ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13317/20 от 08.10.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

СудьяЛогунова Ю.Г. Дело № 33-13317/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург 08.10.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Седых Е.Г.,

судей Кучеровой Р.В., Федина К.А.,

при помощнике судьи Весовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08.10.2020 гражданское дело № 2-1099/2020 по иску прокурора г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 10.06.2020.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя третьего лица УЖКХиС г.о. Первоуральск ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ООО «СТК» ФИО3, прокурора Истоминой И.В., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Первоуральска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Первоуральск о возложении обязанности в срок до 01.04.2021 (с учетом уточнений) обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности городского округа Первоуральск, в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115 –ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал. Указано, что в ходе проверки установлено, что объекты теплоснабжения на территории городского округа Первоуральск переданы ООО «СТК» по двум договорам аренды: договор аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры ГО Первоуральск № 1 от 22.09.2009 заключен на срок 15 лет, договор аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры ГО Первоуральск № 2 от 22.09.2009 заключен на срок 11 месяцев. Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения до 01.01.2015 могла осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет, в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 31.01.2019 № 153 утвержден перечень объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых планировалось заключение концессионных соглашений в 2019 году, который включает 244 объекта. Однако до настоящего времени объекты теплоснабжения, находящиеся на территории городского округа, по концессионному соглашению не переданы. В результате ненадлежащего исполнения администрацией городского округа Первоуральск полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, нарушаются права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с тем, что не проводится надлежащим образом ремонт и модернизация коммунальной инфраструктуры, которые должны быть осуществлены в рамках концессионного соглашения.

Представитель ответчика возражала относительно исковых требований, пояснила, что названные договоры аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры были заключены до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и являются действующими на сегодняшний день. Не оспаривала в настоящее время у Администрации г.о. Первоуральск обязанности по заключению концессионного соглашения. Для целей заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения на территории городского округа Первоуральск Администрацией проведены подготовительные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 20.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск просила отказать в иске, пояснила, что фактически удовлетворение исковых требований прокурора г.Первоуральска влечет расторжение договоров аренды № 1 и № 2 от 22.09.2009, которые были заключены в соответствии с действующим в момент их заключения гражданским законодательством на условиях открытого конкурса, до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Считает, что в настоящее время у истца нет законных оснований требовать от ответчика досрочного расторжения договоров аренды, обязанности заключить концессионное соглашение пока действуют настоящие договоры. Сторонами данные договоры аренды исполняются. Администрацией г.о. Первоуральск и УЖКХиС г.о. Первоуральск в настоящее время проводятся подготовительные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Представитель третьего лица ООО «СТК» в судебном заседании поддержала заявленные требования прокурора г.Первоуральска, пояснила, что в данном случае исковые требования прокурора соответствуют действующему законодательству.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 10.06.2020 исковые требования прокурора г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск удовлетворены.

Возложена на Администрацию городского округа Первоуральск обязанность в срок до 01.04.2021 разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115 –ФЗ «О концессионных соглашениях», провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов (перечень которых утвержден постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 31.01.2019 № 153), находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск.

Не согласившись с решением суда, представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на неправильное применение норм материального права. Считает, что решение ограничивает возможности органа местного самоуправления в выборе вариантов заключения концессионного соглашения. Также приводит доводы, на которых настаивали в суде первой инстанции.

От прокурора г. Первоуральска поступили возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу третьего лица – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица УЖКХиС г.о. Первоуральск ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции.

Представитель ответчика ФИО2 выразила свое согласие с доводами апелляционной жалобы третьего лица УЖКХиС г.о. Первоуральск.

Прокурор Истомина И.В. указывала на законность и обоснованность принятого решения.

Представитель третьего лица ООО «СТК» ФИО3 указывала, что решение суда вынесено законно и обоснованно, жалоба третьего лица не подлежащей удовлетворению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», исходил из того, что муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения на территории городского округа Первоуральск (всего 244 объекта) передано в пользование хозяйствующему субъекту ООО «СТК» по договорам аренды, что не предусмотрено в настоящее время действующим законодательством, указанные объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из комплексов спорных объектов не решен до настоящего времени, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку выявленные нарушения могут привести к созданию преимущественных условий в получении возможности эксплуатации имущества по истечении срока действия договоров аренды, и как следствие, недопущение конкуренции между претендентами на заключение концессионного соглашения в отношении рассматриваемых объектов теплоснабжения.

При этом, принимая во внимание пояснения сторон о том, что заключение концессионного соглашение планируется на март 2021 года, учитывая уточненные исковые требования истца, суд посчитал возможным определить срок для исполнения ответчиком решения суда до 01.04.2021, полагая данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 вышеназванного Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

На основании пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1.

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Суд правильно сослался на положения частей 5 и 6 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения без учета требований, предусмотренныхчастями 3и4 статьи 28.1Закона о теплоснабжении по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая решение об удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до трех лет по правилам, предусмотренным, в том числе Законом о защите конкуренции.

Судом правильно установлено, что спорные объекты теплоснабжения (всего 244 объекта) находятся в муниципальной собственности, дата ввода их в эксплуатацию и дата опубликования извещения о проведении конкурса на заключение договора аренды, превышает 5 лет, в связи с чем суд пришел к верному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами должна быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, однако конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились.

Из материалов дела следует, что 31.01.2019 Администрацией г.о. Первоуральск вынесено постановление № 153 «Об утверждении перечня объектов теплоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений», также ответчиком указывалось на проведение целого перечня подготовительных мероприятий, необходимых для заключения концессионных соглашений, однако, как установлено в судебном заседании до настоящего времени объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, по концессионному соглашению не переданы. Ответчиком не оспаривался данный факт.

Обстоятельства, объективно препятствующие ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, по делу не установлены. Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие действующих договоров аренды, таковыми обстоятельствами не являются. Тем более, что ООО «СТК», с кем заключены договоры аренды рассматриваемых объектов теплоснабжения, указывало на обоснованность требований прокурора, поскольку они заявлены на основании специального федерального законодательства о теплоснабжении и обязательны для исполнения.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не выполняются прямые указания закона в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.

Доводы апелляционной жалобы о длительности процедуры подготовки необходимой документации для выполнения обязанностей по заключению концессионного соглашения, что делается ответчиком и третьим лицом в настоящее время, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку данные обстоятельства не исключают выполнение муниципальным образованием прямого указания закона.

То обстоятельство, что Администрацией г.о. Первоуральск и третьим лицом Управлением ЖКХ и С г.о. Первоуральск организованы и реализуются необходимые мероприятия в целях заключения концессионного соглашения, на что ссылается третье лицо в апелляционной жалобе, при установленных по делу обстоятельствах не является основанием для отказа в возложении обязанностей на орган местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Доводы апелляционной жалобы о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельный выбор вариантов заключения концессионного соглашения, являются несостоятельными, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться органом местного самоуправления в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик вправе заключить концессионное соглашение только к окончанию действия договора аренды № 1 от 22.09.2009, то есть до сентября 2024г., является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Все доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции третьего лица, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 10.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск - без удовлетворения.

Председательствующий: Е.Г. Седых

Судьи: Р.В. Кучерова

К.А. Федин