Дело №33-1323/2018 год Докладчик Сергеева С.М.
Судья Игнатович М.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеевой С.М.
и судей Гришиной Г.Н. и Яковлевой Д.В.
при секретаре Бородулиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 04 апреля 2018 г. дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 16 января 2018 г., которым постановлено:
Иск ФИО1 удовлетворить в части.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 задолженность по денежному содержанию в размере 481236,05 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 70285,33 руб., компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 58433,18 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В остальной части иска отказать.
В иске к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области, Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области отказать.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области и Министерства внутренних дел Российской Федерации ФИО2, действующей на основании доверенности, возражения на жалобу ФИО1 и его представителя- адвоката Корниловой О.Г., действующей на основании ордера, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (далее- УМВД России по Владимирской области), Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области и после уточнения требований просил взыскать с ответчиков задолженность по денежному содержанию в размере 545856,94 руб. за период с 01.01.2017 по 21.09.2017, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 70285,33 руб., компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 58433,18 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что на основании приказа от 16.02.2016 **** л/с состоял в должности **** Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области (далее- УФМС России по Владимирской области), с ним был заключен трудовой договор.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба РФ, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел РФ (далее- МВД России). УФМС России по Владимирской области ликвидировано.
Он распоряжением ФМС России от 29.07.2016 назначен председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Владимирской области. Трудового, иного гражданско - правового договора не заключалось. Распоряжением ФМС России от 16.08.2016 ему назначена дополнительная выплата ****, ежемесячное содержание составляло ****.
Являясь председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Владимирской области и замещая должность государственной гражданской службы Российской Федерации, с 01.01.2017 не получает заработную плату.
Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р Министерству финансов РФ поручено предусмотреть финансирование мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий федеральным государственным гражданским служащим упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017.
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2017 № 1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.10.2017.
Ответственным за завершение ликвидационных мероприятий, финансовое обеспечение расходов, связанных с их выполнением определено МВД России. В этой связи ликвидационные комиссии ФМС России и территориальных органов ФМС России с 01.01.2017 продолжили выполнять ликвидационные мероприятия в полном объеме.
21.09.2017 он уволен с занимаемой должности.
Истец и его представитель адвокат Корнилова О.Г., действующая на основании ордера, в судебном заседании настаивали на исковых требованиях в полном объеме, просили их удовлетворить, указав, что МВД России и УМВД России по Владимирской области являются надлежащими ответчиками, поскольку приняли на себя функции и имущество ФМС России как правопреемники. Процедура ликвидации проведена истцом от начала до конца, документы им оформлены, подписаны и переданы надлежащим образом. В ходе проведения ликвидационных мероприятий, истцу приходилось решать ряд проблемных аспектов, касающихся выявленных недостач движимого имущества, числящегося на складе, материальных ценностей УФМС России по Владимирской области, а также проблемы, связанные с передачей личных дел сотрудников в кадровые подразделения УМВД России по Владимирской области и другие. Указанные вопросы решались по согласованию с представителями как УМВД России по Владимирской области, так и ФМС России. В процессе упразднения УФМС России по Владимирской области решались также и вопросы в судебном порядке.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Ликвидационная комиссия Федеральной миграционной службы России.
Представитель МВД России, УМВД России по Владимирской области ФИО2, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения требований, указав, что с 15.02.2016 истец замещал должность в ВСИГ УФМС России по Владимирской области.
Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 года председателем ликвидационной комиссии ФМС России назначен С., его приказом от 29.07.2016 ФИО1 назначен на должность председателя ликвидационной комиссии УФМС Росси по Владимирской области.
Истец не является сотрудником УМВД России по Владимирской области, имеются письма из МВД России о том, что орган вправе выплачивать заработную плату членам ликвидационной комиссии только при наличии заключенного договора. Письма такого рода направлялись всем членам ликвидационной комиссии, том числе и ФИО1, с которым договор так и не был заключен. Ликвидационная комиссия УФМС России - это самостоятельное юридическое лицо, ответчик не может выплачивать заработную плату без договора. МВД России и его Управлениям передали полномочия, но они не являются правопреемниками УФМС России, полагает надлежащим ответчиком Ликвидационную комиссию ФМС России.
Минфин России в суд представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства судом извещался, в представленном отзыве указали, что МВД России определяет механизм оплаты труда членам ликвидационных комиссий в пределах бюджетных ассигнований.
Ликвидационная комиссии Федеральной миграционной службы России, Ликвидационная комиссия УФМС России по Владимирской области в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания судом извещались, возражений по иску не представили.
Судом постановлено указанное выше решение.
УМВД России по Владимирской области в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности, принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что МВД России является не надлежащим ответчиком. ФИО1 ни один из предложенных договоров с МВД России не подписал. Также указано на неверный расчет размера компенсации за отпуск и процентов за задержку выплаты заработной платы.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков- Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области и Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы России, а также представитель третьего лица- Ликвидационной комиссии УФМС России по Владимирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Заявлений об отложении слушания дела от них не поступило.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участник процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 15.02.2016 между УФМС России по Владимирской области и ФИО1 заключен трудовой договор, по условиям которого истец с 16.02.2016 замещал должность **** СУВСИГ УФМС России по Владимирской области, издан приказ **** л/с от 16.02.2016.
Истцу установлен оклад ****., а также иные выплаты. Заработная плата выплачивается 2 раза в месяц аванс - 20-го числа каждого месяца, заработная плата 5 числа каждого месяца.
По условиям дополнительного соглашения от 18.03.2016 заработная плата выплачивается 2 раза в месяц аванс- 15-го числа каждого месяца, заработная плата по итогам месяца за 2 дня до конца текущего месяца (т. 2 л.д.9).
Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба России упразднена.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФМС России, установлен срок завершения ликвидационных мероприятий ФМС России - до 31.12.2016, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФМС России возложено на МВД России.
Приказом ФМС России от 01.06.2016 № 257 УФМС России по Владимирской области ликвидировано.
Распоряжением ФМС России от 29.07.2016 ФИО1 назначен на должность председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Владимирской области.
Распоряжением ФМС России от 16.08.2016 с 01.07.2016 председателю ликвидационной комиссии назначена ежемесячная выплата ****. (т. 1 л.д.14).
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017, МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России. В пункте 4 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2017 № 1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий ФМС России продлен до- 01.10.2017, на МВД России возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН и ФМС России, в том числе по предоставлению ликвидационных балансов, предусмотрено финансирование обеспечения расходов, связанных с указанными мероприятиями в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, определенных МВД России в федеральном бюджете.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2017 № 2217-р срок завершения ликвидационных мероприятий ФСКН и ФМС России продлен до 01.07.2018, на МВД России возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН и ФМС России, предусмотрено финансирование обеспечения расходов, связанных с указанными мероприятиями в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, определенных МВД России в федеральном бюджете.
УФМС России по Владимирской области прекратило деятельность 21.09.2017 в связи с ликвидацией юридического лица.
Распоряжением ФМС России от 26.09.2017. № НС-1/9-114 ликвидационная комиссия УФМС России по Владимирской области упразднена с 21.09.2017.
ФИО1 уволен с занимаемой должности.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что заработная плата в 2017 году истцу не выплачивалась.
Претензия истца о выплате заработной платы, направленная в адрес УМВД России по Владимирской области, оставлена без удовлетворения.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения о частичном удовлетворении требований истца.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба (далее - ФМС) (пункт 1 Указа). МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС, а также штатная численность упраздняемой службы, сокращенной на 30% (пункт 2 Указа).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 установлено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой ФМС, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01.06.2016 (пункт 5 Указа).
Пунктом 5 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р (с изм. от 12.10.2017) Минфину России дано указание предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 1025-р.
Пунктом 2 данного распоряжения МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России.
В пункте 4 приведенного распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Затем Распоряжениями Правительства РФ от 30.06.2017 и 12.10.2017 срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлевался до 01.10.2017 и до 01.07.2018 соответственно, однако положения о финансировании данных мероприятий не изменялись, то есть ответственным за указанные мероприятия является МВД России в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Согласно письму заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 10.03.2017 № 1/2723 формирование ликвидационных комиссий должно осуществляться преимущественно за счет бывших членов ликвидационных комиссий. Формировать временные подразделения за счет имеющегося некомплекта работников с заключением срочных трудовых договоров, либо образовывать ликвидационные комиссии путем заключения гражданско-правовых договоров. Выплачивать денежное довольствие и заработную плату членам ликвидационных комиссий финансовыми службами подразделений системы МВД России по основному месту работы.
Из изложенного выше следует, что финансирование всех мероприятий было возложено на МВД России, при этом включаемые в состав ликвидационных комиссий сотрудники ФМС России продолжали оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям), а, следовательно, подлежали обеспечению их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой).
В связи с этим суд пришел к верному выводу о наличии законных основания для удовлетворения требований ФИО1
Доводы апелляционной жалобы МВД России об отсутствии заключенного с истцом трудового договора, при том, что в оспариваемый период им исполнялись должностные обязанности в полном объеме, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований о взыскании денежного содержания.
Как указывалось выше, финансирование ликвидационных мероприятий на 2017 год было возложено на МВД России, доказательств выделения денежных средств на текущий год ликвидационной комиссии ФМС России, в том числе, для оплаты работы ее членов, ответчиком не представлено.
Ссылки на неправомерное взыскание с МВД России компенсации за отпуск и процентов за задержку выплаты заработной платы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку работа в ликвидационной комиссии УФМС России по Владимирской области означала для истца продолжение служебных отношений, и, как следствие, - гарантированность ежемесячного получения денежного довольствия, которого он был лишен более чем 8 месяцев.
Между тем судебная коллегия усматривает нарушения при расчете судом первой инстанции подлежащего взысканию денежного содержания, размера компенсации за отпуск и, соответственно, размера компенсации за задержку заработной платы.
Задолженность по денежному содержанию с января по август 2017 года составит 444962 руб. (****).
Заработная плата за сентябрь 2017 года (по 21.09.2017 включительно) составит: 39728,75 руб. (****
Всего задолженность по денежному содержанию, подлежащая взысканию, составит 484690,75 руб. с учетом НДФЛ.
Компенсация за неиспользованный отпуск составит 54190,47 руб. с учетом НДФЛ (****
Компенсация за задержку выплаты заработной платы, подлежащая взысканию в пользу ФИО1, на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ, составит 60093,86 руб.:
за январь 2017 года - 10774,57 руб. (**** с 30.01.2017 по 11.12.2017);
за февраль 2017 года - 9810,49 руб.(**** с 27.02.2017 по 11.12.2017);
за март 2017 года - 8515,46 руб. (**** с 30.03.2017 по 11.12.2017);
за апрель 2017 года - 7430,87 руб. (**** с 29.04.2017 по 11.12.2017);
за май 2017 года - 6362,03 руб. (**** с 30.05.2017 по 11.12.2017);
за июнь 2017 года - 5342,33 руб. (**** с 29.06.2017 по 11.12.2017);
за июль 2017 года - 4341,16 руб. (**** с 29.07.2017 по 11.12.2017);
за август 2017 года - 3273,25 руб. (**** с 30.08.2017 по 11.12.2017);
за сентябрь 2017 года - 4243,70 руб. (**** с 22.09.2017 по 11.12.2017).
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания задолженности по денежному содержанию, компенсации за отпуск и компенсации за задержку выплаты денежного содержания.
В связи с тем, что ответчиком нарушены трудовые права истца, суд обоснованно, руководствуясь положениями ст.237 Трудового кодекса РФ, взыскал с МВД России в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 16 января 2018 г. в части взыскания с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты денежного содержания изменить.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 задолженность по денежному содержанию в размере 484690 (четыреста восемьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто) рублей 75 копеек с учетом НДФЛ, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 54190 (пятьдесят четыре тысячи сто девяносто) рублей 47 копеек с учетом НДФЛ, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 60093 (шестьдесят тысяч девяносто три) рубля 86 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД России - без удовлетворения.
Председательствующий С.М. Сергеева
Судьи Г.Н. Гришина
Д.В. Яковлева