Судья Жолобова М.А Дело № 33-13234/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 23 декабря 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Куденко И.Е., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области об оспаривании действий, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2
на решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от 04 сентября 2015 г., которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области об оспаривании действий, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указала, что 01 июля 2011 г. она составом семьи из трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
03 сентября 2013 г. между ней и <.......> был заключен кредитный договор на приобретение готового жилья.
04 сентября 2013 г. в собственность были приобретены жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
Из уведомления администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области ей стало известно, что в соответствии с письмом комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 09 апреля 2015 г. она исключена из списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», основанием для чего послужило переименование федеральной целевой программы с января 2014 г., а также в связи с улучшением жилищных условий семьи.
27 июля 2015 г. администрацией Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области она была уведомлена о том, что из списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 2015 г. по Кумылженскому сельскому поселению она не исключалась; включена в предварительный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 2016 г. по Кумылженскому сельскому поселению.
Полагая, что вышеуказанными действиями по исключению ее из списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 2015 г. по Кумылженскому сельскому поселению, повлекшими неполучение социальной выплаты в 2015 г. были нарушены жилищные права и законные интересы ее семьи.
В порядке ст. 39 ГПК РФ просила признать незаконными действия администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области по исключению ее из списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года»; взыскать с администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области в ее пользу компенсацию имущественного вреда в размере 196790 руб.; обязать администрацию Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области первоочередно в 2015 г. произвести ей выплату на погашение кредитного договора от 03 сентября 2013 г., заключенного между ней и <.......> на приобретение готового жилья по адресу: <адрес>, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года»; взыскать с администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 15320 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
Истец ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального и норм процессуального права.
Ответчики администрация Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области и администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области в письменных возражениях просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности исключения истца из списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года».
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 858 от 31.01.2009г. утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Во исполнение указанной федеральной целевой программы Постановлением Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009г. № 285-П была утверждена долгосрочная областная целевая программа «Социальное развитие села на 2009-2013 годы».
На основании постановления Администрации Кумылженского сельского поселения № <...> от 01 июля 2011 г. истец ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
23 апреля 2013г. в адрес администрации от ФИО1 поступило заявление о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках вышеуказанной Федеральной целевой программы; органом местного самоуправления ФИО1 включена в предварительный список участников программы.
Постановлением Правительства РФ N 598 от 15.07.2013 г. утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", по своему существу являющейся продолжением федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". С 01 января 2014 г. закончилось действие федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
03 сентября 2013 г. ФИО1 был заключен кредитный договор № <...> с <.......> на сумму 800000 руб. для приобретения недвижимого имущества.
04 сентября 2013 г. по договору купли-продажи ФИО1 приобретены жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению Администрации Кумылженского сельского поселения от 18 мая 2015г. ФИО1 исключена из списка участников мероприятий-получателей социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года».
В соответствии с уведомлением Администрации Кумылженского сельского поселения от 17 июля 2015 г. ФИО1 сообщено о некорректности письма Администрации Кумылженского сельского поселения от 18 мая 2015г., поскольку из предварительного списка ФИО1 не исключалась.
Согласно предварительным спискам участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Кумылженскому муниципальному району на 2015, 2016 года ФИО1 значится под первым номером в разделе «Молодые семьи и специалисты приобретение. Получатели социальных выплат».
При этом, согласно аналогичному списку на 15 июля 2014 г. ФИО1 числилась под номером пять в разделе «Молодые семьи и специалисты приобретение. Получатели социальных выплат».
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактически ФИО1 из списка участников мероприятий-получателей социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года» не исключалась, в связи с чем принятое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом исключении ФИО1 из списков вследствие нарушения очередности предоставления социальной выплаты материалами дела не подтверждены. Так, в суде апелляционной инстанции представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 было заявлено о нарушении ответчиками очередности предоставления социальной выплаты в пользу Л.Н.В., числящейся в вышеуказанных списках после ФИО1 Данные доводы отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном определении юридически значимых обстоятельств.
Так, в соответствии с п. 5 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (ред. от 16.01.2015) "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В каждой из указанных в пункте 5 настоящего Типового положения групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления в соответствии с пунктом 19 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:
а) гражданам, имеющим трех и более детей;
б) гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (пункт 6 Типового положения).
Из материалов дела следует, что Л.Н.В. обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о включении ее в список 19 марта 2013 г., а ФИО1 24 марта 2013 г.
Таким образом, очередность предоставления социальной выплаты не нарушена и соответствует требованиям действующего законодательства.
В этой связи решение является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от 04 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: