ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1316/2022 от 03.02.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Евдокимова М.А. №33-1316/2022

Докладчик: Лемза А.А. М-5611/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 3 февраля 2022 г.

Судья судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда Лемза А.А.,

при секретаре Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе представителя Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1

на определение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 октября 2021 г. об отказе в принятии искового заявления Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу о признании движимой вещи бесхозяйной и ее уничтожении,

УСТАНОВИЛ:

Управление Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу обратилось в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной и ее уничтожении, в котором просило признать бесхозяйным движимое имущество: огнестрельное оружие ограниченного поражения «ПБ-4-1», калибр 18х45, № ; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Сайга-410К», калибр 410, , хранящееся на ответственном хранении в КХО Управления МВД России по г. Новокузнецку; обратить огнестрельное оружие ограниченного поражения «ПБ-4-1», калибр 18х45, № В; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Сайга-410К», калибр 410, в собственность государства, передав в распоряжение Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу для дальнейшего уничтожения, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 октября 2021 г. постановлено: отказать в принятии искового заявления Управлению Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу от признании движимой вещи бесхозяйной и ее уничтожении.

В частной жалобе представитель Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1 просит определение суда отменить. Указывает, что вывод суда о том, что Управление Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным, не наделено, является необоснованным.

Считает, что суд не учел, что Постановлением Правительства от 23 сентября №1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» не предусмотрена возможность передачи в Росимущество для распоряжения в установленном в данном постановлении порядке гражданского оружия.

Кроме того, в п. 2 указано, что настоящее положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами установлен особый порядок распоряжения.

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2019 г. №1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» не относит Федеральное агентство по управлению государственным имуществом к уполномоченным на продажу гражданского оружия органам государственной власти, в связи с чем правом на реализацию оружия МТУ Росимущество в Кемеровской и Томской областях не обладает.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба назначена к рассмотрению в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.

Судья, исследовав материалы дела, доводы частной жалобы, приходит к следующему.

Отказывая в принятии искового заявления на основании пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу не наделено полномочиями на обращение в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной.

Судья по гражданским делам Кемеровского областного суда с данным выводом не соглашается.

Из представленного материала следует, что Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу заявлены одновременно несколько непроизводных друг от друга требований, каждое из которых предусматривает свой порядок обращения в суд.

Согласно части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подаётся в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

В соответствии абзацем 1 статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила N 814), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.

Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 83 Правил N 814).

Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 (далее - Положение N 1238) определен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).

В силу пункта 2 Положения N 1238 оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.

Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства за исключением, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 Положения N 1238).

Из вышеуказанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы.

Отказывая в принятии иска по тем основаниям, что Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу не наделено полномочиями на обращение в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной, поскольку не входит в число финансовых органов государственной власти, никаких правовых оснований к отказу в принятии к производству суда требований об обращении огнестрельного оружия в собственность Российской Федерации и передачи его для последующего уничтожения в распоряжение Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу в мотивировочной части обжалуемого определения судья не привёл.

Тогда как очевидной производности требований об обращении оружия в собственность Российской Федерации и передачи его в Управление Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу для организации его утилизации от требования о признании имущества бесхозяйной вещью, не усматривается.

Кроме того, как следует из положений пункта 16 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и статьи 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года "Об оружии" в их совокупности, Управление Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу, как орган, наделенный соответствующими полномочиями по контролю за оборотом оружия, имеет право обращаться в суд с заявлениями о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему.

Таким образом, суд первой инстанции при отказе в принятии иска не определил приемлемость части требований для рассмотрения в суде.

Проверка искового заявления на предмет соблюдения требований, установленных статьями 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проводится судьёй в установленном процессуальным законом порядке.

На основании изложенного, обжалуемое определение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене вследствие неправильного применения норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а материал подлежит направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судья судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 25 октября 2021 г. отменить.

Разрешить вопрос по существу.

Материал по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании движимых вещей бесхозяйными и их уничтожении направить в Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья А.А. Лемза