Судья Критинина И.В. | 24RS0048-01-2020-010484-02 Дело № 33-13207/2021 А-209г |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
01 декабря 2021 года г. Красноярск | г. Красноярск |
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Рагулиной О.А., Потехиной О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буровой В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. гражданское дело по иску прокурора Норильского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «САПСАН» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ООО «САПСАН»
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Норильского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Сапсан» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконными бездействие ООО «САПСАН» ОГРН №, ИНН №, КПП №, зарегистрированного 13.04.2017, в связи с непринятием мер по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования.
Возложить на ООО «САПСАН» ОГРН №, ИНН №, КПП № обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать направление в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования документов, необходимых в соответствии действующем законодательством документов для установления тарифов по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, по маршруту: «Хатанга-Красноярск-Хатанга» воздушными судами типа ЯК-42 Д.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Норильский транспортный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Сапсан», в котором просит признать незаконными бездействие ООО «Сапсан» в связи с непринятием мер по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования, возложить на ООО «Сапсан» обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать направление в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования документов, необходимых для установления тарифов по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края по маршруту: «Хатанга-Красноярск-Хатанга» воздушными судами типа ЯК-42 Д.
Требования мотивированы тем, что Норильской транспортной прокуратурой при осуществлении полномочий по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере были выявлены нарушения закона в деятельности ООО «САПСАН».
ООО «САПСАН» организует на системной основе перевозку грузов и
пассажиров по маршруту «Красноярск-Хатанга-Красноярск» на воздушных судах ЯК-42Д, предоставленных АО «Лайнер» на основании договора фрахтования воздушного судна с экипажем № 01-02/18-1 от 01.02.2018.
При осуществлении воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов ООО «САПСАН» самостоятельно и за свой счет обеспечивает оформление и предоставление авиабилетов, грузовых авианакладных и других требуемых бланков отчетности (БСО) на рейсы пассажирам и грузоотправителям. Оформление перевозочной документации производится под кодом исполнителя договора, фактически АО «КрасАвиа». Стоимость услуг воздушной перевозки пассажира по маршруту: «Красноярск-Хатанга-Красноярск» в 2018 году составила - 21000 руб., в 2019 году - 22000 руб.
По итогам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Красноярск-Хатанга-Красноярск» установлено, что ООО «САПСАН» в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение, так как иные авиакомпании по указанным маршрутам авиаперевозки не осуществляют. С учетом такого положения на ООО «САПСАН» распространяется действие не только законодательства Российской Федерации в сфере авиаперевозок, но и нормы антимонопольного законодательства, в соответствии с которыми на ответчика возлагается обязанность по недопущению совершения действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен (тарифов) на авиаперевозки по направлению «Красноярск-Хатанга-Красноярск», если иное не установлено федеральным законом.
ООО «САПСАН» в 2018-2019 годах злоупотребляло доминирующим положением на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Красноярск-Хатанга-Красноярск», используя права, закрепленные ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденными приказом Минтранса России № 155. Руководителем ООО «САПСАН» не представлено в Норильскую транспортную прокуратуру экономического, технологического или иного обоснования правомерности действий в части установления цены на авиаперевозку пассажиров, при одинаковых условиях их организации.
Совокупность вышеуказанных нарушений, послужили основанием для внесения прокурором представления от 10.02.2020 № 23/7-03-2019/231 об устранении нарушений закона генеральному директору ООО «САПСАН», в котором прокурор потребовал принять меры к установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования.
ООО «САПСАН» не приняло мер к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих. Постановлением мирового судьи судебного участка № 82 в Советском районе г. Красноярска от 24.07.2020, генеральный директор ООО «САПСАН» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО «САПСАН» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
При вынесении решения суд не учел, что с заявлением об установлении тарифов по маршруту полета вправе обратиться организация воздушного транспорта (перевозчик), выполняющий регулярные рейсы, однако ответчик не является перевозчиком, эксплуатантом воздушных судов, то есть организацией воздушного транспорта. ООО «САПСАН» является фрахтователем (заказчиком) воздушных судов типа Як-42Д, по заявкам которого авиакомпанией выполняются чартерные рейсы по маршруту Красноярск-Хатанга-Красноярск; в соответствии с ч. 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки на основании договора воздушного чартера устанавливается на договорной основе и не указывается в перевозочных документах (п. 32 ФАП-82).
