судья Панина Е.Ю. дело № 33-539/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой О.А.,
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре
судебного заседания Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 октября 2015 года по делу по иску военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах ФИО1 к Военному комиссариату Алтайского края о возложении обязанности восстановить нарушенные пенсионные права.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд с иском в интересах ФИО1 о перерасчете пенсии, указав в обоснование иска на то, что проведенной проверкой соблюдения пенсионного законодательства установлено, что супруг истицы ФИО1 – ФИО2 проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, и в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» относится к числу лиц, указанных в подпункте «г» ст. 45 данного Закона. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ ФИО1 состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца. Согласно п. «г» ст. 45 указанного Закона для участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», предусмотрено повышение пенсии с 01.02.1993 по 31.12.2007 на 100 % минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 по настоящее время на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В нарушение требований закона ответчик выплачивает пенсию истцу без учета повышения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ФИО1 право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с момента назначения пенсии по случаю утраты кормильца; обязать Военный комиссариат Алтайского края произвести перерасчет пенсии истцу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с учетом ежемесячного повышения в размере 100% минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 по настоящее время – в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии и выплатить недоначисленные денежные средства; обязать Военный комиссариат Алтайского края выплачивать истцу пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО3 на требованиях настаивал.
Представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края – ФИО4 исковые требования не признала по доводам отзыва, согласно которым члены семьи участника Великой Отечественной войны не относятся к лицам, имеющим право на повышение размера пенсии на основании п. «г» ст.45 Закона, поскольку непосредственно они участниками ВОВ не являлись; кроме того, перерасчет пенсии носит заявительный характер, на что указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года. Заявление от истца о перерасчете не поступало; обращено внимание на то, что положения ст. 24 Закона РФ «О ветеранах» предполагают реализацию мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших). Для перерасчета необходимо представление соответствующего удостоверения.
Истец ФИО1 не явилась, извещена надлежаще.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 30.10.2015 исковые требования военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах ФИО1 удовлетворены.
Судом постановлено признать за ФИО1 право на повышенный размер пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать Военный комиссариат Алтайского края произвести перерасчет пенсии ФИО1 с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной», с 01.06.1997 по 31.12.2007 в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с 01.01.2008 в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, выплатить недоплаченные денежные средства.
Обязать Военный комиссариат Алтайского края выплачивать ФИО1 пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Алтайского края просит решение отменить, указывая на то, что ФИО1 на основании ст. 36 Закона № 4468-1 размер пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.1993 определяется исходя из соответствующих сумм денежного довольствия военнослужащего. В состав указанного денежного довольствия согласно ст. 43 названного Закона входит должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Из содержания указанной нормы не следует, что в расчет пенсии подлежат включению все выплаты (надбавки, повышения), получаемые пенсионером на момент смерти.
Повышение, на получение которого претендует истец, применяется только в отношении участника Великой Отечественной войны, либо других категорий, перечисленных в ст. 45 Закона № 4468-1, к числу которых ФИО1 не относится. Кроме того, в силу положений ст. 46 Закона № 4468-1 повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии, поэтому вывод суда о наличии на момент назначения пенсии всех необходимых документов в материалах пенсионного дела и возможности установления повышения к пенсии по потери кормильца необоснован.
Ответчик полагает, что повышение может производиться с момента обращения лица, получающего пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.
В силу ч. 2 ст. 55 Закона № 4468-1 разница между новым и прежним размерами пенсии может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Таким образом, перерасчет пенсий носит заявительный характер, что отражено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года.
Согласно материалам дела истец с заявлением о перерасчете не обращалась, документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, не предъявляла.
Поэтому вывод суда о наличии на момент назначения пенсии ФИО1 всех условий для установления повышения пенсии необоснован, вывод суда о наличии вины ответчика не подтвержден материалами дела, а применение п. 2 ст. 58 Закона 4468-1 недопустимо, поскольку в данной норме идет речь о неполученной своевременно сумме пенсии, а не перерасчетов повышений или надбавок к ней.
В письменных возражениях военный прокурор просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края – ФИО4 поддержала доводы жалобы, а процессуальный истец военный прокурор Стрелков А.А. просил оставить решение суда без изменения.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в связи с чем, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав пояснения участников по делу, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее также – Закон), который предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия вывод суда о том, что размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в порядке ст. 43 Закона, то есть от размера тех выплат, право на получение которых имел кормилец, находит верным.
Так, согласно ст. 5 названного Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 Закона, их семьи при наличии определенных условий приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Размеры пенсии по случаю потери кормильца установлены в ст. 36 Закона. Согласно данной правовой норме пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» ст. 21 названного Закона, в размере 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В соответствии со ст. 43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу ст. 44 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.
Пунктом «г» ст. 45 Закона (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии) предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны (пп.«а»-«ж» и «и» подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах») на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»», вступившим в силу с 01.01.2008, в указанный пункт внесены изменения, согласно которым пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в том числе участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж» и «и» пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 состояла в браке с ФИО2, который проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пенсионное обеспечение ФИО2 как участника Великой Отечественной войны производилось Военным комиссариатом Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ ФИО2 умер, после чего решением пенсионного органа ФИО1 с ДД.ММ.ГГ назначена пенсия по случаю потери кормильца. К пенсии установлена надбавка как лицу, родившемуся до ДД.ММ.ГГ
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь названными нормами права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ФИО1 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право как на получение пенсии по случаю потери кормильца, так и на повышение пенсии, предусмотренное п.«г» ст.45 Закона.
Вопреки доводам жалобы, из системного анализа вышеназванных законоположений следует, что повышение пенсии производятся не только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы пенсионного органа о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. «б» ст. 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Вместе с тем, согласно ст. 58 Закона сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку обстоятельства для назначения ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца с повышением, предусмотренным п. «г» ст.45 Закона, существовали на день назначения истцу пенсии, суд пришел к обоснованному выводу о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была назначена и получена истцом своевременно по вине пенсионного органа. В данном случае у ФИО1 не было необходимости обращаться с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку пенсия была ей установлена по ее заявлению от ДД.ММ.ГГ (л.д.***).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии вины в действиях ответчика, в связи с чем, назначенная пенсия подлежит перерасчету с учетом ее повышения по п. «г» ст. 45 Закона с момента ее назначения.
Не противоречит выводам суда и доводы жалобы о заявительном характере перерасчета пенсии со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, поскольку в Обзоре оценивалась ситуация, при которой у определенной категории в связи с внесенными изменениями в Закон «О ветеранах» возникло ранее отсутствовавшее право на получение такой доплаты.
Согласно абз. 3 ст. 51 Закона лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсии документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов. При этом Закон не содержит условия о дополнительном обращении за повышением пенсии и иным дополнительным выплатам к пенсиям, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Ссылка в жалобе о том, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей возможна только при наличии у последних соответствующего удостоверения, основана на неверном толковании норм материального права и верных выводов суда первой инстанции не опровергает.
По аналогичным основаниям отклоняется коллегией суждение в жалобе о том, что применение п. 2 ст. 58 Закона недопустимо, поскольку в данной норме идет речь о неполученной своевременно сумме пенсии, а не перерасчетов повышений или надбавок к ней.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: