Судья Новикова И.В дело № 33-13291/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2019 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Перфиловой А.В.
судей Семеновой О.В., Простовой С.В.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Юг Руси-Золотая семечка» об обязании оборудовать железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юг Руси-Золотая семечка» на решение Железнодорожного районного г.Ростова-на-Дону суда от 29 мая 2019 года. Заслушав доклад судьи Семеновой О.В., судебная коллегия
установила:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд иском к обществу с ограниченной ответственностью «Юг Руси-Золотая семечка» об обязании оборудовать железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта.
В обоснование иска истец указал, что Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при перевозке зерна и продуктов его переработки железнодорожным транспортом в деятельности ООО «Юг Руси-Золотая семечка», по результатам которой выявлены нарушения отдельных его требований.
В нарушение ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее по тексту -Федеральный закон № 17-ФЗ от 10.01.2003 г.), пунктов 1.5, 1.7, 2.2, 3.9, 3.10 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2001 № АН-47-р, железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на территории предприятия и пересекаемые внутренними автомобильными дорогами (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН как железнодорожные переезды в местах пересечения не эксплуатируются, проекты на переезды не разработаны, категория не присвоена, ежегодные комиссионные осмотры не проводятся, в соответствии с требованиями раздела 3 Инструкции не оборудованы.
Ранее, 23.10.2018 года Ростовской транспортной прокуратурой в адрес ООО «Юг Руси - Золотая семечка» выносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление прокурора рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения фактически не устранены.
На основании изложенного истец, с учетом уточнения иска, просил суд обязать ООО «Юг Руси - Золотая семечка» по истечении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства железнодорожные переезды на путях необщего пользования, расположенные на территории производственной базы по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и пересекаемые внутренними автомобильными дорогами (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН а именно: разработать проекты переездов; провести комиссионные осмотры переездов на предмет их технического состояния и категорийности; оборудовать переезды техническими средствами в соответствии с требованиями раздела 3 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2001 № АН-47-р.
Решением Железнодорожного районного г.Ростова-на-Дону суда от 29 мая 2019 года исковое заявление Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворено.
Суд возложил на Общество с ограниченной ответственностью «Юг Руси -Золотая семечка» обязанность по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства железнодорожные переезды на путях необщего пользования, расположенные на территории производственной базы по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и пересекаемые внутренними автомобильными дорогами (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН а именно: разработать проекты переездов; провести комиссионные осмотры переездов на предмет их технического состояния и категорийности; оборудовать переезды техническими средствами в соответствии с требованиями раздела 3 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2001 № АН-47-р.
Взыскал с ООО «Юг Руси-Золотая семечка» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Юг Руси-Золотая семечка» считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении требований отказать.
Апеллянт считает, что положения п.п. 1.5., 1.7., 2.2., раздела 3 «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта», утвержденной Распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.05.2001 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не могут быть применимы к данным правоотношениям, поскольку указанный нормативно-правовой акт в порядке, установленном на момент его принятия действующим законодательством РФ, не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не был опубликован.
Автор жалобы указывает на то, что распоряжением от 09.01.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Южным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена плановая проверка обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта на путях необщего пользования, эксплуатируемых ООО «ЮРЗС»; по результатам которой ООО «ЮРЗС» было выдано предписание НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.01.2018г. Также на основании Распоряжения от 14.02.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Южным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была проведена внеплановая проверка по вопросу исполнения предписания НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.01.2018г., было выдано повторное предписание НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.02.2018г.
При проведении плановой и внеплановой проверок в 2018 году Южным УГЖДН не были обнаружены нарушения в области безопасности движения железнодорожного транспорта на путях необщего пользования и при эксплуатации железнодорожных переездов, в том числе не было обнаружено нарушение требований Инструкции, на наличие которых указывает Ростовский транспортный прокурор в иске и требует их устранить действиями ответчика.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя ООО «Юг Руси-Золотая семечка» ФИО1, представителя Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Сакун С.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в деятельности ООО «Юг Руси - Золотая семечка» на предмет исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены нарушения ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пунктов 1.5, 1.7, 2.2, 3.9, 3.10 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, а именно, установлено, что железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на территории предприятия и пересекаемые внутренними автомобильными дорогами (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН как железнодорожные переезды в местах пересечения не эксплуатируются, проекты на переезды не разработаны, категория не присвоена, ежегодные комиссионные осмотры не проводятся, в соответствии с требованиями раздела 3 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта не оборудованы (л.д. 8-11).
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах, установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции, обеспечивают, в том числе, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Согласно приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 года № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», пункт 17 раздела IV, сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию. Владелец инфраструктуры, владелец железнодорожного пути необщего пользования должен иметь нормативную и техническую документацию на эксплуатацию и ремонт железнодорожного пути, сооружений и устройств.
Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования осуществляются в порядке, установленном владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании настоящих Правил, проектной (для вновь строящихся и реконструируемых объектов), ремонтной и эксплуатационной документации.
Приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее по тексту - Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности), которые обязательны для использования владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования и физическими лицами, находящимися в зонах повышенной опасности.
Пунктом 5 Правил нахождения граждан в зонах повышенной опасности установлено, что с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по содержанию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии, а также установка соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации).
Пунктом 1.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной распоряжением Минтранса РФ от 30.05.2001 N АН-47-р, закреплено, что железнодорожный переезд - это пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников промышленного железнодорожного транспорта строгого выполнения установленных правил.
В силу п. 1.2 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта она распространяется на эксплуатируемые и вновь проектируемые переезды необщего пользования, сооружаемые на пересечениях путей промышленного железнодорожного транспорта с внутренними автомобильными дорогами.
Из содержания п.п. 1.5, 1.7 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта следует, что на каждый переезд разрабатывается проект, два раза в год (весной и осенью) выполняются комиссионные осмотры переездов комиссией, состав которой устанавливается руководителем организации.
Согласно п. 2.2 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, проверка интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта, условий работы переездов и пересмотр их категорийности производится не реже одного раза в 5 лет комиссией, состав которой устанавливается руководителем организации.
В соответствии с п.п. 3.9, 3.10 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, на подходах к переездам со стороны железнодорожного пути устанавливают постоянные предупредительные знаки «С» о подаче машинистами локомотивов свистка, а со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного работника - предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога» или 1.3.2 «Многопутная железная дорога».
На подходах к переездам со стороны автомобильных дорог перед шлагбаумами, а где их нет - перед дорожным знаком 1.3.1 или 1.3.2 в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Фелершпн устанавливаются дорожные предупреждающие знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на расстоянии 50 - 100 м от крайнего рельса.
Ростовской транспортной прокуратурой в адрес ООО «Юг Руси - Золотая семечка» 23.10.2018 года вносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Данное представление было рассмотрено 22.11.2018 года ответчиком в присутствии представителя прокуратуры - старшего помощника Ростовского транспортного прокурора С.МС.С. Как следует из протокола б/н от 22.11.2018 года, объективное наличие нарушений действующего законодательства об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, выявленных в результате прокурорской проверки, ответчиком не оспаривается.
Принимая решение, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о доказанности оснований иска, поскольку факт неисполнения ответчиком как владельцем подъездных железнодорожных путей необщего пользования требований действующего законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в частности положений Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной распоряжением Минтранса РФ от 30.05.2001 N АН-47-р, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства, свидетельствующие об устранении указанных в представлении транспортного прокурора от 23.10.2018 г. нарушений.
Определяя срок, необходимый ответчику для устранения выявленных прокурорской проверкой нарушений требований действующего законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, суд принял во внимание принцип разумности исполнения решения суда, учитывал, что об указанных в исковом заявлении нарушениях ответчику было известно с момента проведения прокурорской проверки и вынесения предписания.
Судом приняты во внимание доводы ответчика о большом количестве переездов, подлежащих оборудованию, сроках работ по разработке проектов железнодорожных переездов, а также работ по оборудованию переездов. По приведенным мотивам суд пришел к выводу о возможности принять во внимание доводы представителя ответчика и определить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, не повторяя их мотивов, поскольку они основаны на правильном применении приведенных норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения п.п. 1.5., 1.7., 2.2., раздела 3 «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта», утвержденной Распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.05.2001 № АН-47-р не могут быть применимы к данным правоотношениям, поскольку указанный нормативно-правовой акт в порядке, установленном на момент его принятия действующим законодательством РФ, не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не был опубликован отклоняются судебной коллегией.
«Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта», утверждена Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2001 N АН-47-р и введена в действие с даты утверждения.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, полностью повторяют позицию, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного г.Ростова-на-Дону суда от 29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юг Руси-Золотая семечка» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 августа 2019 года.