В поступившем отзыве Норильский транспортный прокурор просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ООО «САПСАН» ФИО2, представителя третьего лица ФИО3, поддержавших апелляционную жалобу, объяснения помощника Норильского транспортного прокурора Дубровского А.О., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.02.2018 года между АО «Лайнер» (фрахтовщик) и ООО «САПСАН» (фрахтователь) заключен договор № 01-02/18-1 фрахтования воздушного судна с экипажем, согласно условиям которого исполнитель предоставляет заказчику для выполнения программы чартерных рейсов технически исправное, находящееся в состоянии готовности к полетам воздушное судно типа Як-42Д (далее именуемое - ВС, имущество) с подготовленным экипажем, необходимым для перевозки пассажиров и багажа, грузов, а Заказчик обязуется принимать оказанные услуги и выплачивать Исполнителю плату, на условиях, определенных настоящим договором. (п.1.1) Выполнение программы чартерных рейсов осуществляется еженедельно по 2 и 5 дням недели по маршруту г. Красноярск - п. Хатанга условии наличия и подтверждения технической возможности исполнителем. (п.1.2).
Согласно протоколу согласования стоимости летного часа, стоимость одного летного часа воздушного судна Як-42Д составляет 125 000 руб., в том числе НДС, 18% (приложение № 3 к договору).
Кроме того, согласно представленному в суд апелляционной инстанции договору воздушного чартера № 7546 от 01.02.2018 года, заключенному между АО «Лайнер» (заказчик) и ГП КК «КрасАвиа» (исполнитель), исполнитель предоставляет заказчику для выполнения программы чартерных рейсов технически исправное, находящееся в состоянии готовности и полетам воздушное судно типа Як-42Д с подготовленным экипажем, необходимым для перевозки пассажиров и багажа, грузов, а заказчик обязуется принимать оказанные услуги и выплачивать исполнителю плату на условиях, определенных договором (п. 1.1). В силу пункта 1.2. договора программа чартерных рейсов выполняется еженедельно по 2 и 5 дням недели по маршруту Красноярск-Хатанга-Красноярск, а также дополнительно по разовым заявкам, при условии наличия технической возможности исполнителя.
Указанный договор в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ принят судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного (нового) доказательства в силу абз. 2 п. 43 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции признаны уважительными, так как в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Норильской транспортной прокуратурой при осуществлении полномочий по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере по результатам анализа состояния законности в сфере организации воздушного сообщения на территориях труднодоступных местностей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района установлено, что в 2019 году ООО «САПСАН» по маршруту: «Красноярск-Хатанга-Красноярск» организована перевозка 9 182 пассажиров, из которых 2225 пассажиров, перевезено во исполнение договоров о корпоративном обслуживании следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Преимущественно, реализация авиабилетов осуществлялась неопределенному кругу лиц (75,7% от общего количества пассажиров).
Согласно анализу в 2019 году тариф на перевозку пассажиров в рамках вышеуказанных контрактов составлял, с учетом НДС, от 20 000 рублей до 22 000 рублей на одного пассажира. Тариф для перевозки неопределенного круга лиц на 2019 год, с учетом НДС - 22 000 руб. Тарифы утверждались ООО «САПСАН» самостоятельно, в отсутствие предусмотренного законом порядка.
10.02.2020 генеральному директору ООО «САПСАН» прокурором вынесено представление от № 23/7-03-2019/231 об устранении нарушений закона, в котором прокурор потребовал принять меры к установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования.
По результатам рассмотрения представления 05.03.2020 года (исх. № 67) ООО «САПСАН», направлен ответ о невозможности исполнения требований представления, поскольку на ООО «САПСАН» не распространяются действия норм действующего законодательства, поскольку ООО «САПСАН» является заказчиком чартерных рейсов, выполняемых перевозчиком АО «КрасАвиа», тогда как постановление Красноярского края от 24.09.2001 г. № 670-П «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае» на ответчика не распространяется, поскольку указанный нормативный акт регулирует вопросы перевозок на регулярных воздушных линиях территории края.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 82 в Советском районе г. Красноярска от 24.07.2020, генеральный директор ООО «САПСАН» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. 100 Воздушного кодекса РФ, законом Красноярского края от 16.03.2017 № 3-502 «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае», суд первой инстанции, исследовав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, иные представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 56, 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, признавая требования прокурора законными и обоснованными, поскольку ответчиком не исполнены требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 10.02.2020 № 23/7-03-2020/231, меры к установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования, не приняты.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает, что имеются основания для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определить и утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые, на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и подлежат применению всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Этим же указом (пункт 3) установлено, что дотации, связанные с государственным регулированием цен (тарифов) по перечню продукции, товаров, услуг, цены на которые регулируются Правительством Российской Федерации и Федеральными органами исполнительной власти, учитываются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.
В целях реализации указанных положений, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Из указанного перечня следует, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-п, утвержден Перечень регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае. Постановлением Правительства Красноярского кая № 408-п от 30.07.2019 указанный перечень дополнен пунктом 2.24, согласно которому в перечень услуг, тарифы на которые регулируются министерством тарифной политики Красноярского края, включены тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.
Организация перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, а также тарифное регулирование таких перевозок урегулировано Законом Красноярского края от 16.03.2017 № 3-502 «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае» (далее - Закон № 3-502).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 указанного Закона в целях обеспечения доступности пассажирских перевозок воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, создания и обеспечения экономических условий и стимулов для такой деятельности организациям воздушного транспорта предоставляются меры финансовой поддержки в соответствии с Законом края от 17 ноября 2015 года N 9-3900 "О субсидиях юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта", иными законами края и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами края.
В силу пункта 3 указанной статьи тарифы на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти края в области тарифного регулирования. Тарифы устанавливаются на основании документов, представленных организациями воздушного транспорта в уполномоченный орган исполнительной власти края в области тарифного регулирования.
Содержание приведенных выше нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что государственное регулирование перевозок воздушным транспортом предусматривает выполнение авиаперевозок в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по регулируемым тарифам с одновременным предоставлением организациям, выполняющим авиаперевозки, недополученных доходов от осуществления воздушных перевозок.
Постановлением Правительства Красноярского края № 310-п от 29.04.2020 утвержден Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно приложению.
Согласно пункту 1.4. указанного Порядка к получателям субсидий относятся юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршрутам, включенным в программу пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета.
В силу пункта 2.5 указанного Порядка для участия в отборе участнику необходимо предоставить предложение, включающее, в том числе копию сертификата (свидетельства эксплуатанта), а также информацию о наличии недополученных доходов.
Анализируя в совокупности законодательство, регламентирующее отношения, возникающие при выполнении перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных воздушных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тарифы на которые регулируются министерством тарифной политики Красноярского края, судебная коллегия приходит к выводу, что тарифы на указанные перевозки устанавливаются для организаций воздушного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки воздушным транспортом на местных авиалиниях; тарифы устанавливаются в целях доступности таких перевозок.
В соответствии со статьёй 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (пункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующий указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Как установлено в ходе рассмотрения спора, ООО «САПСАН» не является эксплуатантом воздушных судов, поскольку не использует самостоятельно воздушные суда для полетов, не имеет сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Следовательно, по смыслу положений Воздушного кодекса РФ и установленных по делу обстоятельств ООО «САПСАН» не является организаций воздушного транспорта, осуществляющей пассажирские перевозки воздушным транспортом.
Ответчик является фрахтователем (заказчиком) воздушного судна с экипажем на основании договора, заключенного с АО «Лайнер» (фрахтовщик, исполнитель). По условиям этого договора ООО «САПСАН» является заказчиком, для выполнения программы чартерных рейсов которого исполнитель предоставляет технически исправное, находящееся в состоянии готовности к полетам воздушное судно типа Як-42Д (далее именуемое - ВС, имущество) с подготовленным экипажем.
При изложенных обстоятельствах на ООО «САПСАН» не может быть возложена обязанность по обращению в министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа по маршруту Красноярск-Хатанга-Красноярск, поскольку указанное юридическое лицо не является организацией воздушного транспорта, выполняющей пассажирские перевозки воздушным транспортом (перевозчиком).
В силу положений пункта 5 статьи 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов почты устанавливается перевозчиками. Однако, как указано выше, ООО «САПСАН» не является перевозчиком, а является заказчиком таких полетов.
В соответствии со статьёй 104 Воздушного кодекса РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 статьи 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) устанавливается на договорной основе.
Таким образом, взаимоотношения между ООО «САПСАН» и АО «Лайнер», в том числе относительно стоимости авиарейсов по маршруту, урегулированы гражданско-правовым договором.
Доводы прокурора о том, что ООО «САПСАН» является перевозчиком поскольку самостоятельно продает билеты на рейсы, выполняемые по маршруту Красноярск-Хатанга-Красноярск отклоняются судебной коллегией, поскольку не подтверждены материалами дела.
Согласно договору воздушного чартера № 7546 от 01.02.2018 года, заключенному между АО «Лайнер» (заказчик) и ГП КК «КрасАвиа» (исполнитель), исполнитель предоставляет заказчику для выполнения программы чартерных рейсов технически исправное, находящееся в состоянии готовности и полетам воздушное судно типа Як-42Д с подготовленным экипажем. В силу пункта 2.3 указанного договора при осуществлении воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов уполномоченный агент заказчика самостоятельно и за свой счет обеспечивает оформление и предоставление авиабилетов, грузовых авианакладных и других требуемых бланков отчетности (БСО) на рейсы. Оформление перевозочной документации производится под кодом исполнителя договора, фактически АО «КрасАвиа». Бронирование и оформление авиабилетов при выполнении чартерных рейсов по заявкам и в интересах заказчика осуществляет его уполномоченный агент посредством чартерной системы бронирования «Моя Сирена», доступ к которой исполнитель предоставляет уполномоченному агенту заказчика (п. 2.3 договора №01-02/18-1от 01.02.2018).
По договору фрахтования воздушного судна с экипажем АО «Лайнер» предоставляет заказчику ООО «САПСАН» для выполнения программы чартерных рейсов технически исправное, находящееся в состоянии готовности к полетам воздушное судно типа Як-42Д с подготовленным экипажем.
Таким образом, оформление перевозочной документации, производимое под кодом исполнителя договора АО «КрасАвиа», производится ООО «САПСАН» (уполномоченным агентом заказчика) посредством чартерной системы бронирования «Моя Сирена», доступ к которой исполнитель (АО «КрасАвиа»), предоставляет уполномоченному агенту, фактически билеты оформляются перевозчиком - АО «КрасАвиа» и от его имени.
Доводы прокурора о нарушении ответчиком Правил формирования и утверждения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, утвержденных приказом Минтранса России № 155 от 25.09.2008 также не являются основанием для возложения на ответчика указанной в иске обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 указанного документа Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Правила устанавливают требования к порядку формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы), взимания сборов.
В соответствии с п. 72 Приказа № 82 от 28.06.2007 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированных перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.
С учетом изложенных положений, ООО «САПСАН» не является перевозчиком, рейсы по указанному в иске маршруту не являются регулярными, в связи с чем положения Приказа Минтранса России № 155, указанного прокурором не распространяются на ответчика.
Кроме того, предъявляя исковые требования прокурор указывает, что ООО «САПСАН» как лицо, занимающее доминирующее положение на рынке авиационных услуг по маршруту Красноярск-Хатанга-Красноярск, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» обязано не допускать ущемления интересов других лиц путем установления экономически, технологически и иным образом необоснованных тарифов на авиаперевозки по указанному маршруту.
Указанный довод иска также не может являться основанием для возложения на ответчика указанной в иске обязанности по следующим основаниям.
Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (п. 1 ч. 1).
Признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта и основания признания таковым установлены статьей 5 указанного Федерального закона.
В силу пункта 10 части 1 статьи 23 этого Федерального закона органом, устанавливающим доминирующее положение хозяйствующего субъекта, является антимонопольный орган.
Вместе с тем, доказательств тому, что ООО «САПСАН» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке авиационных услуг, а также тому, что он отвечает признакам такого хозяйствующего субъекта и что он именно установил необоснованно высокую цену, а также тому, что такая цена является необоснованно высокой прокурором в материалы дела не представлено.
Доводы прокурора, с которыми согласился суд первой инстанции о том, что факт привлечения директора ООО «САПСАН» к административной ответственности по ст. 17.1 КоАП РФ – за умышленное невыполнение требований прокурора, изложенных в представлении № 23/7-03-2019/231 от 10.02.20920 является основанием для удовлетворения иска прокурора, подлежат отклонению, поскольку такие выводы сделаны судом при неправильном применении норм процессуального права.
Признав в силу ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ указанное постановление обязательным для суда, то есть имеющим преюдициальное значения, суд постановил решение об удовлетворении иска.
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Вместе с тем указанным постановлением руководитель ответчика привлечен к ответственности за неисполнение представления в части рассмотрения его без участия прокурора, неизвещения прокурора о дате и времени рассмотрения представления.
Каких-либо обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения предъявленного иска, указанных в постановлении мирового судьи, которые бы являлись обязательными для суда, из содержания постановления не следует.
С учетом изложенного, указанные доводы иска также не могут влиять на выводы судебной коллегии о наличии оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для возложения на ООО «САПСАН» обязанности по направлению в министерство тарифной политики Красноярского края документов, необходимых для установления тарифов по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, по маршруту: «Хатанга-Красноярск-Хатанга» воздушными судами типа ЯК-42 Д. не имеется.
В этой связи, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об оставлении исковых требований Норильского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «САПСАН» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 апреля 2021 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Норильского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «САПСАН» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи