ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13136/18 от 29.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Чернова В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33 – 13136/2018

29 октября 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

судей Елистратовой Е.В., Назейкиной Н.А.,

при секретаре Майдановой М.К.,

с участием прокурора Сапруновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Большечерниговского района Самарской области на решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 30 июля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления исполняющего обязанности прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах муниципального образования – сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области к Т.С.А. о возмещении материального ущерба в порядке регресса - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., объяснения прокурора Супруновой А.С. в поддержание апелляционного представления, возражения на представление ответчика ФИО1 и его представителя ФИО2, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности прокурора Большечерниговского района Самарской области, действующий в интересах муниципального образования – сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области, обратился в Большеглушицкий районный суд Самарской области с иском к ФИО3 о возмещении материального ущерба в порядке регресса.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Большечерниговского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе и законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области, в ходе которой установлено, что ФИО1, являясь в период с 25 октября 2010 года по 15 октября 2015 года главой сельского поселения Глушицкий, в нарушение требований ч. 3 ст.219 БК РФ, достоверно зная, что в бюджете сельского поселения Глушицкий на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы отсутствуют средства в сумме 23484394,22 рубля, запланированные на оплату проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в поселке Глушицкий и поселке Пензено муниципального района Большечерниговский», действуя вопреки интересам службы, 06 июля 2013 года подписал контракт, согласно которому между Администрацией сельского поселения Глушицкий (заказчик) и ООО «ЕвроГеоПроект» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №1, по которому подрядчик обязуется по заданию заказчика в сроки, предусмотренные контрактом, выполнить проектно-изыскательные работы по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в поселке Глушицкий и поселке Пензено муниципального района Большечерниговский». 11 июля 2013 года подрядчик выполнил работы, предусмотренные контрактом, которые заказчиком Администрацией сельского поселения Глушицкий оплачены не были, денежные средства в бюджет сельского поселения на исполнение муниципального контракта в период 2013-2017 годов не закладывались.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2016 года с Администрации сельского поселения Глушицкий в пользу ООО «ЕвроГеоПроект» взыскана задолженность в размере 24400285,59 рублей, в том числе 23484394,22 рублей основного долга, 915891,37 рублей пени, судебные расходы в размере 45738,69 рублей, а также пени с 24 ноября 2016 года по день фактического исполнения обязательств от суммы задолженности в размере 1801840,15 рублей. Кроме того, в дальнейшем 29 декабря 2017 года Администрацией сельского поселения Глушицкий произведена оплата пени с 30 августа 2017 года по 29 декабря 2017 года (по день фактического исполнения обязательств) в размере 740149,82 рублей. Указанное привело муниципальное образование к необоснованным расходам в размере 3 503 620,03 рублей, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд взыскать с бывшего главы Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области ФИО1 в бюджет сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области в порядке регресса материальный вред в размере 3 503 620,03 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение, которое прокурор в апелляционном представлении просит отменить, повторяя доводы иска, дополнив, что причинение ответчиком ущерба доказано, в деле нет подтверждения того, что ФИО1 планировал участие в программе государственного софинансирования и что это позволило бы избежать ущерба, бюджетного обеспечения на исполнение муниципального контракта администрация не имела и ответчик знал об этом, но заключил контракт, явно выходя за пределы своих полномочий и в ущерб бюджету сельского поселения.

В заседании судебной коллегии прокурор Супрунова А.С. доводы апелляционного представления поддержала.

ФИО1 и его представителя ФИО2 возражали относительно доводов апелляционного представления, считают решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства возникают, в частности вследствие причинения вреда.

Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 указанной статьи).

Как следует из статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 с 25 октября 2010 года по 15 октября 2015 года состоял в должности главы сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области (том 1, л.д. 12.).

Согласно Уставу сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области, глава администрации поселения в пределах своих полномочий вправе от имени поселения приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности (том 1, л.д. 97- 133).

На должность Главы Большечерниговского района Самарской области в период с 10 октября 2010 года по 30 декабря 2013 года избран ФИО4 (том 1, л.д. 35-37).

6 июля 2013 года Администрацией сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области (заказчик) в лице главы ФИО1 и ООО «ЕвроГеоПроект» (исполнитель) в лице ФИО5 заключен муниципальный контракт №1, согласно которому Заказчик поручает подрядчику, а Подрядчик принимает на себя выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в п.Глушицкий и п.Пензено муниципального района Большечерниговский Самарской области» в соответствии с техническим заданием. Срок выполнения проектных (изыскательских) работ: 1 этап (передача Заказчику готовой проектно-сметной документации в соответствии с техническим заданием – стадия П) с момента подписания муниципального контракта в течение 30 дней; 2 этап (передача заказчику готовой проектно-сметной документации в соответствии с техническим заданием – стадия П и Р с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации) с момента подписания муниципального контракта в течение 90 дней. Срок действия контракта до 31 декабря 2014 года. Стоимость настоящего контракта составляет 23484394,22 рублей. Оплата производится в течение 360 дней после подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ и при наличии всех согласований с заинтересованными организациями, а также получения положительного заключения Государственной экспертизы (том 1, л.д. 38-52).

Акт сдачи-приемки выполненных работ №25 об оказанных услугах на сумму 23484394,22 рублей подписан сторонами 3 августа 2015 года (том 1, л.д. 53).

23 мая 2013 года постановлением №82 Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области утверждена муниципальная целевая программа «Чистая вода» сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2013-2018 годы, которая предусматривала реконструкцию водозабора, НФС, водопроводных сетей в поселке Глушицкий, проектирование и строительство водозабора, НФС, водопроводных сетей в селе Благодатовка (том 1, л.д. 55-62), которая не была реализована на территории сельского поселения в связи с несвоевременным получением положительного заключения государственной экспертизы.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2017 года, с Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области в пользу ООО «ЕвроГеоПроект» взыскана задолженность в общем размере 24400285,59 рублей, в том числе 23484394,22 рублей основного долга, 915891,37 рублей пени; с 24 ноября 2016 года по день фактического исполнения обязательств от суммы задолженности исходя из 1/300 действующей в день уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ, от неуплаченной суммы за каждый день просрочки; судебные расходы в размере 45738,69 рублей (том 1, л.д. 13-23, 24-30).

16 марта 2017 года прокуратурой Большечерниговского района Самарской области вынесено представление о принятии мер по устранению нарушений в связи с неоплатой исполненного муниципального контракта (том 1, л.д. 143-144), на которое дан ответ Администрацией сельского поселения Глушицкий о принятии мер по изысканию средств на оплату контракта, с приложением копий писем Администрации Большечерниговского района о выделении финансовых средств (том 1, л.д. 146-190), а также представлен рапорт от 28 апреля 2017 года помощника прокурора Большечерниговского района о том, что Администрацией сельского поселения Глушицкий направлены обращения в Правительство Самарской области о включении мероприятий по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту « проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в поселках Глушицкий и Пензено», со специалистом сельского поселения проведена разъяснительная работа по осуществлению муниципальных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, принятие иных мер прокурорского реагирования не требуется (том 1, л.д. 145).

Как видно из копий платежных поручений, Администрацией сельского поселения Глушицкий в пользу ООО «ЕвроГеоПроект» оплачены денежные средства: 2 ноября 2017 года – пени с 24 ноября 2016 года по день фактического исполнения обязательств в размере 1801840,15 рублей, судебные расходы в размере 45738,69 рублей, пени от основного долга в размере 915891,37 рублей, 29 декабря 2017 года пени в размере 740149,82 рублей, всего 3503620,03 рублей, 29 декабря 2017 года оплачена сумма основного долга в размере 23484394,22 рублей (том 1, л.д. 63-67).

В бюджете сельского поселения Глушицкий на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного решением №62 Собрания представителей сельского поселения Глушицкий от 21 декабря 2012 года, предусмотрены (заложены) денежные средства на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 1637091,10 рублей и на благоустройство в размере 1637091,10 рублей (том 1, л.д. 68-86).

18 октября 2017 года и 26 февраля 2018 года руководителем Большеглушицкого межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области отменены постановления от 18 октября 2017 года и от 20 декабря 2017 года, соответственно об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.285, 286 УК РФ в связи с отсутствием состава указанных преступлений с направлением материала для проведения дополнительной проверки (том 1, л.д. 191-195, 196-197, 201-202).

До настоящего времени процессуальное решение Большеглушицким межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области в отношении ФИО1 не принято (том 1 л.д. 235).

Распоряжением Главы Большечерниговского района Самарской области ФИО4 №91 от 24 мая 2013 года установлено провести открытый конкурс на определение подрядной организации для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в п. Глушицкий и п. Пензено муниципального района Большечерниговский Ссамарской области» на сумму 46380325,98 рублей, источник финансирования: бюджет Самарской области и бюджет Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области (том 2 л.д. 2-11).

В период с 2010 по 2015 годы на территории Самарской области действовали следующие государственные программы развития водоснабжения: - областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Самарской области №164 от 25 марта 2009 года; - государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года №717; - государственная программа Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014 -2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года №701 (том 2, л.д. 64).

Областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Самарской области №164 от 25 марта 2009 года (в которую по утверждению представителя третьего лица Администрации Большечерниговского района, Администрация сельского поселения Глушицкий после заключения муниципального контракта от 06 июля 2013 года, выполнения подрядчиком проектно-изыскательских работ и получения положительного заключения государственной экспертизы, намеревалась подать заявку на предоставление субсидии для оплаты указанного контракта и дальнейшей реконструкции объектов), предусматривала предельную и максимальную долю участия средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в софинансировании расходного обязательства муниципального образования составляющую 95% от суммы общего объема финансирования расходного обязательства.

Условиями предоставления субсидий по вышеуказанной программе являлись, в том числе: наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации; копия муниципального контракта с подрядной организацией на выполнение работ (услуг) проектированию, строительству, реконструкции, модернизации планируемого к софинансированию за счет субсидий объекта.

Постановлением Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года №701 признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 25 марта 2009 года №164 об утверждении областной целевой программы программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», программа перестала действовать с 1 января 2014 года.

18 февраля 2014 года Администрацией Большечерниговского района Самарской области в адрес ООО «ЕвроГеоПроект» направлено сообщение №265 о том, что заказчику (Администрации сельского поселения Глушицкий) не представлена к рассмотрению и приемке проектно-сметная документация, значительно нарушены сроки проведения работ по проектированию объекта, обозначенные в графике выполнения работ, являющимся приложением №2 к контракту. Строительство проектируемого объекта было заявлено на участие в мероприятиях по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном районе Большечерниговский в рамках реализации программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, на 2014 год. В результате ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту ООО «ЕвроГеоПроект», ни у Администрации Большечерниговского района, ни у Администрации сельского поселения Глушицкий не появилось какой-либо возможности обосновать бюджетную заявку в части включения в программу (том 2, л.д.12-13).

Администрация сельского поселения Глушицкий также предъявляла претензии к ООО «ЕвроГеоПроект» о нарушении сроков проведения подрядчиком работ, о чем свидетельствует переписка (том 2 л.д. 163-205).

Установлено, что проблема с водоснабжением населения сельского поселения Глушицкий длится на протяжении многих лет, что подтверждается письмом в адрес губернатора Самарской области, обращениями, заявлениями граждан-жителей поселка Глушицкий в адрес губернатора, перечнем поручений, поступившим в ходе встречи врио губернатора Самарской области с населением муниципального района Большечерниговский, письмами Роспотребнадзора в адрес главы сельского поселения Глушицкий о качестве питьевой воды, о водоснабжении, судебными актами об устранении нарушений санитарного законодательства (том 2 л.д. 14-29, 49-57, 66-67).

Кроме того, в период 2015-2017 годов Администрацией Большечерниговского района направлялись письма в адрес врио губернатора Самарской области, первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области, министру энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по оплате разработанной проектно-сметной документации, о водоснабжении поселка Глушицкий, о включения мероприятия в программу(том 2 л.д. 70-77).

Между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Администрацией сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области заключено Соглашение №115 от 27 декабря 2017 года о предоставлении в 2017 году из областного бюджета местному бюджету иных межбюджетных трансфертов в целях погашения кредиторской задолженности по исполнению государственных актов, возникшей в связи с выполнением работ по проектированию объектов водоснабжения, в размере 23484394,22 рублей (том 2 л.д. 78-82).

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные отношения, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Судом установлено, что ответчик ФИО1, заключая муниципальный контракт с подрядчиком на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в п. Глушицкий и п.Пензено муниципального района Большечерниговский Самарской области» намеревался подать заявку на вступление в Областную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», которая предусматривала софинансирование обязательства муниципального образования в размере 95% от суммы общего объема финансирования расходного обязательства, а для предоставления субсидии – в том числе, наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, копии муниципального контракта с подрядной организацией на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации планируемого к софинансированию за счет субсидий объекта. Доля местного софинансирования в бюджете сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области в размере 5% от 23484394,22 рублей, составляющая 11742019,1 рублей, на момент заключения контракта имелась, поскольку в бюджете сельского поселения Глушицкий на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного решением №62 Собрания представителей сельского поселения Глушицкий от 21 декабря 2012 года были предусмотрены (заложены) денежные средства на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 1637091,10 рублей и на благоустройство в размере 1637091,10 рублей.

Доказательства, опровергающие данные обстоятельства сторона истца суду не представила.

Не подача заявки на вступление и не вступление в Областную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы» не зависела от бывшего главы Администрации сельского поселения Глушицкий ФИО1, поскольку программа перестала действовать с 1 января 2014 года, после заключения указанного выше муниципального контракта, и до получения Администрацией сельского поселения необходимых для вступления в программу разработанного проекта и получения положительного заключения государственной экспертизы.

Таким образом доводы прокурора о нарушении ФИО1 требований бюджетного законодательства, выразившимся в том, что он, как глава Администрации сельского поселения заключил муниципальный контракт в отсутствие доведенных до сельского поселения лимитов бюджетных обязательств, необоснованны поскольку не нашли своего объективного подтверждения.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как следует из пункта 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.

Доказательства того, что указанные в исковом заявлении выплаты в размере 3503620,03 рублей являются ущербом, причиненным в результате действий (бездействия) ответчика ФИО1, как бывшего главы Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области, стороной истца суду не представлены.

Объективные свидетельства, подтверждающие противоправность поведения ответчика, наличие его вины в причинении ущерба, а также существование причинно-следственной связи между действиями бывшего главы Администрации сельского поселения Глушицкий ФИО1 и наступившими последствиями в виде выплаты из бюджета пени за просрочку оплаты суммы задолженности и судебных расходов отсутствуют.

Кроме того, выплата пени за просрочку оплаты задолженности и судебных расходов не может быть отнесена к материальной ответственности главы сельского поселения и взыскана с него в порядке регресса, поскольку такая выплата не относится к ущербу, а является мерой гражданско-правовой ответственности по муниципальному контракту, стороной которого ответчик не является (пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действия главы Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области предметом рассмотрения Арбитражного суда Самарской области при вынесении решения не являлись.

Доказательств, свидетельствующих о том, что допуская просрочку оплаты суммы задолженности по муниципальному контракту, именно ответчик действовал за рамками своей компетенции или в нарушение действующего законодательства, в том числе противоправно, в дело не представлены, а сам по себе факт взыскания в пользу исполнителя работ пени за просрочку оплаты задолженности о необоснованности действий ответчика, без представления доказательств его противоправного поведения, вины в причинении ущерба, причинной связи между его противоправным поведением и наступившим ущербом, достаточным основанием для возложения на ответчика ФИО1 – бывшего главу Администрации сельского поселения Глушицкий полной материальной ответственности в соответствии с вышеприведенными положениями гражданского законодательства не является.

Истцом не представлены доказательства, указывающие на умышленный, виновный характер действий ответчика ФИО1, а также доказательства того, что он действовал недобросовестно и неразумно.

Недоказанность указанных обстоятельств исключает материальную ответственность ответчика, что правильно установил суд и с чем судебная коллегия соглашается полностью.

В данном случае выплаты, произведенные Администрацией сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области на основании решения арбитражного суда не являются вредом, причиненным имуществу муниципального образования, поскольку суммы, перечисленные муниципальным образованием были взысканы на основании норм гражданского законодательства, являются процентами за просрочку оплаты суммы задолженности по муниципальному контракту, судебными расходами и не являются ущербом, подлежащим взысканию с ответчика в порядке регресса по правилам статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка прокурора в представлении на отсутствие подтверждений того, что ФИО1 планировал участие в программе государственного софинансирования, что это позволило бы избежать ущерба, не имеет доказательного подтверждения.

Невозможность в последствии получения такого финансирования возникла не по вине ответчика и вне зависимости от его воли.

При таких обстоятельствах вывод суда об оставлении иска прокурора без удовлетворения является правильным.

Указанные в апелляционном представлении прокурора доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление прокурора, которое не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 30 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокурора Большечерниговского района Самарской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи