Судья Козионов В.С. Дело № 33-13235/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» сентября 2016 года г.Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Бабайцевой Е.А., Ривняк Е.В.
при секретаре Ивановой Е.С.
с участием прокурора Бецковой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления
по апелляционной жалобе администрации <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 12 июля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., объяснения прокурора Бецковой И.Б., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Камышинский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в ходе которой установлено, что на информационно-справочном портале комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области отсутствует информация администрации <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2016 года. Полагает, что отсутствие данных сведений в свободном доступе сети «Интернет» создает предпосылки для коррупционных проявлений, так как нарушается принцип прозрачности сведений о бюджете поселения.
Просил суд обязать администрацию <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда разместить в сети «Интернет» информацию об исполнении местного бюджета <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2016 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части установленного судом срока для исполнения возложенной обязанности, указывая на отсутствие в администрации технической возможности для своевременного размещения в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления.
В поступивших возражениях Камышинский городской прокурор Волгоградской области просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель администрации <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований (статья 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», в том числе, статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.
Согласно части 7 и 8 статьи 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
На основании части 6 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.12.2011 N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Законом Волгоградской области от 25 июня 2010 г. № 2061-ОД «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Волгоградской области» Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.04.2013 № 334 утверждено Положение о портале Губернатора и Администрации Волгоградской области - подсистеме комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области" в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Указанное Положение определяет основные принципы организации ведения портала Губернатора и Администрации Волгоградской области - подсистемы комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу пунктов 1.3 и 1.4 Положения, доступ пользователей информацией в сети Интернет к Порталу осуществляется по адресу: www.volganet.ru, а также по иным доменным именам, зарегистрированным для нужд Администрации Волгоградской области и создан в целях обеспечения реализации прав граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на доступ в сети Интернет к информации о деятельности Губернатора Волгоградской области и Администрации Волгоградской области, органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с соглашением об информационном взаимодействии от 01 июня 2011 года, заключенным между администрацией Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области и Комитетом информационных технологий и телекоммуникаций Администрации Волгоградской области, был создан информационно-справочный раздел на Информационно-справочном портале комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» для размещения на нем информационных материалов администрации сельского поселения по адресу: http://kamyshinskij.volganet.ru/folder_16/folder_8/.
Проведенная Камышинской городской прокуратурой Волгоградской области проверка соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления показала, что информация об исполнении администрацией <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2016 года в информационно-справочном портале комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» отсутствует.
Данное обстоятельство также не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу, что отсутствие указанной информации в свободном доступе в сети «Интернет» является нарушением принципа прозрачности бюджетной системы Российской федерации в целом и ее субъектов, а также создает предпосылки для коррупционных проявлений.
В апелляционной жалобе администрация <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области выводы суда о правомерности заявленных прокурором требований не оспаривает, а лишь указывает на отсутствие в администрации технической возможности исполнить решение суда в установленный решением пятнадцатидневный срок в связи со слабой работой сети Интернет.
Судебная коллегия данные суждения ответчика отклоняет, поскольку помимо установленного судом срока исполнения возложенной обязанности, у администрации <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области также имелась возможность разместить в сети «Интернет» информацию об исполнении местного бюджета в течение срока вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <.......> сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: