Судья Всеволодов С.А. дело ....
учет ....
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2012 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Горшунова Д.Н., Рашитова И.З.
при секретаре судебного заседания Абрарове Р.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 октября 2012 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» по непередаче на государственную регистрацию охранного обязательства от .... отношении объекта культурного наследия – памятника архитектуры города Казани, расположенного по адресу: <адрес>
Муниципальное образование – «Город Казань» в лице его муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и общество с ограниченной ответственностью «<адрес>» обязать установить за счет собственных средств в солидарном порядке пропорционально размеру в праве собственности на здание в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения информационную табличку с обозначением на ней данных об отнесении <адрес> – <адрес> к объектам культурного наследия – к памятникам архитектуры города Казани.
В доход федерального бюджеты взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» .... сумму государственной пошлины.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в поддержку апелляционной жалобы, представителя «<данные изъяты>», представителя Государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей ....», возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ново-Савиновского района города Казани обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «КЗИО г. Казани») и обществу с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании осуществления государственной регистрации охранного обязательства и установления информационной надписи об отнесении к объектам культурного наследия на <адрес>
В обоснование требований указано, что ООО «<данные изъяты> принадлежат на праве собственности нежилые помещения №.... общей площадью .... на первом этаже <адрес>. Остальные помещения в указанном доме принадлежат на праве собственности МКУ «КЗИО г. Казани».
Прокурор в заявлении указал, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата>.... «О включении в список памятников истории и культуры республиканского (<адрес>) значения памятников и архитектурных сооружений <адрес> и районов Республики Татарстан, исключении из списка памятников истории и культуры памятников, утративших историческое значение, передаче на баланс Министерства культуры Республики Татарстан памятников истории и культуры» в число памятников истории и культуры республиканского значения включено «<данные изъяты>».
На указанном здании не установлены информационные надписи и обозначения об объекте культурного наследия, что создает угрозу его сохранности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере доступа к культурным ценностям.
В суде прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель МКУ «КЗИО г. Казани» иск не признал, указав, что все необходимые действия произведены.
Представитель ООО «<данные изъяты>» иск признал, пояснив, что было заключено охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан, которое направлено на государственную регистрацию. Информационная табличка не вывешена, поскольку расходы по ее изготовлению и установлению должны нести собственники пропорционально размеру их доли в праве собственности на помещения в указанном здании.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
С данным решением МКУ «КЗИО г. Казани» не согласился. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывая на то, что между МКУ «КЗИО г. Казани» и Министерством культуры Республики Татарстан заключено охранное обязательство, площади нежилых помещений в доме <адрес>, принадлежащие муниципальному образованию города Казани, переданы в уставной капитал открытого акционерного общества «<данные изъяты>», и в настоящее время осуществляется регистрация перехода права собственности. Кроме того, идет реставрация объектов культурного наследия города Казани, что делает невозможным установку информационной таблички. Также МКУ «КЗИО г. Казани» не располагает собственным расчетным счетом, не является собственником, а только его структурным подразделением без соответствующих полномочий, финансируется из муниципального бюджета, в связи с чем не может исполнить решение суда. Также полагает, что при заявлении требований прокурор вышел за рамки полномочий, установленных законом, допустил вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно статье 21 Федерального закона, прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 13 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Аналогичное положение содержится в пункте 13 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пункта 8 статьи 18 Федерального закона выявленные объекты до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с Федеральным законом.
На основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.
Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Согласно статье 33 Федерального закона и пункта 1 статьи 14 Закона Республики Татарстан № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3 статьи 48 Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (п. 4 ст. 48 Закона).
Пунктом 4 статьи 48 Закона установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» (далее – Закон Республики Татарстан) принятие решения об отнесении выявленного объекта культурного наследия к объектам культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения, изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения отнесено к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан.
Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определен статьей 23 Закона Республики Татарстан «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан».
Согласно пункта 2 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани к полномочия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани отнесены функции по формированию и управлению муниципальной собственностью.
На основании пункта 9 статьи 40 Устава Исполнительный комитет обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения о муниципальном казенном учреждении «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденным решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года № 20-3, к компетенции МКУ «КЗИО г. Казани» отнесено осуществление от имени муниципального образования города Казани полномочий по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками. Другие пункты раздела 3 Положения конкретизируют объем компетенции МКУ «КЗИО г. Казани» по управлению муниципальной собственностью.
Согласно пункту 5.1 Положения МКУ «КЗИО г. Казани» использует имущество и денежные средства, выделенные ему по бюджетной смете, для достижения целей, определенных настоящим Положением.
Судом установлено, что указанном прокурором Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата>.... не содержится данных об отнесении <адрес> к объектам культурного наследия. Однако в перечень Приложения № 2 к Постановлению Совета Министров Татарской АССР от 27 июля 1987 года № 320 «О включении в список памятников истории и культуры объектов города Казани» указанный объект включен как <данные изъяты> расположенное <адрес>
Указанное здание находится в собственности муниципального образования города Казани, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
Помещения .... в <адрес> были переданы на основании договора купли-продажи ООО «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельством о праве собственности. В данном свидетельстве отсутствуют отметки об ограничениях (обременениях).
В материалах дела имеются охранные обязательства, заключенные обоими собственниками с Министерством культуры Республики Татарстан. Регистрация охранного обязательства с участием ООО «<данные изъяты>» была произведена. Данных о регистрации охранного обязательства с участием МКУ «КЗИО г. Казани» в материалах дела нет.
Судом установлено, что информационная табличка с наименованием объекта и указанием об отнесении здания к объектам культурного наследия на <адрес> отсутствует. Заинтересованные лица данный факт не отрицают.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно некомпетентности МКУ «КЗИО г. Казани» в решении вопроса об установлении информационной таблички и об отсутствии финансовых средств противоречат содержанию вышеприведенных пунктов 3.11 и 5.1 Положения о муниципальном казенном учреждении «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
Указание в апелляционной жалобе на выход прокурора за пределы его компетенции не соответствуют нормам статей 2 и 21 Федерального закона от «О прокуратуре Российской Федерации», определяющих задачи и предмет прокурорского надзора.
Изменение собственника, которое должно произойти в будущем в связи с передачей нежилых помещений в уставный капитал хозяйственного общества, не снимает обязанностей, установленных законом для действующего собственника в настоящий период времени.
Неопределенность решения вопроса об окончании реставрации здания и, как следствие, невозможности установления информационной таблички, может быть основанием для рассмотрения заявления заинтересованных лиц об отсрочке исполнения решения суда, но не служит основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными, а принятое им решение – законным.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность решения суда и не могут повлечь его отмену.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 октября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи