ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13257/19 от 22.04.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Двуреченских С.Д. Дело № 33-13257/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Шевчук Т.В.,

судей Ситниковой М.И., Сметаниной Е.В.,

при секретаре Булавиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2019 года апелляционную жалобу ООО «Пик-Комфорт» на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 18 декабря 2018 года по делу по иску К.С.А. к ООО «УК Домсервис-Балашиха», ООО «Пик-Комфорт», АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» о признании начислений за услугу «консьерж» незаконными, о признании распределения задолженности по оплате за услугу «консьерж» неправомерной, возложении обязанности снять задолженность и не производить начисления за услугу «консьерж», возложении обязанности указывать задолженность по оплате услуги «консьерж» как за дополнительную услугу, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,

объяснения явившихся лиц,

у с т а н о в и л а:

Истец К.С.А. обратился в суд с иском к ответчикам ООО «УК Домсервис-Балашиха», ООО «Пик-Комфорт», АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» о признании начислений за услугу «консьерж» незаконными, о признании распределения задолженности по оплате за услугу «консьерж» неправомерной, возложении обязанности снять задолженность и не производить начисления за услугу «консьерж», возложении обязанности указывать задолженность по оплате услуги «консьерж» как за дополнительную услугу, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что является собственником жилого помещения по адресу: <данные изъяты>. Управление многоквартирным домом с 01 мая 2018 года осуществляет ООО «ПИК-Комфорт». Обслуживание расчетов населения с поставщиками жилищно-коммунальных услуг в доме осуществляет АО «Единый Расчетный Центр «Управдом». Плату за содержание жилого помещения, коммунальные услуги и капитальный ремонт истец осуществляет своевременно, согласно выставленных счетов. С 23 марта 2018г. по 23 апреля 2018г. проводилось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме № <данные изъяты>, где был утверждён размер платы за услугу «консьерж» в размере 564 рубля с одного помещения в месяц. До настоящего времени истцу не представлен договор на оказание дополнительной услуги «консьерж», также не представлено обоснование указанного тарифа. Истец ввиду неполучения названных документов не производит оплату за услугу «консьерж». До 01 мая 2018 года управление домом осуществляла ООО «УК Домсервис-Балашиха» и плата за услугу «консьерж» составляла 682 рубля. При этом до сентября 2018 года, несмотря на смену управляющей организации и снижение тарифа до 564 рублей плата за услугу «консьерж» согласно получаемым платежным документам составляла 682 рубля. При этом на сайте АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» на странице истца наряду с жилищно-коммунальными услугами указана услугу «консьерж», которая является дополнительной услугой, не имеющей отношение к коммунальным услугам. Кроме того, ответчик АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» задолженность по услуге «консьерж» произвольно распределяет на все коммунальные услуги, которые истец оплачивает в полном объеме.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, истец просит признать действия ООО «УК Домсервис-Балашиха» по начислению платы за дополнительную услугу «консьерж» в состав платы за жилищно-коммунальные услуги за период с апреля по июль 2018 года незаконными и обязать списать задолженность, признать действия ООО «ПИК-Комфорт» по начислению платы за дополнительную услугу «консьерж» в состав платы за жилищно-коммунальные услуги за период с августа 2018 года по настоящее время незаконными и обязать списать задолженность, возложить на ООО «ПИК-Комфорт» обязанность не производить истцу начисления за дополнительную услугу «консьерж» до подписания истцом договора на оказание данной услуги, признать неправомерными действия ООО «ПИК-Комфорт» и АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» по распределению задолженности истца по дополнительной услуге «консьерж» на другие коммунальные услуги, возложить обязанность на ООО «ПИК-Комфорт» и АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» указывать задолженность по оплате услуги «консьерж» как за дополнительную услугу, взыскать с ООО «УК Домсервис - Балашиха», ООО «ПИК-Комфорт» и АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей с каждого.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.

Ответчик ООО «УК Домсервис- Балашиха» иск не признал, в отзыве указал, что общество являлось управляющей компанией на основании лицензии от 23 апреля 2015г. № 146, а также протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> от 09 декабря 2015г. В ООО «УК «Домсервис - Балашиха» поступало несколько заявлений от К.С.А.с требованием исключить из единого платежного документа услугу «Консьерж», на которые были даны отрицательные ответы, т.к. данная услуга включена на основании Протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. К.С.А. было подано аналогичное исковое заявление в Железнодорожный городской суд за предыдущий период. В иске отказано. Просили в иске К.С.А. к ООО «УК Домсервис-Балашиха» отказать.

Ответчик АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» не согласившись с иском К.С.А., представил отзыв, из которого следует, что у ответчика перед истцом нет юридической ответственности в виду отсутствия договорных отношений. Просили в иске отказать.

Ответчик ООО «ПИК-Комфорт» в отзыве на иск указал, что является управляющей компанией на основании лицензии от 23 апреля 2015г. № 146, а также протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> от 02 мая 2018г. Агентским договором № <данные изъяты> об организации расчетов за оказываемые услуги и по осуществлению деятельности по приему платежей от 28 апреля 2018г. с 01 августа 2018 года многоквартирный дом № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> включен в адресный список Приложения 1 к данному договору, заключенному между АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» и ООО «ПИК-Комфорт». Специфика предоставления услуги «консьерж» в многоквартирном доме не предполагает индивидуальный характер ее оказания. Данная услуга оказывается на основании утвержденного перечня услуг, закрепленного протоколом общего собрания собственников от 02 мая 2018г. К.С.А. ранее было подано аналогичное исковое заявление в отношении предыдущей управляющей компании, в иске было отказано. Действия ООО «ПИК-Комфорт» не могут причинить истцу моральный вред, т.к. все начисления по услуге «консьерж» производятся на основании решений, принятых общими собраниями собственников помещений дома. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 253, если поступившая сумма оплаты меньше начисленной, она распределяется пропорционально по всем видам коммунальных услуг. Внося меньшую сумму и произвольно исключая из платежного документа одну или несколько услуг абонент предполагает, что не оплачивает их. Однако поступивший платеж обрабатывается автоматически, и программы не могут определить, какую именно услугу абонент решил оплатить. При этом обязательной формы для ЕПД не существует. Просили в иске отказать.

Представитель ответчиков ООО «УК Домсервис - Балашиха», ООО «ПИК-Комфорт» и АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» К.С.С. исковые требования не признала, доводы, изложенные в отзывах поддержала, просила в иске отказать.

Третье лицо – ГУ ГЖИ в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 18 декабря 2018 года исковые требования К.С.А. удовлетворены частично.

Признаны неправомерными действия ООО «ПИК-Комфорт» по указанию в платежном документе наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по квартире № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> за исключением наличия заложенности по оплате за услугу «консьерж».

Суд обязал ООО «ПИК-Комфорт» указывать в платежном документе задолженность по оплате за услугу «консьерж» по квартире № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в соответствующей графе платежного документа.

С ООО «ПИК-Комфорт» в пользу К.С.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 рублей.

Исковые требования К.С.А. к ООО «УК Домсервис-Балашиха», ООО «ПИК-Комфорт», АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» о признании начислений за услугу «консьерж» незаконными, возложении обязанности снять задолженность и не производить начисления за услугу «консьерж», взыскании компенсации морального вреда – оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Пик-Комфорт» подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, указывая, что обжалуемое судебное постановление незаконно и необоснованно.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального закона.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В силу п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (п.2. ст. 161 ЖК РФ).

Согласно п. 7 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

В пункте 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» указано, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно п. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Из пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 следует, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае, в том числе неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Согласно п. 118 указанных Правил, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Судом установлено, что истец К.С.А. является собственником жилого помещения по адресу: <данные изъяты>.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> от 09 декабря 2015 года, в качестве способа управления многоквартирным домом выбрана управляющая компания ООО «УК Домсервис-Балашиха», а также принято решение о необходимости услуги «консьерж» с оплатой по 682 рубля в месяц с квартиры.

Собственники многоквартирного дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> на общем собрании, проведенном с 03 марта по 23 апреля 2018 года, помимо прочего, расторгли договор управления с управляющей организацией ООО «УК Домсервис-Балашиха» и в качестве способа управления выбрали управляющую компанию ООО «ПИК-Комфорт»; утвердили плату за услугу «консьерж» в размере 564 рублей с одного жилого помещения в месяц.

ООО «ПИК-Комфорт» на основании указанного решения собственников много квартирного дома и в соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, с 01 августа 2018 года (дата внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации) приступило в полном объеме к управлению домом <данные изъяты> по <данные изъяты>.

Из пояснений сторон следует, что за период с апреля 2018 года по настоящее время услуга «консьерж» оказывается.

Судом также установлено, что в платежных документах, выдаваемых К.С.А. на оплату жилищно-коммунальных и иных услуг за квартиру № <данные изъяты> в д. № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, в графе начисление за иные услуги имеется строка – «консьерж». При этом до августа 2018 года ежемесячное начисление за услугу «консьерж» составляло 682 рубля и подлежало оплате ООО «УК Домсервис-Балашиха», с августа 2018 года ежемесячное начисление за услугу «консьерж» составляет 564 рубля и подлежит оплате ООО «ПИК-Комфорт».

Судом установлено, что с августа 2018 года ООО «ПИК-Комфорт» является управляющей многоквартирным жилым домом <данные изъяты> компанией и оказывает весь комплекс жилищно-коммунальных услуг, для выполнения которого, в соответствии с ч.1 ст. 162 ЖК РФ, между ООО «ПИК-Комфорт» и АО «Единый Расчетный Центр «Управдом» заключен агентский договор <данные изъяты> об организации расчетов за оказываемые услуги и по осуществлению деятельности по приему платежей от 28 апреля 2018г. и с 01 августа 2018 г. многоквартирный дом № <данные изъяты> включен в адресный список приложения 1 к данному договору.

Истец услугу «консьерж» не оплачивал, поскольку с ним не был заключен договор.

Из долговой квитанции за жилищно-коммунальные и иные услуги за 2018 год, равно как и из ежемесячных квитанций на оплату за спорное жилое помещение следует, что К.С.А. имеет различную задолженность по оплате за все предоставленные жилищно-коммунальные и иные услуги, в общей сложности составляющую 18300 рублей 36 копеек, тогда как стороны в судебном заседании пояснили, что истец не оплачивает лишь услугу «консьерж».

Разрешая настоящий спор, проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований в части признания неправомерными действий ООО «ПИК-Комфорт» по указанию в платежном документе наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по квартире № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, за исключением наличия заложенности по оплате за услугу «консьерж», поскольку оплата за услугу «консьерж» не является ни коммунальной услугой, ни платой за содержание жилого помещения, в связи с чем, задолженность за услугу «консьерж» должна указываться отдельно, в соответствующей графе платежного документа, а не распределяться пропорционально полученной от потребителя платы между всеми указанными в счете на оплату платежами.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, соответствующими нормам действующего законодательства, и не противоречащими п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд вынес незаконное решение, поскольку у истца перед ООО «ПИК-Комфорт» отсутствует долг на услугу «консьерж», что подтверждается выпиской из лицевого счета квартиры № <данные изъяты>, проверены судебной коллегией, однако не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, услуга «консьерж» указана в перечне жилищно-коммунальных услуг (л.д. 229), и в случае неоплаты или несвоевременной оплаты образует долг за жилищно-коммунальные услуги.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части признания неправомерными действий ООО «ПИК-Комфорт» по указанию в платежном документе наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги при неоплате истцом за услугу «консьерж», и обязал ООО «ПИК-Комфорт» указывать в платежном документе задолженность по оплате за услугу «консьерж» по <данные изъяты> мкр. Железнодорожный, <данные изъяты> в соответствующей графе платежного документа.

Доводы ООО «ПИК-Комфорт» не содержат ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, а сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств по делу. Оснований для отмены постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства.

Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.

Выводы суда основаны на материалах дела.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Решение суда законно и обоснованно.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного городского суда Московской области от 18 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Пик-Комфорт» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи