ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1314/19 от 04.04.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Категория 209г

Дело № 33- 1314/2019 Судья Милошенко Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Володиной Л.В.,

судей - Герасименко Е.В., Ваулиной А.В.,

при секретаре - Выскребенцевой В.Ю.,

с участием:

представителя ответчика - ФИО1,

представителя третьего лица - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО3 на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 30 ноября 2018 года,

по гражданскому делу по иску ФИО3 к Правительству города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО3 обратился в суд с иском к Правительству Севастополя о признании права собственности на земельный участок площадью 750 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Исковые требования мотивированы тем, что решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 июня 2016 года земельный участок площадью 750 кв.м., расположенный в городе Севастополе, <адрес> истребован из незаконного владения ФИО3 в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя. Основанием для истребования земельного участка явилось вхождение земельного участка в состав земель лесного фонда. Вместе с тем, Федеральным законом от 29 июля 2017 года №280-ФЗ законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРП, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРП, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков. Истец указывает, что его право собственности на земельный участок может быть восстановлено, поскольку право собственности на земельный участок возникло у истца на основании действующего решения государственного органа Украины, земельный участок был поставлен на кадастровый учёт с разрешенным видом использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» и отнесен к категории «земли населенных пунктов».

Решением Балаклавского районного суда г.Севастополя от 30 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Правительству г.Севастополя о признании права собственности на земельный участок, отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, истец ФИО3 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что спорный земельный участок приобретён истцом на законных основаниях и ФИО3 является добросовестным приобретателем.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО3, представители третьих лиц ГКУ г.Севастополя «Севастопольское лесничество», Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п. п. 2 и 3 Постановления Пленума ВС РФ N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является законным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данные требования судом первой инстанции не соблюдены.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на спорный земельный участок возникло у ФИО3 не на законных основаниях.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ в частную собственность члена Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Дружба-8» ФИО3 передан в порядке бесплатной приватизации земельный участок площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (л.д.31).

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, земельный участок в Российской Федерации поставлен на кадастровый учёт как актуальный, ранее учтенный, с видом разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок)», категория земель «земли населенных пунктов», присвоен кадастровый (л.д.33-35).

Земельный участок Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ в составе земельного участка площадью 300 га в районе Сапун-горы передан из госземфонда в состав гослефонда.

Спорный земельный участок расположен в границах земель Севастопольского участкового лесничества, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово – картографических материалов лесоустройства.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 июня 2016 года земельный участок площадью 750 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, истребован из незаконного владения ФИО3 в собственность города Севастополя. Основанием для истребования земельного участка явилось вхождение его в состав земель лесного фонда (л.д.55-58).

В соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 237-РП на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года проведены кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя.

Границы спорного земельного участка не установлены, однако согласно данным публичной кадастровой карты Российской Федерации спорный участок накладывается на земельный участок с кадастровым :, расположенный по адресу: <адрес>, квартал 19, выдел 20, квартал 21 выдел 2, 3, 4, Севастопольского участкового лесничества, «Сапун-гора», площадью 83 221 кв.м с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0), поставленный на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности города Севастополя на земельный участок с кадастровым зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РДЗ.

Разрешая возникший спор, судебная коллегия применяет положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель".

Судебная коллегия полагает, что имеется необходимая совокупность условий, при которых подлежат защите зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости права истцов на спорные земельные участки:

- отнесение земельных участков согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, и согласно правоустанавливающим документам к иной категории земель, чем земли лесного фонда;

- возникновение таких прав до 1 января 2016 года;

- отсутствие у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких участков по целевому назначению, или их использования с нарушением законодательства.

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель".

Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).

Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Такое толкование Федеральному закону от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 сентября 2017 года N 1795-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.

Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции данного Федерального закона); соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Поскольку спорный земельный участок, права на который было зарегистрировано за истцом в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на основании правоустанавливающих документов, и документов кадастрового учета, до 1 января 2016 года, был истребован судебным решением до принятия данного Федерального закона, которому придана обратная сила, истец ФИО3 имеет возможность защитить свое права путем его признания, с целью недопущения его прекращения.

В данном случае, нет оснований считать истца недобросовестным приобретателем земельного участка по смыслу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ.

Приобретая земельный участок, истец ФИО3 добросовестно полагалась на сведения из Единого государственного реестра недвижимости, в которых, в том числе, содержались сведения о кадастровых границах участка, предоставленного для ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8». Если ранее таким сведениям не отдавался приоритет, что отражалось в правоприменительной практике, то с принятием названного Федерального закона такому приоритету была придана обратная сила. Этот подход законодателя направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов публично-правовых образований и граждан, и с другой стороны - на признание особой значимости государственной системы регистрации (укрепления) прав, на закрепление за ней универсального характера (приоритета) и свойства достоверности, обеспечивать которую должны не граждане, добросовестно реализовывающие свои права на приобретение земельных участков у публично-правовых образований, а уполномоченные государственные органы.

Земельный участок предоставлен истцу ФИО3 на основании постановления органа местного самоуправления, ее право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным государственным органом – Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе, земельный участок поставлен на кадастровый учет с определением юридических границ.

Добросовестным приобретателем применительно к недвижимому имуществу в контексте п. 1 ст. 302 ГК РФ в его конституционно-правовом смысле является приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что это лицо знало об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявило должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых могло узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.

Когда с иском об истребовании недвижимого имущества к добросовестному приобретателю, который в установленном законом порядке указан как собственник имущества в ЕГРН, обращается публично-правовое образование, не может не учитываться специфика интересов, носителем которых оно является. Особенности дел этой категории, исходя из необходимости обеспечения баланса конституционно значимых интересов, могут обусловливать иное распределение неблагоприятных последствий для собственника и добросовестного приобретателя, нежели установленное в ст. 302 ГК РФ.

Собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ), что предполагает и регистрацию им своего права, законодательное закрепление необходимости которой, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу. Бездействие же публично-правового образования как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в определенный степени создает предпосылки к его утрате.

Такой подход согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, по мнению которого любое вмешательство в собственность должно быть не только законным и иметь законную цель, но и удовлетворять требованиям пропорциональности. Если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица.

Иск подан в пределах годичного срока со дня вступления Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в силу, предъявление этих требований направлено на недопущение прекращения права собственности на основании ранее принятых судебных решений, и приоритет сведений о категории земельных участков, закрепленный в ЕГРН, применяется в силу прямого указания части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Специальным законом, которому придана обратная сила в пользу граждан, чьи права на земельные участки были закреплены уполномоченным государственным органом, и впоследствии подлежали прекращению на основании судебных актов, принятых до принятия этого Федерального закона, предусмотрен особый механизм защиты этих прав для недопущения их прекращения, при соблюдении определенных условий.

Возникшее правоотношение регулируется частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель".

Первоначально исковое заявление было подано от всех членов ОК «ЖСТИЗ «Дружба -8» в суд 11 августа 2018 года и определением суда было оставлено без движения. Поскольку ФИО3 устранила указанные недостатки в течение установленного судом срока, судебная коллегия полагает, что иск подан в пределах годичного срока со дня вступления Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в силу.

Таким образом, совокупность всех необходимых условий, предусмотренных данной нормой закона, для признания права истца на земельные участки – судебной коллегией установлена.

Приобщенная судебной коллегией в соответствии с п.2 ст.322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству представителя ответчика к материалам дела выкопировка из публичной кадастровой карты, согласно которой в состав участка с кадастровым входит земельный участок с кадастровым , не опровергает выводы судебной коллегии о возможности применения к данным правоотношениям Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ, поскольку спорный земельный участок истца, входящий в границы населенного пункта, является лесным участком, а следовательно, на него распространяется положения части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ.

Кроме того, судебной коллегией принято во внимание, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости спорный земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).

Указанное согласуется с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. N 1793-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С. на нарушение его конституционных прав статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены, и граждане вправе в течение одного года с момента вступления данного Федерального закона в силу обратиться в суд с требованием о признании права собственности на спорные земельные участки.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что возникшие правоотношения регулируется частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель", истцом ФИО3 соблюдена совокупность всех необходимых условий, предусмотренных данной нормой закона для признания за ней права на земельный участок, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Балаклавского районного суда г.Севастополя от 30 ноября 2018 года, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО3 в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 30 ноября 2018 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования ФИО3 к Правительству города Севастополь удовлетворить.

Признать за ФИО3 право собственности на земельный участок площадью 750 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Л.В.Володина

Судьи: А.В.Ваулина

Е.В.Герасименко