ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-131/2015 от 05.02.2015 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Звягинцева М.А. Дело № <данные изъяты>-<данные изъяты>-<данные изъяты> г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:

председательствующего: Журавлева А.В.,

судей: Чупрыной С.Н., Мухаметзяновой Н.И.,

при секретаре: Первенкове И.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года

дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) <данные изъяты> об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, назначении и выплате трудовой пенсии,

поступившее по апелляционной жалобе истицы ФИО1,

на решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года, которым постановлено:

«исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) <данные изъяты>, в котором просила установить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации с <данные изъяты> г. по настоящее время, обязать пенсионный орган назначить трудовую пенсию по старости с <данные изъяты> г. и выплатить пенсию за период с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г., возместить судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

В обоснование своих исковых требований указала, что она являлась гражданкой Республики <данные изъяты>, <данные изъяты> г. прибыла на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, зарегистрировалась <данные изъяты> г. по адресу <данные изъяты> область, г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты> д. <данные изъяты> и с этого времени никуда не выезжала. Купила домовладение, расположенное по адресу: <данные изъяты> область, г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, где зарегистрирована по месту жительства. По прибытии в Российскую Федерацию она была поставлена на миграционный учет и ей было выдано разрешение на временное проживание <данные изъяты> г. При обращении в пенсионный фонд по прибытии в Российскую Федерацию с заявлением о назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием вида на жительство. В получении Российского гражданства при обращении в миграционную службу ей также было отказано. Получила вид на жительство <данные изъяты> г.

Пенсия по старости ей была назначена с <данные изъяты> г., но не с момента прекращения выплаты в <данные изъяты>, с чем она и не согласна. Считает, что в соответствии с положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., письма Министерства соцзащиты населения РФ №1-369-18 от 31.01.1994 г. пенсионер, переселившийся в Российскую Федерацию из государства участника вышеуказанного Соглашения приобретает право на назначение пенсионного обеспечения наравне с гражданами Российской Федерации с момента возникновения у него права на постоянное проживание в Российской Федерации. Считает, что подтверждением постоянного проживания является не только вид на жительство. Юридически значимый факт постоянного проживания может быть установлен в судебном порядке.

Ответчик – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <данные изъяты> заявленные исковые требования не признал.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истица просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истицы ФИО1 и её представителя ФИО2 по доверенности, возражения ФИО3 – представителя ответчика по доверенности, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Доводы апелляционной жалобы истицы со ссылкой на Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружеств Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. и Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также на письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации №1-369-18 от 31.01.1994 г. о том, что суд необоснованно отказал в установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации с <данные изъяты> г., в связи с чем, суд незаконно отказал в удовлетворении ее требований о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению пенсии по старости с <данные изъяты> г. и выплате пенсии за период с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г., являются несостоятельными.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица <данные изъяты>, являлась гражданкой Республики <данные изъяты>. Согласно справке-аттестату пенсия по возрасту на территории Республики <данные изъяты> ей выплачена по <данные изъяты> г.

<данные изъяты> г. ФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации. Органом УФМС России по <данные изъяты> она поставлена на учет <данные изъяты> г. по адресу <данные изъяты> область, г. <данные изъяты> ул. <данные изъяты> д. <данные изъяты>.

<данные изъяты> г. истице разрешено временное проживание по <данные изъяты> г.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> г. ФИО1 на основании договора купли-продажи от <данные изъяты> г. является собственником домовладения по адресу: <данные изъяты> область, г. <данные изъяты> ул. <данные изъяты> д.<данные изъяты>, где была временно зарегистрирована <данные изъяты> г. на срок до <данные изъяты>.

<данные изъяты> г. истица получила вид на жительство на срок до <данные изъяты> г.

<данные изъяты> г. в УФМС России по <данные изъяты> области в <данные изъяты> районе от неё принято заявление о приеме её в гражданство Российской Федерации. <данные изъяты> г. ФИО1 получила паспорт гражданина Российской Федерации, а <данные изъяты> г. зарегистрирована по месту жительства.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.

В соответствии со ст. 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации. Статус временно пребывающего на территории Российской Федерации не дает права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Право на пенсионное обеспечение названных лиц обусловлено фактом постоянного проживания в Российской Федерации на законных основаниях.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законодателем определяются основные понятия, в соответствии с которыми: разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

На основании п.2 ст.18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации №16/19па от 27.02.2002 г. утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с п.16 данного Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

При отсутствии такого документа (вида на жительство), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении №146-О от 04.03.2004 г., установление факта постоянного проживания иностранного гражданина может быть установлена судом.

Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Суд пришел к правильному выводу, о невозможности установления факта постоянного проживания истицы на территории Российской Федерации с <данные изъяты> г., поскольку факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в целях реализации его пенсионных прав, подтверждается в законодательно определенном порядке, и до <данные изъяты> г. (получение вида на жительство) ФИО1 не имела такого статуса, в связи с чем в удовлетворении заявленных в рамках производства по данному делу требований, правомерно отказал.

Факт приобретения истицей в собственность домовладения в Российской Федерации еще до получения вида на жительство, основанием для удовлетворения исковых требований не является, поскольку данное обстоятельство правового значения для пенсионных правоотношений не имеет.

В абзаце шестом пункта 1 Письма Минсоцзащиты РФ №1-369-18 от 31.01.1994 г. указано, что в связи с возникшими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР разъяснено, что при переселении гражданина, получившего пенсию в одном из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации №17/19 пб от 27.02.2002 г. утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п.15 этих Правил, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, предусмотренных ст. 19 Закона РФ от 17.12.2001 г., но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления гражданина со всеми необходимыми документами.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выданными территориальным органом Пенсионного фонда РФ. (п.16 Правил)

Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ09-1662 от 03.02.2010 г. установлено, что по смыслу приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства.

Абзац шестой пункта 1 указанного Письма Минсоцзащиты РФ №1-369-18 от 31.01.1994 г. в настоящее время применяется в контексте действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающего пенсионное обеспечение иностранных граждан при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого видом на жительство.

До приобретения права на пенсию по законодательству Российской Федерации иностранный гражданин не лишается права получения пенсии по национальному закону того государства, в котором он проживал до переселения.

<данные изъяты> г. истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости с предоставлением всех необходимых документов, в том числе и вида на жительствопредставляла (документ, подтверждающий ее статус иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории России).

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> от <данные изъяты> г. ФИО1 была назначена пенсия по старости с <данные изъяты> г., то есть произведена выплата пенсии за 6 месяцев, предшествующих получению вида на жительство.

Ссылки в апелляционной жалобе на Указание Минсоцзащиты населения Российской Федерации №1-1-у от 18.01.1996 г., предусматривающую при определенных условиях возможность назначения пенсии лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР, с месяца регистрации по месту жительства на территории России, на законность обжалуемого решения суда первой инстанции не влияет, поскольку истица постоянно зарегистрирована по месту жительства <данные изъяты> г., тогда как пенсия пенсионным органом истице назначена с <данные изъяты> г.

Доводы истицы со ссылкой на допрошенных судом первой инстанции свидетелей о том, что она обращалась в пенсионный орган ещё в октябре <данные изъяты> г., но ей специалисты пенсионного фонда не предлагали написать заявление о назначении пенсии, по изложенным мотивам основанием, для назначения пенсии с иной даты, являться не могут.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно исходил из того, что истица до <данные изъяты> г. (до получения вида на жительство) имела статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина, следовательно, право на назначение пенсии по старости по Российскому законодательству с <данные изъяты> г. или с <данные изъяты> г. у неё не возникло.

Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.199, ст. 328, ст.329, ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы - ФИО1 - без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ : 1)

2)