ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13233/2014 от 04.02.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

 Судья: Свиридова О.А. гр. дело № 33-13233/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 «04» февраля 2015 г. г. Самара

 Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

 председательствующего Желтышевой А.И.

 судей Печниковой Е.Р., Занкиной Е.П.

 при секретаре Рощектаевой О.Н.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 11 ноября 2014 года, которым постановлено:

 «Исковое заявление ФИО1 к ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в Волжском районе Самарской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.

 Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области включить ФИО1 в стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью период работы в должности <данные изъяты> с 02.02.2009 год по 31.08.2009 год.

 Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права, то есть с 24.03.2014 года».

 Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Печниковой Е.Р., объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области – ФИО2, возражения ФИО1, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

 Свои требования мотивировала тем, что ГУ - УПФ РФ отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего специального педагогического стажа. Ответчиком неправомерно не засчитан в специальный стаж период с 02.02.2009г. по 31.08.2009г. в должности <данные изъяты> на неполную ставку в Муниципальном общеобразовательном учреждении Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа (МОУ Петра-Дубравская СОШ).

 Просит признать неправомерным протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области от 25.06.2014 г. № №; признать право ФИО1, как педагогического работника, имеющего 25-летний стаж педагогической деятельности, на получение досрочной трудовой пенсии по старости лет, засчитав в педагогический стаж период работы с 02.02.2009г. по 31.08.2009г. в должности <данные изъяты>; обязать орган пенсионного фонда назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью со дня обращения, т.е., с 24.03.2014 г.

 Судом постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области в лице начальника Управления – ФИО3 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ-УПФ РФ – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

 ФИО1 в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.

 Пунктом 2 ст.27 названного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

 Постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 закона № 173-ФЗ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 закона № 173-ФЗ.

 В спорный период работы истицы действовали данные нормы пенсионного законодательства.

 Пункт 4 Правил устанавливает, что периоды, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

 В частности, в соответствии с пунктом 6 указанных Правил, работа в должности учителя общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), расположенных в сельской местности, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

 Решением Государственного учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области № № от 25.06.2014г. ФИО1 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа, предусмотренного пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения (24.03.2014г.) составил 24 года 8 месяцев 10 дней.

 В специальный стаж ФИО1 ответчиком не засчитан период работы с 02.02.2009г. по 31.08.2009г. в МОУ Петра-Дубравская СОШ в должности <данные изъяты>, поскольку в указанный период не выполнялась норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы, так как ФИО1 работала на 0,83 ставки.

 Доводы истицы о том, что в указанный период ей была назначена учебная нагрузка именно как <данные изъяты>, и она получала заработную плату из фонда оплаты труда учреждения за выполняемую работу <данные изъяты>, какого-либо значения для разрешения спора не имеют, поскольку судом установлено, что с 02.02.2009г. по 31.08.2009г., учебная нагрузка истицы в должности <данные изъяты> составляла 15 часов, что ниже ставки.

 Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж периода работы с 02.02.2009г. по 31.08.2009г., суд исходил из того, что работа истицы в указанный период включается в стаж работы независимо от объема выполненной учебной нагрузки, поскольку п.г.т. Петра-Дубрава территориально расположен в Волжском районе Самарской области, который, как административно-территориальная единица, относится к сельской местности.

 Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 52 Устава Самарской области от 18.12.2006г. №179-ГД в состав Самарской области непосредственно входят следующие административно- территориальные единицы области: города областного значения: Самара, Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Тольятти, Чапаевск; районы Самарской области: Алексеевский, Безенчукский, Богатовский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинельский, Кинель-Черкасский Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский Пестравский, Похвистневский, Приволжский, ФИО4, Ставропольский Сызранский, Хворостянский, Челно-Вершинский, Шенталинский, Шигонский.

 Согласно ст.4 Закона Самарской области «О населенных пунктах на территории Самарской области» № 131-ГД от 23.12.2003г. населенные пункты, находящиеся на территории Самарской области, подразделяются на следующие категории: городские населенные пункты, сельские населенные пункты. К городским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов: город областного значения, город районного значения, поселок городского типа. К сельским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов: поселок, село, деревня, хутор, железнодорожная станция, железнодорожный разъезд, железнодорожная казарма, железнодорожная будка, кордон, кошара, аул, иные населенные пункты.

 Пунктами 1-3 статьи 5 вышеуказанного закона установлены критерии отнесения населенных пунктов к городским населенным пунктам (город областного значения, город районного значения, поселок городского типа). Населенные пункты, не отнесенные в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи к городским населенным пунктам, относятся к сельским населенным пунктам.

 В соответствии с Законом Самарской области «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ» от 25.02.2005г. № 41-ГД на территории Волжского района образованы 12 сельских и 3 городских поселения, в том числе городское поселение Петра Дубрава с административным центром в поселке городского типа Петра Дубрава.

 Соответственно, поселок городского типа Петра-Дубрава не относится в категории сельских населенных пунктов.

 Следовательно, МОУ Петра-Дубравская СОШ, территориально расположенная в поселке городского типа Петра Дубрава, нельзя квалифицировать как учреждение, расположенное в сельской местности.

 Сравнение судом прав медицинских работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в поселках городского типа, с педагогическими работниками поселков городского типа не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку законодательством предусмотрены различные требования к исчислению периодов работы медицинских работников и педагогических работников.

 Распространение на педагогических работников поселка городского типа Петра Дубрава определенного характера льгот не свидетельствует об отнесении указанного поселка к сельской местности, так как в соответствии с Законом Самарской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Самарской области» от 14.12.2004г. № 158-ГД, Законом Самарской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на территории Самарской области» от 11.03.2005 г. № 87-ГД право на установление повышенных тарифных ставок (окладов) и право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют как педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, так и в поселках городского типа.

 При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения периода работы ФИО1 в должности <данные изъяты> в МОУ Петра-Дубравская СОШ с 02.02.2009г. по 31.08.2009г. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой песни по старости независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, в связи с чем решение подлежит отмене, поскольку на 24.03.2014г. отсутствовал требуемый специальный стаж работы - 25лет.

 С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 29 "Обзора законодательства и практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года", рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

 Судебная коллегия учитывает, что на момент вынесения судом первой инстанции решения, истица продолжала работать в должности <данные изъяты> в ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (ранее МОУ Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа), то есть в должности и учреждении, которые включены ответчиком в подсчет специального трудового стажа, в связи с чем необходимый трудовой стаж, установленный подпунктом 19 пункта 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выработан истицей 09.07.2014г. и право на досрочную пенсию по старости по указанному основанию возникло у истицы с 10.07.2014г., что нашло свой отражение в сообщении пенсионного органа. По данным основаниям ФИО1 подлежит назначению пенсия со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 10.07.2014г.

 Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Волжского районного суда Самарской области от 11 ноября 2014года отменить.

 Постановить новое решение.

 Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с 10 июля 2014 года.

 Председательствующий

 Судьи: