цели предусмотренные Соглашением и представлен отчет о его реализации. Требования о том, что ею созданы рабочие места, предпринимательская деятельность прекращена - не являются обязательными условиями возврата субсидии. Центр времяпрепровождения детей «Дом по уходу и присмотру за детьми «Аленушка» проработала 1 год, но в связи с не прибыльностью и неэффективностью предпринимательская деятельность прекращена. В пункте п. 5.2 соглашения указано, что одним из обязательных условий получения субсидии является обеспечение осуществления предпринимательской деятельности и функционирование Центра времяпрепровождения детей не менее 3 лет с момента получения субсидии. Обязательного условия о том, что центр должен функционировать в течение 3 лет нет. Материальное положение в сельской местности жителей не позволило дальнейшей реализации ее проекта. В течение одного года ею были созданы рабочие места для зарегистрированных безработных граждан. Полагает, что с ее стороны нарушений условий соглашения и бюджетного законодательства не было.

В возражении на апелляционную жалобу представитель Министерства экономики Республики Тыва по доверенности Кол А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок и условия предоставления из муниципального бюджета субсидий установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Несмотря на безвозвратность предоставления субсидий, пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требований закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 13.08.2014 года № 398 (в ред. от 31.12.2015 года, действовавшей на момент принятия решения суда) утверждено Положение о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 10.1 Положения уполномоченный орган заключает с заявителем, признанным победителем конкурсного отбора на получение субсидии (далее - получатель), Соглашение, предусматривающее условия, сроки предоставления субсидии, права, обязанности и ответственность сторон, а также условия и сроки представления отчетности. В Соглашении в обязательном порядке должны быть пункты, предусматривающие обязанность получателей поддержки осуществлять деятельность в качестве субъекта предпринимательства не менее трех лет с момента получения государственной поддержки, создавать дополнительные рабочие места исходя из реальной потребности соответствующего проекта, обеспечить уровень заработной платы работникам не ниже прожиточного минимума, установленного на территории республики.

В случае выявления факта нецелевого и (или) неэффективного использования субсидии, а также иных условий, установленных при ее предоставлении, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения нарушений направляет получателю письменное уведомление с требованием возврата в республиканский бюджет Республики Тыва суммы субсидии с указанием платежных реквизитов возврата (пункт 10.3 Положения).

В течение 30 календарных дней с даты получения письменного уведомления получатель обязан осуществить возврат субсидии по платежным реквизитам, указанным в уведомлении, либо представить подтверждающие документы об отсутствии нарушений. В случае отсутствия подтверждающих документов, а также отказа от добровольного возврата субсидии средства подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. (п.п. 10.4, 10.5 Положения).

На основании протокола заседания Межведомственной конкурсной комиссии Республики Тыва по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства от 19 декабря 2014 года № 15 конкурсной комиссией принято решение о предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства, в числе ИП ФИО1

22 декабря 2014 года между Министерством экономики Республики Тыва и ИП ФИО1 заключено соглашение №2-ДЦ-14 о предоставлении последней субсидии с целью реализации бизнес-проекта по созданию Центра времяпрепровождения детей «Дом по уходу и присмотру за детьми «Аленушка» (далее – Соглашение) в размере 450 000 руб., которые были перечислены ответчику.

По условиям Соглашения ответчик приняла на себя обязательства, в том числе: обеспечить осуществление предпринимательской деятельности и функционирование Центра времяпрепровождения детей не менее 3 лет с момента получения субсидии; обеспечить целевое и эффективное использование субсидии, определенное настоящим Соглашением, в соответствии со сметой расходов (приложение № 1 к Соглашению); представлять Министерству отчетность по форме и в сроки, установленные настоящим Соглашением; обеспечить условия для создания новых рабочих мест, в том числе для зарегистрированных безработных граждан.

31 декабря 2015 года ответчик прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

06 июня и 04 июля 2017 года истцом предложено ФИО1 в добровольном порядке возвратить полученную субсидию в течение месяца со дня получения данных уведомлений, однако указанное требование ответчиком не исполнено.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не выполнены условия договора об осуществлении предпринимательской деятельности не менее трех лет с момента получения субсидии, не представлены доказательства создания новых рабочих мест, в том числе для зарегистрированных безработных граждан.

Судебная коллегия с данным выводом соглашается по следующим основаниям.

По смыслу положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Соглашения от 22 декабря 2014 года, на основании которого ИП ФИО1 были получены денежные средства, предоставление субсидии имеет целевой характер, в связи с чем индивидуальный предприниматель должен был соблюдать условия, установленные истцом при предоставлении субсидии, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения установленных условий.

При заключении с ответчиком соглашения о предоставлении субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста истец рассчитывал на то, что ФИО1 в течение трех лет будет осуществлять предпринимательскую деятельность с момента получения субсидии, создаст новые рабочие места, в том числе для зарегистрированных безработных граждан.

В связи с нарушением ответчиком условий договора и прекращением предпринимательской деятельности до истечения 3 лет истец в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении соглашения.

В силу положений статей 23, 24 Гражданского кодекса Российской Федерации утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом.

Судебная коллегия приходит к выводу, что составляющей частью государственной программы по предоставлению субсидий является реализация экономической политики государства, состоящей в расширении налогооблагаемой базы, то есть в создании предприятий, уплачивающих налоги в бюджетную систему Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что денежные средства, полученные в виде субсидии, были реализованы ответчиком на осуществление предпринимательской деятельности и представлен отчет являются несостоятельным, поскольку предметом рассмотрения были нарушения ответчиком условий соглашения в части осуществления предпринимательской деятельности в течение трех лет с момента получения субсидии, создания новых рабочих мест, в том числе для зарегистрированных безработных граждан.

Довод апелляционной жалобы о том, что деятельность Центра времяпрепровождения детей была прекращена в связи с не прибыльностью и неэффективностью предпринимательской деятельности материалами дела не подтверждается и доказательств, подтверждающих данное обстоятельство истцом не представлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все обстоятельства по делу исследованы судом полно, всесторонне и получили надлежащую оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 31 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 февраля 2018 года.

Председательствующий

Судьи