ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1320/2013Г от 05.06.2013 Липецкого областного суда (Липецкая область)



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД





Судья Сарафанова Е.В.   Дело № 33-1320/2013г.

Докладчик Долгова Л.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ



05 июня 2013 года   судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

Председательствующего Киселева А.П.,

судей Федосовой Н.Н. и Долговой Л.П.,

при секретаре Поповой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Управление финансов Липецкой области на решение Советского районного суда города Липецка от 12 марта 2013 года, которым постановлено:Признать за Газиным А.А. право на получение социальной выплаты в размере руб по Областной целевой программе «О государствен­ной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» в связи с рождением в семье ДД.ММ.ГГГГ ребенка - Газина А.А..

Обязать Управление Финансов Липецкой области перечислить из средств Обла­стного бюджета, выделенных Управлению строительства и архитектуры Липецкой об­ласти по Областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» руб. на погашение кредита, по­лученного на приобретение квартиры <адрес> по Кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ОАО «Сбербанк России № 3850 в лице Лебедянского отделения Липецкой области.

Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия



УСТАНОВИЛА:


Истец Газин А.А. обратился в суд с иском к ответчикам ОБУ «Управление капитального строительства Липецкой области», Управлению строительства и архитек­туры Липецкой области, Управлению Финансов Липецкой области о признании за ним и членами его семьи права на социальную выплату, предос­тавляемую за счет средств областного бюджета в связи с рождением ребенка на пога­шение целевого займа ипотечного кредитования квартиры. Просил возло­жить на ответчиков обязанность по перечислению денежных средств из областного бюджета, выделенных Управлению строительства и архитектуры Липецкой области, на погашение целевого займа ипотечного кредитования квартиры по областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».
В обосновании своих требований истец указал, что его семья является нуж­дающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем 21 февраля 2012 года была в установлен­ном порядке признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых се­мей на 2011-2015 года» федеральной целевой программы «Жилище». 29 марта 2012 го­да истец и его супруга Газина И.П., как созаемщики, заключили Кредитный договор, в соответствии с которым им предоставлен займ в сумме руб. по программе «Приобретение готового жилья» на приобретение квартиры <адрес>. Истец полагает, что в связи с рождением в семье ДД.ММ.ГГГГ ребенка - сына А., он имеет право на получение социаль­ной выплаты в размере руб., что соответствует стоимости 18 кв.м. жилой площади. Однако, ОБУ «Управление капитального строительства Липецкой области» своим письмом от 28.06.2012 года отказало ему в выдаче Свидетельства для получения соци­альной выплаты на погашение целевого займа в связи с рождением ребенка, ссылаясь на то, что кредит получен после рождения ребенка, что противоречит требованиям Закона Липецкой области № 120-03 «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение и строительство жилья».В судебном заседании истец Газин А.А. и его представитель поддержали заявленные требования.

Представители ответчиков ОБУ «Управление капитального строительства Липец­кой области», Управления строительства и архитектуры Липецкой области, Управления Финансов Липецкой области исковые требования не признали, утверждая, что в силу ст. 5 Закона Липецкой области № 120-03 «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение и строительство жилья» у семьи Газиных не возникло право на получение социальной выплаты в связи с рож­дением ребенка по Программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 года», поскольку ребенок рожден до получения ипотечного кредита. Также указывали, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, по­скольку никаких обязательств перед истцом не брали, в договорные отношения с ними не вступали.3-е лицо Газина И.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление финансов Липецкой области просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.

Выслушав объяснения представителя Управления финансов Липецкой области, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителей ОБУ «Управление капитального строительства Липец­кой области», Управления строительства и архитектуры Липецкой области, согласившихся с доводами апелляционной жалобы, а также пояснения истца и его представителя, возражавших против жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.



В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.



В соответствии со статьей 4 Закона Липецкой области от 27 декабря 2007г. № 120-03 «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» социальная выплата на приобретение или строительство жилья предоставляется однократно участникам программ "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящим на учете в органах местного самоуправления.

Социальная выплата на приобретение или строительство жилья участникам программы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" может быть направлена на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, целевого займа (кредита) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, целевым займам (кредитам) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома при условии приобретения жилья на условиях программы и заключения договора ипотечного жилищного кредита, целевого займа (кредита) после признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет в органе местного самоуправления.



Из материалов дела установлено: истец Газин А.А. состоит в браке с Газиной И.П. с ДД.ММ.ГГГГ, имеют ребенка - Газина А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.В соответствии с выпиской из протокола № 5 заседания жилищной комиссии администрации города Лебедянь от 28 февраля 2012 года и уведомлением Администрации города Лебедянь от 20 марта 2012 года № 447 истец и его семья в составе 2 человека: суп­руга Газина И.П., поставлены на учет как нуж­дающиеся в улучшении жилищных условий и признаны участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Данные обстоятельства не оспаривались представителями ответчиков.
20 марта 2012 года истец Г азин А. А. и его супруга Г азина И.П. заключили с Михеевым Ю.А. предвари­тельный договор, а затем - ДД.ММ.ГГГГ основной договор купли - продажи квартиры <адрес>, в соответствии с которым стоимость квартиры определена в руб., из которых руб. - собственные средства покупателей и руб. - кредитные средства, предоставленные ОАО «Сбербанк России» на основании Кредитного догово­рам № от ДД.ММ.ГГГГ.Кредитный договор № заключен ДД.ММ.ГГГГ между Газиным А.А. и Газиной И.П. с одной стороны и ОАО «Сбер­банк России» в лице Лебедянского отделения Липецкой области с другой стороны. Кредит в размере руб. получен и фактически использован на приобретение квартиры.03.04.2012 года осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности Газина А.А. и Газиной И.П. по 1\2 доле у каждого на квартиру <адрес> <адрес><адрес>.Из материалов дела также установлено, что в удовлетворении заявления истца о выдаче Свидетельства для получении социальной выплаты на погашение целевого займа по Кредитному договору в связи с рождением ребенка из расчета стои­мости 18 кв.м. было отказано ОБУ Управления капитального строительства Липецкой области, что подтверждается письмами № 795 от 16 мая 2012 года и № 1056 от 28.06.2012 года, поскольку кредитный договор был заключен после рождения ребенка.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив изложенные выше обстоятельства, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что имеются основания для признания за истцом Газиным А.А. права на получение социальной выплаты на погашение кредита на приобретение жилья по целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» в связи с рождением в семье истца ДД.ММ.ГГГГ ребенка.Условия предоставления социальной выплаты по программе «О государствен­ной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» установле­ны в ч.2 ст. 5 Закона Липецкой области № 120-03, приведенного выше, в соответствии с которой данная выплата предоставляется на по­гашение жилищного кредита или целевого займа при рождении ребенка в период со дня принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей областнойцелевой программы и до полного погашения целевого займа(кредита), при условии, заключения договора целевого займа (кредита) после принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей област­ной целевой программы.  Таким образом, учитывая, что решение органом местного самоуправления о признании молодой семьи Газиных участницей областной целевой про­граммы «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» принято 21 февраля 2012 года; кредитный договор заключен 29 марта 2012года, суд первой инстанции правильно установил, что все условия предоставления социальной выплаты, указанные в части 2 ст. 5 Закона Липецкой области № 120-03 истцом соблюдены. При этом ребенок истца рожден в период со дня принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей областной  целевой программы и до полного погашения целевого займа  (кредита), поскольку до настоящего времени кредит не погашен.

Доводы ответчиков о том, что оснований для выдачи истцу Свидетельства на получение социальной вы­платы не имеется, поскольку в силу положений ст. 5 Закона Липецкой области № 120-03, право на социальную выплату возможно при условии рождения ребенка в период со дня заключения договора ипотечного жилищного кредита или целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья до полного его погашения при условии совместного проживания родившегося (усыновленного) ребенка с родителем - участником программы, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, поскольку данный довод основан на неправильном толковании законодательства.Из содержания ст. 5 Закона Липецкой области №120-03 «О со­циальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение и строительство жи­лья» видно, что данной нормой установлены условия предоставления социальной выплаты на погашение ипотечного жилищного кредита Участникам различных областных программ, в том числе программы «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», участником которой является истец. Поскольку п.2 ст. 5 Закона Липецкой области №120-03 для участников указанной программы не предусматривает в качестве обязательного условия наличие жилищного кредита или целевого займа на момент рождения ребенка, то приведенные выше доводы ответчиков нельзя признать правомерными.



Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что Га­зин А.А. вправе получить социальную выплату по Областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» в связи с рождением в семье ребенка, размер социальной выплаты сторонами не оспаривается, подтверждается материалами дела.



В соответствии с Порядком выдачи свидетельства, предоставления и использования социальных выплат на погашение целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья при рождении (усыновлении)ребенка по областным целевым программам «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы» ( приложение к постановлению администрации Липецкой области от 5 марта 2008 года № 34) предусмотрено, что выдача Свидетельства, подписанного начальником управления строительства и архитектуры Липецкой области, участнику программы осуществляется ОБУ «Управление капитального строительства Липецкой области». Социальная выплата предоставляется владельцу Свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в Банке ( п.9). Управление строительства и архитектуры Липецкой области в течение 10 рабочих дней после получения от Банка информации об открытых счетах гражданами - получателями социальных выплат перечисляет средства областного бюджета, выделяемые участникам Программы, на их банковские счета ( п.12).



Согласно Положению «Об Управлении строительства и архитектуры Липецкой области», утвержденному распоряжением администрации Липецкой области от 18 мая 2010 года № 173-р, Управление осуществляет предоставление социальных выплат по областным целевым программам, в том числе по программе, участником которой является истец, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета.

Поскольку в соответствии с «Порядком исполне­ния областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита обла­стного бюджета», утвержденным приказом Управления финансов Липецкой области от 21 декабря 2010 года №140, принятым в соответствии со ст.ст. 219 и 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федера­ции, Управление финансов области осуществляет платежи за счет средств областного бюджета от имени и по поручению получателей средств областного бюджета, суд первой инстанции правильно указал, что обязанность по перечислению средств из Областного бюджета, выделенных Управлению строительства и архитектуры Липецкой области по Областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», должна быть возложена на Управление финансов Липецкой области.

Исходя из анализа приведенного законодательства, правильно установив обстоятельства дела, учитывая, что главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных по программе «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы» является Управление строительства и архитектуры, а решение о выплате сумм принимает Управление финансов, санкционируя оплату денежных обязательств, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на Управление финансов Липецкой области перечислить из средств областного бюджета, выделенных Главному Управлению строительства и архитектуры Липецкой области, руб. на погашение кредита, полученного семьей истца на приобретение квартиры

Данный вывод обоснован также и тем, что в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья по областным целевым программам «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы» ( приложение 7 к постановлению администрации Липецкой области от 5 марта 2008 года № 34) на счете Управления строительства и архитектуры Липецкой области не могут находиться средства областного бюджета, выделенные на семью истца, поскольку истец не был включен в список претендентов на получение социальных выплат в текущем году в связи с отказом в выдаче свидетельства. Принимая во внимание положения статьи 4 Закона Липецкой области от 27 декабря 2007г. № 120-03 «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья», судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности направления социальной выплаты в размере руб.. на погашение кредита, полученного семьей истца на приобретение квартиры <адрес> по Кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ОАО «Сбербанк России №3850 в лице Лебедянского отделения Липецкой области.Доводы ответчиков о том, что без предъявления свидетельства не представляется возможным произвести выплаты, суд первой инстанции правильно признал неправомерными, поскольку обязательства Управления финансов Липецкой области по перечис­лению социальной выплаты из средств областного бюджета, выделенных Управлению строительства и архитектуры Липецкой области по областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 го­ды» возникли не в силу договорных отношений с истцом, а на основании программы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" и принятого в связи с этим судеб­ного решения.То обстоятельство, что истец должен был обращаться по поводу выдачи свидетельства для получения социальной выплаты не в Управление капитального строительства области, а в Управление строительства и архитектуры Липецкой области, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку носит формальный характер.

Судебная коллегия считает несостоятельным и основанным на неправильном толковании законодательства довод апелляционной жалобы о том, что удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции неправомерно применил положения «Порядка исполне­ния областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита обла­стного бюджета», утвержденного приказом Управления финансов Липецкой области от 21 декабря 2010 года №140, указанный приказ не регулирует спорные правоотношения, и правовых оснований для возложения на Управление финансов Липецкой области обязанности по перечислению социальной выплаты из средств областного бюджета не имеется.

Как усматривается из Положения «Об Управлении финансов Липецкой области», утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 24 августа 2006 года № 645-р, «Порядка исполне­ния областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита обла­стного бюджета», Управление финансов осуществляет операции со средствами областного бюджета, исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства областного бюджета.

Из анализа приведенного выше законодательства, а также положений ст. 219 Бюджетного Кодекса РФ, регулирующей исполнение бюджета по расходам, усматривается, что на Управление финансов области возложена обязанность санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет областного бюджета, к которым отнесены спорные социальные выплаты.

Также необоснованным судебная коллегия считает довод апелляционной жалобы, что при принятии решения суд первой инстанции в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ не указал нормы закона, которыми он руководствовался при принятии решения. Выводы суда первой инстанции основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, приведенному в решении.



Утверждение апелляционной жалобы, о том, что принятым решением были затронуты права и интересы лица, не привлеченного к участию в деле, -администрации Липецкой области, поскольку судом был изменен установленный администрацией Липецкой области постановлением от 5 марта 2008 года № 34 порядок предоставления социальных выплат, что, по мнению отметчика, является вмешательством суда в нормотворческую деятельность администрации Липецкой области, является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании законодательства, в том числе ст. 12 ГК РФ, предусматривающей способы защиты нарушенных прав. Судебная коллегия считает, что избранный истцом способ защиты права и интересы администрации Липецкой области не нарушает и не затрагивает, оснований для привлечения ее к участию в деле не имеется.

Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Оснований к отмене решения суда не имеется.



Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия



ОПРЕДЕЛИЛА:



Решение Советского районного суда города Липецка от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления финансов Липецкой области – без удовлетворения.



Председательствующий: /подпись/


Судьи: /подписи/



Копия верна:

Судья:



Секретарь: