ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13284 от 28.11.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Плешивцев С.И.

Дело № 33-13284

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

судей Поповой Н.В., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Мусулевой Н.А.,

рассмотрев 28 ноября 2018 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционной жалобе Петрова П.П. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 03 октября 2018 года, которым постановлено:

Петрову Петру Петровичу в удовлетворении административного иска к администрации г.Перми, о признании незаконными (противоречащим ч.3 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), действий об отказе в согласовании публичного мероприятия 07.10.2018 г. в период с 09:00 до 21:00, на площадке расположенной в границах улиц Ленина, Борчанинова, Петрпавловская перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков», (противоречащим п.2 ч.1 ст.12, ч.3 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), действий по уклонению администрации города Перми от доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, отказать.

Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения Петрова П.П., и представителей сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Петров П.П. обратился в суд с административным иском к администрации г.Перми о признании незаконными действий об отказе в согласовании в проведении публичного мероприятия 07.10.2018 в период с 09:00 до 21:00, на площадке расположенной в границах улиц Ленина, Борчанинова, Петропавловская перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков».

В обоснование иска указано, что 21.09.2018 Петров П.П. подал уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 07.10.2018 в период с 09:00 до 21:00 местного времени, на площадке, расположенной в границах улиц Ленина, Борчанинова, Петропавловская перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков»; 25.09.2018 ему вручено письмо от 24.09.2018, согласно которому в заявленном им месте проведения митинга, 07.10.2018 запланировано проведение культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее, в силу чего администрация не может согласовать заявленное место и время проведения публичного мероприятия. Также указывает, что администрацией в нарушение требований закона не было сделано мотивированное предложение об изменении места и времени публичного мероприятия. Указанными действиями администрации, нарушаются права, гарантированные ст.31 Конституции Российской Федерации, фактически было отказано в проведении публичного мероприятия.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Петров П.П. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, указывает, что судом не дана оценка, что проведение двух публичных мероприятий в одном месте создает реальную угрозу нарушению участников одного мероприятия со стороны другого. Вывод суда о том, что проведение публичного мероприятия с заявленной численностью до 300 человек может быть проведено только в специально отведенном для этого месте не соответствует требованиям закона и материалам дела. Судом неверно дано толкование положений законодательства о процедуре согласования места и времени проведения публичного мероприятия.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела следует, что Петров П.П. обратился в администрацию г. Перми с уведомлением от 21.09.2018 о проведении публичного мероприятия в соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации. Уведомление содержало указание на цель, форму, место проведения (часть городской эспланады в границах улиц Ленина, Борчанинова, Петропавловской перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков»), дата и время начало окончания публичного мероприятия (07.10.2018, с 9.00 до 21.00), организатора (Петров П.П.), предполагаемое количество участников (до 300 человек).

Письмом администрации г. Перми № СЭД-059-05-14-и-353 от 25.09.2018 в согласовании места и времени, указанного в уведомлении, отказано в связи с отсутствием свободных мест, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 № 1610-п. Сообщено, что в заявленном месте проведения митинга, 07.10.2018 запланировано проведение культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее.

Предметом настоящего спора является законность действий администрации г. Перми об отказе в согласовании в проведении публичного мероприятия 07.10.2018 в период с 09:00 до 21:00, на площадке расположенной в границах улиц Ленина, Борчанинова, Петропавловская перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков».

Разрешая спор, суд руководствовался Конституцией Российской Федерации, положениями Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 06.11.1990, 11.05.1994) и «Всеобщей декларацией прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)), Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Законом Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края», Временным положением о порядке взаимодействия функциональных подразделений, функциональных и территориальных органов администрации города Перми при получении уведомления об организации и проведении на территории города Перми театрально-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий, утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 07.08.2007 № 324.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что действия административного ответчика не носят незаконного характера, и не свидетельствует о фактическом отказе в проведении публичного мероприятия. Отсутствие предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия не накладываетзапрет на проведение публичного мероприятия, либо отказ в его проведении в иной день в любом специально отведенном месте.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.

Доводы жалобы являются несостоятельными и отмену судебного акта не влекут.

Порядок взаимодействия функциональных подразделений, функциональных и территориальных органов администрации города Перми при получении уведомления об организации и проведении на территории города Перми театрально-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий» регламентирован одноименным Временным положением, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 07.08.2007 № 324

Согласно п.3.2 Временного положения, в случае если место и (или) время проведения мероприятия совпадают с местом и (или) временем проведения другого мероприятия либо публичного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», на основании информации управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми и копии зарегистрированного уведомления о проведении публичного мероприятия, уполномоченный орган предлагает организатору мероприятия изменить время и (или) место проведения мероприятия.

Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пермского края определен Постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 № 1610-п

В городе Перми к таким местам отнесены:

п.6.1) Территория Сада имени Н.В.Гоголя (в границах улиц Окулова и Попова);

п.6.2) Площадка в Сквере Победителей (в границах улиц Гусарова, Лодыгина и Академика Курчатова);

п.6.3) Парк камней (площадка в Парке камней, расположенном на пересечении ул. Ленина и ул. Окулова);

п.6.4) Пешеходная аллея ул. Крупской от здания по ул. Макаренко, д. 31, до пересечения с ул. Патриса Лумумбы;

п.6.5) Площадка в сквере у клуба имени С.М.Кирова (сквер расположен в границах улиц Автозаводской, Гальперина и Маршала Рыбалко);

п.6.6) Площадка на нечетной стороне ул. Академика Веденеева, прилегающая к зданию по ул. Академика Веденеева, д. 87.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Материалами дела установлено, что до получения администрацией г. Перми уведомления Петрова П.П. (21.09.2018) в администрацию г. Перми поступила уведомление МАУ «Дворец молодежи» (28.08.2018) о проведении культурно-досугового мероприятия - «Воскресные встречи народов Прикамья». Место проведения мероприятия: г.Пермь, площадка около монумента «Героям фронта и тыла» ( участок ограничен улицами Ленина, Попова, Борчанинова, Петропавловской. Дата проведения: 07.10.2018 г., время с 08:00 до 21:30. Количество участников: 100 человек. Совпадение места и времени мероприятий, численность участников мероприятий, указанных в уведомлении, не позволяли администрации г. Перми согласовать место и время публичного мероприятия, заявленного административным истцом.

Суд, учитывая заявленную численность участников мероприятия (до 300 человек), цели публичного мероприятия (публичное выражение мнения по широкому кругу общественно-политических и социально-экономических вопросов; выражение отношения к действиям представителей власти на местном, региональном и федеральном уровне и власти в целом; оценка действий и личностей государственных, политических, религиозных и общественных деятелей; высказывание мнений, предложений о возможных изменениях, реформах и застое в жизни общества; выдвижение требований по изменению законодательства или иных нормативно-правовых актов; выражение солидарности с действиями третьих лиц; осуждение действий, нарушающих права и свободы человека и гражданина; публичный отчет организаций и граждан) пришел к правильному выводу о безопасном проведении публичного мероприятия только в месте, специально отведенном для этих целей в городе Перми.

Из материалов дела следует, что на дату 07.10.2018, кроме уведомления Петрова П.П. (21.09.2018), в администрацию города Перми поступило уведомление от Шафриева Н.А. (21.09.2018) о проведении в 33 местах, расположенных на территории г.Перми, в том числе 5 специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий, публичных мероприятий в виде пикетирования с 07:00 до 22:00, с количеством участников в каждом месте проведения публичного мероприятия 30 человек.

Согласно информации Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми в специально отведенном месте - Парк камней (площадка в Парке камней, расположенном на пересечении ул. Ленина и ул. Окулова), 07.10.2018 проводились ремонтные работы.

Оценив доказательства, представленные ответчиком, различный характер проведения заявленных мероприятий (публичные, культурно-досуговые) и количество участников мероприятий, суд пришел к обоснованному выводу, что при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.

Учитывая конкретные обстоятельства по данному делу (невозможность совместного проведения мероприятий, отсутствие объективной возможности предложения Петрову П.П. иного места для проведения митинга) непредложение органом местного самоуправления Петрову П.П. конкретного места и времени для проведения заявленного публичного мероприятия свидетельствует о несогласовании заявленного места и времени и не противоречит правовой позиции, изложенной в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 03 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова П.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: