ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13233/2013 от 31.10.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-13233/2013

г. Уфа 31 октября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Науширбановой З.А.

судей Голубевой И.В. Портянова А.Г.

с участием прокурора Муратовой Е.М.

при секретаре Харрасовой Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Учалинского межрайонного прокурора Аминева Р.Р. на решение Учалинского районного суда от 19 августа 2013 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Учалинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГАУЗ РБ «Учалинская ЦГБ», Правительству РБ в порядке ст. 45 ГПК РФ – отказать.

Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Учалинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГАУЗ РБ «Учалинская ЦГБ», Правительству РБ в порядке ст. 45 ГПК РФ. Требования мотивированы тем, что по заданию прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства, направленного на совершенствование оказания
медицинской помощи детям в рамках приоритетного национального проекта
«Здравоохранение» в ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница», в ходе которой установлено, что детской поликлиникой ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» оказывается педиатрическая помощь несовершеннолетний детям муниципального района адрес РБ в нарушение требований стандарта оснащения кабинета врача-педиатра участкового, установленного Приложением №3 к Порядку оказания педиатрической помощи, а именно: 11 участков детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница», расположенной по адресу: адрес, не оснащены настольными лампами - 11 шт.; бактерицидными облучателями воздуха - 10 шт.; ширмами - 10 шт.; электронными весами для детей до года - 10 шт.; весами- 10 шт.

В нарушение требований стандарта оснащения детской поликлиники, установленного Приложением № 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, кабинет здорового ребенка детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» не оснащен: весами электронными для детей до года - 1 шт.; аппаратурой для инфракрасной терапии - 1 шт.; бактерицидными облучателями воздуха - 1 шт.; тонометрами для измерения артериального давления с манжетой для детей до года - 1 шт.

В нарушение требований стандарта оснащения детской поликлиники, установленного Приложением № 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, прививочный кабинет детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» не обеспечен тонометром для измерения артериального давления с манжетой для детей до года - 1 шт.;

В нарушение требований стандарта оснащения детской поликлиники, установленного Приложением № 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, процедурный кабинет детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» не обеспечен тонометром для измерения артериального давления с манжетой для детей до года - 1 шт.; светильниками бестеневой медицинский передвижной - 1 шт.

В нарушение требований стандарта оснащения детской поликлиники, установленного Приложением № 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, физиотерапевтическое отделение детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» не оснащено: аппаратом для низкочастотной магнитотерапии - 1 шт.; аппаратом для лечения поляризованным светом - 1 шт.; аппаратом для кислородных коктейлей - 1 шт.; аппаратом для лечения интерференционными токами - 1 шт.; аппаратом магнитолазерной терапии - 1 шт.; аппаратом для динамической чрескожной электронейростимуляции - 1 шт.; аппаратом для лечения диадинамическими токами - 1 шт.; аэрофитогенератором - 1 шт.; аппаратом для вибротерапии - 1 шт.; тонометром с манжетой для детей до года - 1 шт.; бактерицидным облучателем воздуха - 1 шт.; парафинонагревателем - 1 шт.; термостатом - 1 шт.

В нарушение требований стандарта оснащения детской поликлиники, установленного Приложением № 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, кабинет лечебной физкультуры детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» не оснащен: аппаратом для вибротерапии - 1 шт.; велотренажером - 1 шт.; весами- 1 шт.; динамометром ручным - 1 шт.; динамометром становым - 1 шт.; тонометром с манжетой для детей до года - 1 шт.; метрономом - 1 шт.; ростомером - 1 шт.; шведской стенкой - 1 шт.; пульсотахометром - 1 шт.; спирометром - 1 шт.; угломером для определения подвижности суставов конечностей и пальцев - 1 шт.; вертебральным тренажером-свинг-машиной - 1 шт.; секундомером - 2 шт.; часами - 1 шт.; набором мячей - 1 шт.

В нарушение требований стандарта оснащения детской поликлиники, установленного Приложением № 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, два кабинета массажа детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» не оснащены: кушетками массажная с изменяющейся высотой - 2 шт. (по 1 шт.); стульями для массажиста с изменяющейся высотой - 2 шт. (по 1 шт.); наборами валиков для укладки пациента - 12 шт. (по 6 шт.).

В нарушение требований стандарта оснащения детской поликлиники, установленного Приложением № 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, дневной стационар детской поликлиники ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» не оснащен: настольной лампой - 2 шт.; ростомером - 1 шт.; негатоскопом - 1 шт.; бактерицидным облучателем воздуха - 1 шт.; весами - 1 шт.; тонометром для измерения артериального давления с манжетой для детей до года - 2 шт.

Проведенной проверкой установлено, что требования федерального законодательства об основах охраны здоровья граждан при оказании педиатрической помощи ГАУЗ РБ «Учалинская центральная районная больница» должным образом не исполняются, чем существенно нарушаются законные права и интересы несовершеннолетних детей, на полное, своевременное и качественное получение данного вида услуг, а также оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Учалинский межрайонный прокурор РБ просит обязать Правительство Республики Башкортостан в срок до дата выделить денежные средства, а ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» на выделенные денежные средства приобрести вышеуказанное медицинское оборудование.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что судом не приняты во внимание доводы прокуратуры и представленные доказательства, несмотря на то, что стандарты приняты во исполнение требований Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» суд посчитал, что они носят рекомендательный характер. В основу решения суда положен ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Между тем, указанным Федеральным законом оснащение материальной базы медицинских учреждений в соответствии со стандартами не предусмотрено, таким образом судом неправильно применены нормы материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Муратову Е.М., представителя Министерства здравоохранения РБ Хуснутдинова М.ф., представителя ГУ Территориального фонда обязательного медицинского страхования РБ Григорьеву Н.Ю., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Согласно ст. 4, п.п. 4, 5 ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются в т.ч. приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в т.ч. применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012г. № З66н утвержден Порядок оказания педиатрической помощи.

Согласно п. 17 Порядка оказания педиатрической помощи медицинские Организации, оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями №№ 1-12 к Порядку.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Вместе с тем, с учетом территориальных особенностей, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть установлены этапы (уровни) оказания медицинской помощи по стандарту. При применении стандартов следует также учитывать виды, условия и формы оказания медицинской помощи в медицинской организации соответствующего типа и уровня.

Для оплаты медицинской помощи, оказываемой на основе стандартов, следует использовать способы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г. N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (от 20 декабря 2012г. N 14-6/10/2-5305).

В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.

Финансовое обеспечение установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов средних подушевых нормативов базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Стандарты медицинской помощи являются основой для установления размера страхового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и расчета тарифов на оплату медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования.

Частью 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" среди целей региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предусмотрено внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Пунктом 7 Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011г. N 85, установлено, что субсидии из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются источником финансового обеспечения расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе в части внедрения стандартов медицинской помощи. Пунктом 10 указанных Правил определен перечень условий предоставления территориальным фондом обязательного медицинского страхования указанных средств страховым медицинским организациям (при их отсутствии на территории субъекта Российской Федерации - непосредственно медицинским организациям).

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2010г. N 326-ФЗ (ред. от 11.02.2013г.) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Разрешая спор, проанализировав вышеназванные нормы материального права, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что гарантированная законом медицинская помощь финансируется из средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования. Уровень оснащения ГАУЗ РБ «Учалинская ЦГБ» медицинским оборудованием не нарушают права в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, соблюдения их прав на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь, поскольку в ГАУЗ РБ «Учалинская ЦГБ» имеется оборудование для оказания качественной медицинской помощи.

Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Детской поликлиникой ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница оказывается педиатрическая помощь несовершеннолетним детям муниципального района адрес РБ».

Решением расширенного заседания коллегии Прокуратуры РБ от дата. Учалинскому межрайонному прокурору поручено в срок до 25.12.2012г. провести повторную проверку исполнения законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, соблюдения их прав на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь.

Из справки помощника Учалинского межрайонного прокурора от дата. усматриваются нарушения, выявленные в ходе проверки по решению расширенной коллегии прокуратуры РБ от дата.

Между тем в соответствии со ст. 35 ч. 4, 7 Федерального закона от 29.11.2010г. N 326-ФЗ (ред. от 11.02.2013г.) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Исходя из положений вышеуказанного закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансовое обеспечение установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год, исходя из нормативов базовой программы обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Судебная коллегия также учитывает, что согласно ч.1 ст.79 вышеуказанного закона установлена обязанность медицинской организации осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательством и иными подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. При этом качество оказанной медицинской помощи оценивается на основе изучения его характеристик: своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степени достижения запланированного результата. Контроль качества оказываемой медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования осуществляется в порядке, установленном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что не представлено доказательств о том, что нарушаются права в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, качество педиатрической помощи не соответствует порядку оказания медицинской помощи и стандарту медицинской помощи в связи с не исполнением стандартов оснащения данного медицинского учреждения.

Судебная коллегия также учитывает, что в соответствии со ст.184.1 Бюджетного Кодекса РФ субъект Российской Федерации принимает закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетами муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации, в случае, если они не установлены настоящим Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете, законами субъекта Российской Федерации, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Правительством Республики Башкортостан принято Постановление от 29 декабря 2012г. № 490 «О мерах по реализации закона РБ «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что требования Учалинского межрайонного прокурора РБ об обязании Правительство Республики Башкортостан в срок до дата выделить денежные средства ГАУЗ РБ «Учалинская центральная городская больница» для приобретения медицинского оборудования являются не исполнимыми в связи с тем, что Закон РБ о бюджете Республики Башкортостан на 2013 год принят, также принят Закон РБ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Доводы апелляционного представления аналогичны позиции, выдвинутой в суде первой инстанции. Данные доводы судом тщательно проверены и опровергнуты. Обоснованность выводов суда подтверждается совокупностью исследованных доказательств, подробно изложенных в мотивировочной части решения.

Нормы процессуального и материального права, которыми руководствовался суд первой инстанции, применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Учалинского районного суда от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление Учалинского межрайонного прокурора Аминева Р.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий Науширбанова З.А.

Судьи Голубева И.В.

Портянов А.Г.