Судья: Могильная Е.А. дело № 33-13161/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Жабиной Н.А., Самойловой Н.Г.
при секретаре Емельяновой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску товарищества собственников жилья «<.......>» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 29 августа 2013 года, которым постановлено:
Исковое заявление ТСЖ «<.......>» к ФИО1 о взыскании задолженности по коммунальным платежам – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «<.......>» задолженность по оплате за электроэнергию в размере <.......> рублей, за холодное водоснабжение в размере <.......> копеек, за водоотведение в размере <.......> копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> копеек.
Обязать ФИО1 произвести замену прибора учета электроэнергии, а именно установить и опломбировать в <адрес> индивидуальный прибор учета электроэнергии класса точности 2,0 и выше.
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
установила :
ТСЖ «<.......>» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
Свои требования мотивировали тем, что ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В указанной квартире установлен и функционирует индивидуальный прибор учета электроэнергии: тип <.......>, класс точности – <.......>, год изготовления – <.......>, № <...>.
ФИО1 нерегулярно производит оплату за потребляемую электроэнергию, а также за холодное водоснабжение и стоки.
Кроме того, за сентябрь 2012 года показания счетчика составляли <.......>», а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зафиксированы показания счетчика «<.......>».
ТСЖ «<.......>» полагает, что ответчик для расчета объема коммунального ресурса использует непригодный к применению как средство измерения электросчетчик, который требует замены.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ инженером ТСЖ «<.......>» было проведено обследование жилого помещения, по результатам которого был составлен акт, согласно которому с января 2012 года постоянно в <адрес> по настоящее время проживают фактически граждане в количестве 2-х человек.
В этой связи, с учетом уточненных исковых требований, просили суд взыскать в пользу ТСЖ «<.......>» с ФИО1 задолженность по оплате за электроэнергию в размере <.......> рублей, за холодное водоснабжение в размере <.......> копеек, за водоотведение в размере <.......> копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> копеек; а также учитывая расхождения в показаниях электроэнергии, обязать ФИО1 установить и опломбировать в квартире <адрес> индивидуальный прибор учета электроэнергии класса точности <.......> и выше.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить и постановить по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что материалами дела не подтвержден факт того, что находящийся в ее квартире прибор учета электроэнергии не пригоден для дальнейшей эксплуатации.
Кроме того, полагает необоснованным начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение (стоки) исходя из количества проживающих - 2 человека.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя ФИО1 по ордеру ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником и проживает в <адрес>.
В указанной квартире установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии: тип <.......>, номин.ток <.......>; количество цифр-<.......> класс точности – <.......>, год изготовления <.......>; № счетчика – <.......> ( согласно содержания искового заявления).
Инициируя подачу настоящего иска, ТСЖ «<.......>» утверждает, что ФИО1 несвоевременно производит оплату коммунальных услуг: электроэнергия, холодное водоснабжение и водоотведение, в связи с чем, за ней числится задолженность по оплате за электроэнергию в размере <.......> рублей, за холодное водоснабжение в размере <.......> копеек, за водоотведение (стоки) в размере <.......> копейки, кроме того, в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, установлен электросчетчик, который не пригоден к применению как средство измерения, то есть не может быть расчетным и подлежит замене.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что исходя из расхождений в показаниях электросчетчика, предоставляемых ФИО1 в ТСЖ «<.......>» можно сделать вывод о том, что прибор учета электроэнергии в квартире ответчика неисправен, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность по замене прибора учета электроэнергии в квартире, а также взыскании с нее в пользу ТСЖ «<.......>» задолженности по оплате за электроэнергию, рассчитанную за период за ноябрь, декабрь 2012 года исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а за период с января 2013 года по июнь 2013 года исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги.
С указанными выводами судебная коллегия по гражданским делам не может согласиться, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ на абонента возложена обязанность оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 13 Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года за N 354 (далее по тексту – Правила) исполнитель (в данном случае ТСЖ «<.......>») имеет право:
требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт "б");
осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), проверку состояния таких приборов учета (подпункт "г").
Пунктом 34 вышеуказанных Правил от 06 мая 2011 года за N 354 данному правомочию исполнителя корреспондирует соответствующая обязанность потребителя, в данном случае ФИО1
В соответствии с пунктом 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 настоящих Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 82 Правил исполнитель (в данном случае ТСЖ «<.......>») обязан:
проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В соответствии с пунктом 83 Правил проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Согласно пункту 84 Правил при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
В соответствии с пунктом 85 Правил проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из того, что ответчик для расчета объема коммунального ресурса использовала непригодный к применению как средство измерения электросчетчик, который не может быть расчетным, в этой связи, ТСЖ «<.......>» обоснованно и законно произвело начисление ФИО1 объема количества потребленной электроэнергии за ноябрь, декабрь 2012 года исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в соответствии с пунктом 59 Правил № 354, а за период с января 2013 года по июнь 2013 года исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги.
Вместе с тем, истцом доказательств тому, что электросчетчик, находящийся в квартире, принадлежащей ответчику, находится в неисправном состоянии, суду первой инстанции представлено не было.
Истец, утверждая о неисправности прибора учета потребления электроэнергии в <адрес> ограничился указанием на то обстоятельство, что при предоставлении ФИО1 показаний счетчика новые показания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ «<.......>» были наименьшими по сравнению с предыдущими за август 2012 года «<.......>». В подтверждение заявленных требований истцом представлена Выписка из Книги учета показаний электросчетчиков, в которой показания «<.......>» не значатся.
Иных доказательств, подтверждающих неисправность прибора учета электроэнергии в квартире ответчика, истцом суду не представлено, и в материалах дела не содержится.
Доказательств тому, что ТСЖ «<.......>» в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года за N 354 проводилась проверка установленного прибора учета электроэнергии в <адрес>, а также проводилась проверка достоверности предоставляемых ФИО1 сведений о показаниях прибора учета, суду представлено не было.
Акт о нарушении ФИО1 учета потребляемой электроэнергии ТСЖ «<.......>» составлен не был, равно как и не было составлено акта о техническом состоянии электрического счетчика, находящегося в квартире ответчика, позволяющего сделать вывод о его неисправности.
Предписания, обязывающего ФИО1 произвести замену прибора учета потребляемой электроэнергии, ТСЖ «<.......>» ответчику выдано не было.
Доказательств тому, что ФИО1 ограничивала допуск к прибору учета сотрудникам ТСЖ «<.......>», истцом не представлено.
В этой связи, доводы истца о том, что прибор учета потребления электроэнергии в <адрес> вышел из строя, либо истек срок его использования, вследствие чего он является непригодным как средство измерения, несостоятельны, а выводы суда первой инстанции о том, что прибор учета электроэнергии в квартире ответчика неисправен, не подтверждены доказательствами по делу и являются необоснованными.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств тому, что прибор учета электроэнергии в <адрес> находится в неисправном состоянии, требующем его замены, то оснований для возложения на ФИО1 обязанности произвести замену прибора учета электроэнергии, а именно установить и опломбировать в <адрес> индивидуальный прибор учета электроэнергии класса точности 2,0 и выше, а также для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по оплате потребленной электроэнергии, начисленной истцом исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса и из норматива потребления данной коммунальной услуги, не имеется.
Взыскивая с ответчика в пользу истца задолженность по оплате коммунальной услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» за период с октября 2012 года по июнь 2013 года суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период времени в <адрес> проживали фактически 2 человека, в связи с чем, начисление коммунальных услуг должно производиться из расчета проживающих - 2 человека.
С указанным выводом судебная коллегия также не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 57 Правил размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
Согласно пункту 58 Правил количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что в <адрес> зарегистрирована и проживает ФИО1 (1 человек).
Указанное жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета холодной воды.
Вместе с тем, ТСЖ «<.......>» производит начисление за коммунальную услугу «холодное водоснабжение» и «водоотведение» за период с октября 2012 года по июнь 2013 года из расчета количества проживающих 2 человека, основываясь на акте б\н обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инженером ТСЖ «<.......>» ФИО3 о том, что постоянно с января 2012 года в <адрес> по настоящее время проживают фактически граждане в количестве 2-х человек (проживает временно).
В соответствии с п.п. «е(1)» п.32 Правил исполнитель (ТСЖ «<.......>») имеет право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Данный подпункт "е(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344.
Вместе с тем, предусмотренный вышеуказанным подпунктом «е(1)» п.32 Правил акт об установлении количества граждан, проживающих в занимаемом ФИО1 жилом помещении, ТСЖ «<.......> составлен не был.
Акт от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для начисления платы за холодное водоснабжение и водоотведение из расчета проживающих 2-х человек.
При таких данных, начисление ТСЖ «<.......>» платы за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из количества проживающих в квартире ответчика двух человек необоснованно, поскольку факт проживания в спорный период в жилом помещении ответчика двух человек не подтвержден доказательствами, которые в силу действующего законодательства дают истцу право для начисления коммунальной услуги из расчета проживающих в квартире двух человек.
В этой связи вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания с ФИО1 задолженности по оплате за холодное водоснабжение в размере <.......> 66 копеек, за водоотведение (стоки) в размере <.......> копейки является необоснованным.
При таких данных решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 29 августа 2013 года – отменить и постановить по делу новое решение.
Товариществу собственников жилья «<.......>» отказать в удовлетворении исковых требований к Михайловой Людмиле Александровне о взыскании задолженности по оплате за электроэнергию в размере <.......> рублей, за холодное водоснабжение в размере <.......> копеек, за водоотведение (стоки) в размере <.......> копейки, возложении обязанности установить и опломбировать в квартире <адрес> индивидуальный прибор учета электроэнергии класса точности 2,0 и выше.
Председательствующий: Подпись
Судьи: Подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского
областного суда Н.А. Жабина