ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1310 от 11.04.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-1310 Судья Каричкина Н.Н. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2013 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Золина М.П.,

судей Сидорова Р.А. и Лозовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Варламовой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сидорова Р.А.

дело по апелляционной жалобе Шатохина Н.Т. на решение Центрального районного суда г. Твери от 22 января 2013 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявленных исковых требованиях Шатохина Н.Т. к Правительству Тверской области о нарушении конституционных прав гражданина РФ, координатора Совета непосредственной власти народа РФ в Тверской области по непосредственному управлению в Тверской области, компенсации морального вреда – отказать».

С у д е б н а я к о л л е г и я

у с т а н о в и л а:

Шатохин Н.Т. обратился в суд с иском к Правительству Тверской области, в котором просит признать созданный им ДД.ММ.ГГГГ года и зарегистрированный в Администрации Президента Российской Федерации региональный Совет непосредственной конституционной власти прямого действия народа РФ в Тверской области - законным конституционным органом власти прямого действия на всей территории Тверской области; признать за Советом НВН Тверской области, как органом государственной непосредственной власти РФ право иметь официальный бланк Совета НВН с гербовой печатью, иметь гербовую печать, как органа государственной власти; обязать Правительство Тверской области, как органа опосредованной власти, а через него – все органы государственной власти и местного самоуправления признать региональный совет НВН РФ в Тверской области как орган прямой конституционной власти на всей территории Тверской области; обязать Правительство Тверской области выплатить ему как координатору регионального Совета НВН РФ в Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ года и по день принятия решения суда денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, из расчета <данные изъяты> рублей в месяц; признать за Советом НВН РФ в Тверской области конституционное право контроля деятельности региональных органов опосредованной власти, органом местного самоуправления, всех должностных лиц региона, государственных и муниципальных служащих, кадры, финансы, должностные обязанности и др.; признать за Советом НВН РФ в Тверской области конституционное право на распорядительные функции по отношению всей опосредованной власти на территории Тверской области; обязать Правительство Тверской области не препятствовать координатору регионального Совета НВН РФ в Тверской области Шатохину Н.Т. или другим членам НВН по его поручению свободно выступать в официальных государственных СМИ (электронных и печатных) и согласно ст. 29 ч. 4 Конституции РФ распространять информацию о работе регионального Совета НВН в Тверском регионе; обязать Правительство Тверской области осуществить финансирование Совета НВН в 2013 году за счет средств областного бюджета (ст. 109 Устава Тверской области), предусмотренный отдельной статьей; обязать Правительство Тверской области обеспечить с 15 января 2013 года работу Совета НВН в Тверской области служебным помещением, оргтехникой, связью, транспортом в соответствии со статусом регионального конституционного Совета НВН РФ в Тверской области; взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года Шатохиным Н.Т. было организовано собрание граждан РФ, проживающих на территории Тверской области, на котором был создан Региональный Совет непосредственной власти народа (НВН) РФ на территории Тверской области. ДД.ММ.ГГГГ года региональный Совет НВН РФ в Тверской области был зарегистрирован в Администрации Президента РФ после официального уведомления истцом Президента РФ и Председателя Правительства РФ о создании Тверского регионального Совета НВН. До ДД.ММ.ГГГГ года главной власти прямого действия, непосредственной, как в РФ и тем более в Тверской области не было. На собрании истец был избран координатором регионального Совета НВН. При этом истец лично и его сторонники руководствовались статьями 80 ч. 2 и ст. 114 ч. 1 п. «е» Конституции РФ. Позже он получил подтверждение о том, что его информация получена, рассмотрена и принята к сведению. Аналогичным образом в это время он уведомил Губернатора Тверской области, Председателя Законодательного Собрания Тверской области и все другие органы государственной власти и местного самоуправления Тверской области о создании Совета НВН. При этом, имеются нарушения и угроза нарушения прав и законных интересов истца как координатора регионального Совета НВН в Тверской области, а именно: 1) Правительство Тверской области демонстративно не признает законно созданный истцом региональный Совет НВН РФ в Тверской области. 2) Отказ предоставить служебные помещения для нормальной работы конституционного Совета НВН региона. 3) Отказ финансирования Совета НВН региона и даже в оскорбительной форме. 4) Шельмование истца как координатора Совета НВН со стороны администрации области, прокуратуры районов, полицией города Твери, администрацией города Твери и Пролетарского района г. Твери. 5) Отказ предоставить возможность истцу как координатору регионального Совета НВН области выступать (хотя бы один раз в неделю) в государственных СМИ (электронных и печатных). 6) Шельмование в областной прессе. 7) Вместо ответов на заявления истца на имя Губернатора Тверской области идут сплошные отписки в виде уведомлений.

В судебном заседании истец Шатохин Н.Т. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Правительства Тверской области по доверенности Вуймина И.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что существующая в настоящее время система управления Тверской области основывается на законе и в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства. Ни одним из нормативных правовых актов, включая Конституцию Российской Федерации, не предусмотрено создание иных органов государственной власти, не входящих в систему законодательной, исполнительной или судебной власти. Также указанные документы не содержат понятия «конституционный орган власти прямого действия». Созданный Истцом Совет непосредственной конституционной власти народа Российской Федерации прямого действия в Тверской области не относится ни к одной из ветвей власти, указанной в Конституции Российской Федерации, соответственно не может быть признан «законным конституционным органом власти прямого действия на всей территории Тверской области». Иных форм непосредственного осуществления народом своей власти, кроме выборов и референдумов, федеральным законодательством не определено.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации Президента РФ, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст. ст. 113-116 ГПК РФ, не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил возражения на исковое заявление, из которых следует, что письмо от 11.08.2011 за № 5, указанное как «Уведомление Президента РФ Д.А. Медведева» и подписанное - «Координатор Регионального Совета НВН РФ Шатохин Н.Т.» поступило в Управление и было зарегистрировано 23.08.2011 года за вх. № 529587. Изложенная в письме информация была принята к сведению, о чем автор был проинформирован ответом Управления. Непосредственно в ст. 3 Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве осуществление непосредственной власти народа в указанной форме не предусмотрено. Доказательств, свидетельствующих о регистрации в Администрации Президента Российской Федерации регионального Совета непосредственной власти народа Российской Федерации в Тверской области в материалах не указано и не представлено. Прилагаемый к исковому заявлению ответ Управления от 23.08.2011г. № А26-19-529587 является не документом о регистрации регионального Совета непосредственной власти народа Российской Федерации в Тверской области, а содержит регистрационные данные (дата, номер) ответа на поступившее письмо заявителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Президента РФ.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истца Шатохина Н.Т. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, неконституционного, возможно вынесенного под давлением, и принятии нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указал, что судом неправильно применены ст. 3 ч. 1 и ч.2, ст. 17, ст. 18, ст. 32 п.1 Конституции Российской Федерации. Решение суда вынесено без учета позиции Конституционного суда РФ, выраженной в 83 постановлениях Конституционного суда РФ, а также в нарушение ГПК РФ, УК РФ, ФКЗ № 42 и других нормативно-правовых актов.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица, извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав Шатохина Н.Т., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, представителя Правительства Тверской области Вуймину И.М., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления закреплены в статье 328 ГПК РФ.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым и достаточным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Постановленное судом первой инстанции решение отвечает указанным требованиям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ минут в «<данные изъяты>» было проведено собрание представителей непосредственной власти народа (НВН) в Тверской области. Повестка дня – создание Областного Совета НВН в Тверской области, избрание Председателя Областного Совета НВН области. На указанном собрании было решено создать Областной Совет НВН в Тверской области, избрать Координатором Областного Совета НВН области Шатохина Н.Т., все вопросы разрешить в рабочем порядке, скоординировав все действия и согласовав с Координатором Областного Совета НВН области Шатохиным Н.Т. Данные обстоятельства подтверждаются Протоколом Собрания представителей непосредственной власти народа (НВН) в Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно Положению о Тверском Региональном Совете НВН Совет создан для организации бесконфликтного взаимодействия прямого, непосредственного управления Государством Многонациональным народом РФ, согласно ст. 3 Конституции РФ, с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях повышения качества жизни населения Тверской области и РФ в целом; повышения уровня правосознания населения Тверской области и государственных служащих органов регионального и местного самоуправления; разъяснения населению его гражданских прав и свобод в рамках Конституции РФ; помощи гражданам в решении его социальных проблем; контроля за исполнительной властью. Для реализации поставленных задач Совет имеет право выступать с инициативами, вносить предложения по вопросам регулирования и законных интересов населения Тверского региона в органы местного самоуправления, мэрию, Администрацию Тверской области в порядке, установленном действующим законодательством согласно Конституции РФ; в лице представителей участвовать в работе комиссий мэрий, Администрации Тверской области, вносить предложения в проекты нормативных правовых актов и иные документы; осуществлять иные действия, направленные на реализацию и решение задач Совета.

11 августа 2011 года Тверской региональный Совет НВН РФ за подписью Шатохина Н.Т. направил уведомление в адрес Президента Российской Федерации об учреждении гражданами РФ, проживающими в Тверской области, Тверского Регионального Совета Народовластия РФ; а также с просьбой о принятии Указа об учреждении Статуса суверенитета и единственного источника власти Многонационального народа Гражданам РФ и их Советам НВН, на период между всенародными референдумами, в соответствии со статусом, данным им п.1 и 2 ст.3 и ч.1 ст. 32 Конституции РФ; о поручении Правительству РФ и Администрации Тверской области определить по согласованию с Тверским Региональным Советом НВН порядок финансирования из федерального бюджета РФ Правового центра на содержание офиса, оснащению его штатными единицами, техническими средствами, офисной мебелью и т.д. в целях проведения семинаров по культурно-правовому просвещению граждан РФ путем распространения электронных и печатных средств массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных государственным участием, правовой информации, а также способствующей развитию правовой грамотности и повышению правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым Конституцией РФ интересам; о поручении Правовому управлению Администрации Президента по согласованию с Тверским региональным Советом НВН определить порядок взаимодействия на бесконфликтной основе Советов Народовластья и Граждан с высокой гражданской позицией, проявивших волеизъявление к осуществлению своего суверенитета и единственного источника власти в соответствии с ч.1 и 2 ст.3 ч.1, ст.32 Конституции РФ с опосредованными органами государственного управления в Тверской области и в других субъектах РФ.

11 августа 2011 года Тверской региональный Совет НВН РФ направил в адрес Губернатора Тверской области Шевелева А.В. уведомление об учреждении гражданами РФ, проживающими в Тверской области, Тверского Регионального Совета Народовластия РФ; а также с просьбой о принятии Закона Тверской области об учреждении Статуса суверенитета и единственного источника власти Многонационального народа Гражданам РФ и их Советам НВН, на период между всенародными референдумами, в соответствии со статусом, данным им п.1 и 2 ст.3 и ч.1 ст. 32 РФ; о поручении Правовому управлению Администрации Тверской области по согласованию с Тверским Советом НВН определить порядок взаимодействия на бесконфликтной основе Советов Народовластья и Граждан с высокой гражданской позицией, проявивших волеизъявление к осуществлению суверенитета и единственного источника власти.

23 августа 2011 года за № А26-19-529587 Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ в адрес Шатохина Н.Т. был отправлен ответ на обращение, согласно которому обращение на имя Президента РФ рассмотрено, информация принята к сведению.

Также судом установлено, что Тверским региональным Советом НВН РФ направлялись письма в органы власти с целью получения ответов на вопросы о признании непосредственной конституционной власти прямого действия народа на территории Тверской области, защиты его конституционных прав, принятия мер прокурорского реагирования, о законности использования им личного бланка и личной печати и необходимости рассмотрения всех его обращений, о необходимости предоставления помещения, оснащенного необходимым оборудованием, внесении и рассмотрении в Государственной Думе Федерального Закона «Бюджет Одного Гражданина РФ», инициирования принятия законов о непосредственной власти народа РФ, о статусе гражданина с высокой гражданской позицией, о создании университета НВН, принятия Закона о финансировании штатного расписания Совета НВН, создания всех необходимых условий для выполнения конституционных прав Совета НВН.

В ответ на указанные обращения разъяснено, что ни Конституцией РФ, ни Бюджетным Кодексом РФ не предусмотрена возможность осуществления выплат из бюджета субъектов РФ лицам, «приступившим к осуществлению власти непосредственно», разъяснены вопросы, связанные с признанием непосредственной конституционной власти прямого действия народа на территории Тверской области, о том, что какие-либо граждане и общественные организации, в том числе реализующие власть непосредственно, не входят как в систему федеральных органов государственной власти, так и в систему органов государственной власти Тверской области; присвоение полномочий конституционных органов власти является незаконным, для оказания финансовой поддержки необходимо приобретение организацией статуса юридического лица.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд руководствовался нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О государственном гербе России», Закона РФ от 09.10.1992 года № 3618-1 «О защите конституционных органов власти в РФ», ФЗ № 138 от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан российской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что созданный Шатохиным Н.Т. Совет непосредственной конституционной власти народа Российской Федерации прямого действия в Тверской области не относится ни к одной из ветвей власти, указанной в Конституции Российской Федерации, следовательно, не может быть признан «законным конституционным органом власти прямого действия на всей территории Тверской области», а также распорядительным органом власти.

При этом, как правильно указал суд, ответ Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ от 23.08.2011 года за № А26-19-529587, не является документом о регистрации регионального Совета непосредственной власти народа РФ в Тверской области. Созданный Шатохиным Н.Т. Совет непосредственной конституционной власти народа Российской Федерации прямого действия в Тверской области не может иметь гербовую печать и официальный бланк Совета с гербовой печатью.

Тверской региональный Совет НВН РФ в качестве юридического лица на территории Тверской области не зарегистрирован, общественной организацией не является, в связи с чем законных оснований для оказания ответчиком финансовой поддержки, обеспечения служебным помещением, оргтехникой, связью, не имеется. Также не имеется законных оснований для выплаты Правительством Тверской области Шатохину Н.Т. как координатору регионального Совета НВН РФ в Тверской области денежных средств в размере <данные изъяты> рублей из расчета <данные изъяты> рублей в месяц с 23 августа 2011 года и по день вынесения решения, поскольку Региональный Совет НВН РФ в Тверской области не имеет никакого отношения к Правительству Тверской области, никаких договорных отношений между ними нет. Региональный Совет НВН РФ в Тверской области не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Поскольку требование о компенсации морального вреда является производным от первоначального требования, в его удовлетворении судом обоснованно отказано.

Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка, согласно ст. 67 ГПК РФ.

Доводы жалобы о неправильном применении ст. 3 ч. 1 и ч. 2, ст. 17, ст. 18, ст. 32 п. 1 Конституции Российской Федерации, а также, что решение суда вынесено без учета позиции Конституционного суда РФ, выраженной в 83 постановлениях Конституционного суда РФ, а также в нарушение ГПК РФ, УК РФ, ФКЗ № 42 и других нормативно-правовых актов, судебной коллегией не принимаются во внимание, как основанные на неправильном их толковании.

Довод жалобы о том, что при оглашении решения суда отсутствовал секретарь судебного заседания, опровергается протоколом судебного заседания, на который истцом в установленном порядке замечания не приносились.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.

При рассмотрении дела все юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, исследованы полно и всесторонне, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права не нарушены.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г.Твери от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шатохина Н.Т. - без удовлетворения.

Председательствующий М.П. Золин

Судьи Р.А. Сидоров

Н.В. Лозовая