ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1322/19 от 01.03.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-1322/2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Хабаровский краевой суд

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего: Моргунова Ю.В.,,

судей: Верхотуровой И.В., Дорожкиной О.Б.,

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2019 года гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «НКК- Гаваньбункер» о возложении обязанности,

с апелляционной жалобой АО «НКК- Гаваньбункер» на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 30 ноября 2018 года,

заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя АО «ННК-Гаваньбункер» ФИО1, представителя процессуального истца ФИО2, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Ванинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «ННК-Гаваньбункер» о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления надзора в сфере соблюдения поднадзорными предприятиями законодательства о транспортной безопасности выявлены нарушения со стороны АО «ННК- Гаваньбункер», выразившиеся в необеспечении проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути не общего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО3 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК» в установленный законом срок.

Просил суд обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО3 железной дороги-филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК».

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 30.11.2018 исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворены.

Судом постановлено обязать АО «ННК-Гаваньбункер» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции Советская Гавань - Город Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК».

Взыскать с АО «ПНК-Гаваньбункер» в бюджет муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края» государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобе АО «ПНК-Гаваньбункер» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Считает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства дела в части выводов о причине отказа ответчику Дальневосточным территориальным управлением Росжелдора на запрос об исключении ОТИ Общества из реестра ОТИ. Ответ ДТУ Росжелдора не содержит категорического отказа в исключении ОТИ Общества из реестра ОТИ по причине того, что для этого нет законных оснований. ДТУ Росжелдора признает наличие правовой неопределенности в части определения грузов повышенной опасности из-за отсутствия, утвержденного Правительством РФ перечня грузов повышенной опасности.

Указывает, что Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 не содержит четких требований и сроков о проведении дополнительной оценки уязвиости в отношении ж/д ОТИ, ранее получивших результат оценки уязвимости.

Считает, что до момента утверждения Правительством РФ перечня видов грузов повышенной опасности применять в отношении ж/д ОТИ Общества требования Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 является неккоректно.

В письменных возражениях Ванинского транспортного прокурора полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО «ННК-Гаваньбункер» ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности").

При этом согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи к числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

В п. 6 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, АО «ННК-Гаваньбункер» эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта 3 категории - ««Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО3 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК», внесенный Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта под номером НЮЛ643593, соответственно ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры.

Используемые Обществом объекты относятся к объектам транспортной инфраструктуры, а Общество к субъектам транспортной инфраструктуры, в связи с чем в силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности используемого объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на АО «ННК- Гаваньбункер».

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.07.2013 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона).

Таким образом, утвержденные Приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. N 43 Требования по обеспечению транспортной безопасности применялись до момента издания соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 г. N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 2 данного Постановления Правительства РФ, утвержденные им требования вступили в силу с 01.07.2017.

Соответственно, с указанной даты Приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 43 применению не подлежал. Впоследствии он также был признан утратившим силу Приказом Минтранса России от 03.10.2017 N 403.

План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО3 железной дороги филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК», утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта 16.05.2014, дополнительные изменения внесены и утверждены 20.12.2016.

Вместе с тем, в установленный законом срок АО «ННК-Гаваньбункер» вопреки требованиям действующего законодательства в области транспортной безопасности возложенные на него обязанности не исполнило и до настоящего времени: не провело дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО3 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК».

Пунктом 1 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, установлено, что настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта. Применяются настоящие Требования в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции.

Пунктом 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности прямо предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе, обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (п. п. 5);

Согласно п. п. 17 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).

При таких обстоятельствах в силу пункта 5 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортных средств), которая представляет собой, определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (п. 6 ст. 1 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"), на что указано в письме Министерства транспорта РФ вице-президенту ОАО "РЖД" Ф. N Н3-26/11160 от 03.08.2017, вследствие чего доводы представителя АО «НКК- Гаваньбункер» об отсутствии у ответчика обязанности проведения дополнительной оценки уязвимости, судом обоснованно отклонены как несостоятельные.

При этом суд, верно руководствовался нормами Приказа Минтранса России от 12.04.2010 г. N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".

Согласно п. 2 указанного Порядка оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Поскольку указанный объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта не исключен из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, на момент разрешения спора со дня вступления в силу новых требований по обеспечению транспортной безопасности прошло более 1,5 лет, а дополнительная оценка уязвимости указанной железнодорожной станции проведена не была, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на АО «НКК- Гаваньбункер» соответствующей обязанности по ее проведению.

Исходя из смысла правовых норм Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" включение в реестр категорированных объектов обязывает организацию провести оценку (дополнительную) уязвимости, разработать план транспортной безопасности и выполнить ряд других требований.

Отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации перечня грузов повышенной опасности также не снимает с ответчика обязанности по выполнению требований законодательства о транспортной безопасности.

Под грузами повышенной опасности понимаются опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды (п. 7.3 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

До настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден перечень грузов повышенной опасности для целей Федерального закона № 16-ФЗ.

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что на железнодорожных путях необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер» осуществляется подача-уборка вагонов с опасным грузом (топливом, мазутом).

Вместе с тем, в отсутствие соответствующих норм нет оснований полагать, что общество не перевозит грузы повышенной опасности и потому не является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку, исходя из смысла п. 7.3 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ, понятием «опасные грузы» охватывается понятие «грузы повышенной опасности».

Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 не содержит четких требований и сроков по проведению именно дополнительной оценки уязвимости в отношении объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, ранее получивших результаты оценки уязвимости, несостоятелен, поскольку данная обязанность и конкретные сроки четко закреплены в п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 30 ноября 2018 года по гражданскому делу по иску Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «НКК- Гаваньбункер» о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «НКК- Гаваньбункер» без удовлетворения.

Председательствующий Моргунов Ю.В.

Судьи Верхотурова И.В.

Дорожкина О.Б.