ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13184/2021 от 25.10.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лапицкая И.В. Дело № 33-13184/2021

24RS0032-01-2021-000071-95

2.209

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Туровой Т.В.,

судей Петрушиной Л.М., Медведева И.Г.,

с участием прокурора Шадриной Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Курганской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петрушиной Л.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей №3», администрации г. Красноярска, главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя ответчика главного управления образования администрации г. Красноярска – Романовой И.Р.

на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 22 июня 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска - удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №3», в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- установить при входе в здания общеобразовательного учреждения, расположенное по адресу: ул. Чайковского, д.13-а в г. Красноярске, для инвалидов по зрению, информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании;

- установить в зданиях общеобразовательного учреждения, расположенное по адресу: ул. Чайковского, д.13-а в г. Красноярске информационную систему, оснащенную визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов.

Обязать администрацию города Красноярска, Главное управление образования администрации города Красноярска выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению МАОУ «Лицей №3» средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать сМуниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №3» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МАОУ «Лицей №3», администрации г. Красноярска, главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности в срок до 01.09.2021 года установить при входе в здание общеобразовательного учреждения для инвалидов по зрению информационных мнемосхем (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, а также установить информационную систему, оснащенную визуальными, звуковыми, тактильными средствами информации и сигнализации и средствами связи, доступными для инвалидов. Обязать администрацию г. Красноярска, главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МАОУ «Лицей №3» средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что 19.03.2020 года прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения МАОУ «Лицей №3» прав и социальных гарантий инвалидов, детей-инвалидов. Проверкой установлено, что в деятельности МАОУ «Лицей №3» имеются нарушения требований, а именно: при входе в здание для инвалидов по зрению не установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц; в здании образовательного учреждения отсутствует информационная система, доступная для инвалидов, которая оснащена визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов, предоставляющими инвалидам своевременную и необходимую информацию по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) и обеспечению безопасности.

По результатам проверки прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений закона в адрес главного управления образования администрации г. Красноярска.

Согласно ответу на представление от 20.04.2020 года, нарушения закона не устранены, принято решение запланировать выделение бюджетных средств на приобретение и установку мнемосхем (тактильные схемы движения), а также средств связи для предоставления инвалидам своевременной и необходимой помощи для получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) и обеспечению безопасности.

До настоящего времени нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов не устранены, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика главного управления образования администрации г. Красноярска – Романова И.Р. просит решение суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неверные выводы суда относительно обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильную оценку и неверное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что в решении суда содержится ссылка на Свод правил СП 59.13330 «СНИП 35-01-2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» от 14.11.2016 года. Вместе с тем, здание МАОУ «Лицей № 3» было построено и введено в эксплуатацию в 1966 году, до введения в действие Свода правил. Также полагает, что главное управление образования администрации г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку заявленные требования не связаны с причинением вреда гражданам.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Сахарова Д.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая, что судом дана надлежащая правовая оценка всем доводам сторон, выводы суда не противоречат обстоятельствам, установленным по делу, и судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, не представивших сведения о причинах неявки и не ходатайствовавших об отложении слушания дела, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав процессуального истца прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Шадрину Е.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьям 2 и 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Аналогичные положения также закреплены в Законе Красноярского края №12-5794 от 21.04.2011 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирном доме, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам, беспрепятственного пользования средствами связи и информации в Красноярском крае».

Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ №1309 от 09.11.2015 года «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Согласно п. 6.2.23, 6.5.9, 8.1.6 Свода правил «СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя России №798/пр от 14.11.2016 года, участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0.5-0.6 м, с высотой рифов 4 мм. Предупреждающие тактильно-контрастные указатели должны быть: на расстоянии 0.3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения; на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению; непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери; на расстоянии 0.3 м от внешнего края проступа верхней и нижней ступени открытых лестничных маршей.

Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1.2 до 1.6 м; перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. При входах в здания массового посещения (в т.ч. учреждения социального назначения, административно-управленческие учреждения и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МАОУ «Лицей №3» осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Красноярск ул.Чайковского, д.13а.

Согласно Уставу МАОУ «Лицей №3» - это муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, учредителем которого является муниципальное образование - город Красноярск. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация города Красноярска. Собственником имущества, является также муниципальное образование город Красноярск. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется путем предоставления субсидии (л.д.11-19).

В нарушение требований действующего законодательства, здание МАОУ «Лицей №3» не имеет информационной мнемосхемы, отсутствует информационная система доступная для инвалидов, которая оснащена визуальными, звуковыми тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступные для инвалидов, что подтверждается актом проверки от 19.03.2020 года (л.д. 22).

По результатам проверки прокуратурой Ленинского района г. Красноярска 19.03.2020 года в адрес главного управления образования администрации г.Красноярска было вынесено представление №1-163в-2020 года, в котором указывалось на необходимость в месячный срок принять конкретные меры об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, об образовании в РФ (л.д. 23-25).

Согласно письму главного управления образованием администрации г.Красноярска от 20.04.2020 года по результатам рассмотрения представления прокурора принято решение в рамках формирования бюджета на 2021 года в отношении всех муниципальных образовательных учреждений района, запланировать выделение бюджетных средств на приобретение и установку мнемосхем (тактильные схемы движения), а также средств связи для предоставления инвалидам своевременно и необходимой помощи для получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) и обеспечению безопасности. При этом всем руководителям учреждений района указано на необходимость обеспечения доступности и информационной открытости образовательных учреждений для лиц, имеющих инвалидность и других маломобильных групп населения, в должностные обязанности которых входит реализация данного направления (л.д.26-27).

Разрешая исковые требования прокурора о возложении на МАОУ «Лицей №3» обязанности установить при входе в здания учреждения информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), а также информационную систему, оснащенную визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме, поскольку выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Удовлетворяя иск прокурора о возложении на администрацию г.Красноярска, главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности выделить МАОУ «Лицей №3» денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что именно администрация г. Красноярска осуществляет полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения, а главное управление образования администрации г. Красноярска, в свою очередь, разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска, в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством (Положение о Главном управлении образования администрации г. Красноярска, утв. Распоряжением администрации г. Красноярска №56-р от 20.02.2014 года).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактически установленных обстоятельствах дела, представленных сторонами доказательствах и требованиях действующего законодательства.

При этом судебная коллегия учитывает, что МАОУ «Лицей №3» относится к объектам социальной инфраструктуры, на данный объект распространяются требования вышеназванных правовых норм об обеспечении надлежащих условий для беспрепятственного доступа к нему инвалидов, что возможно достичь путем реализации предлагаемых прокурором мер обеспечивающих минимальную адаптацию и удовлетворение потребностей инвалидов, не затрагивающих при этом конструктивные элементы здания. Указанное согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Доводы апелляционной жалобы о том, что главное управление образования администрации г. Красноярска является ненадлежащими ответчиком по делу, подлежат отклонению в силу их несостоятельности.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014года №56-р утверждено Положение о главном управлении образования администрации г.Красноярска.

Согласно данному Положению, в задачи Управления входит, в том числе, осуществление координации деятельности бюджетных муниципальных учреждений в сфере образования, обеспечение организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях.

В функции Управления входит осуществление, в пределах своих полномочий, контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, по вопросам соблюдения прав граждан на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования.

В ходе исполнения своих функций, Управление разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска, в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством.

С учетом изложенного обязанность выделить МАОУ «Лицей №3» денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации судом возложена, в том числе на главное управление администрации г. Красноярска, правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении содержится ссылка на Свод правил СП 59.13330 «СНИП 35-01-2020 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения» от 14.11.2016 года, а здание лицея построено и введено в эксплуатацию в 1966 году, не могут повлечь отмену обжалуемого решения. Суд обоснованно указал, что в целях реализации Закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Приказом Минстроя России от 14.11.2016 года утверждены СП 59.13330 «СНИП 35-01-2020, в которых отражены основные требования к зданиям и сооружениям, с учетом потребностей маломобильных групп населения. Кроме того, возложенные судом обязанности на МАОУ «Лицей №3» не приведут к изменению конструктивных элементов здания.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 22 июня 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика главного управления образования администрации г. Красноярска Романовой И.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий: Турова Т.В.

Судьи: Петрушина Л.М.

Медведев И.Г.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27.10.2021 года.