Дело № 33-1331/2015.
аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень. 02 марта 2015 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей Михеенко К.М., Жегуновой Е.Е.,
при секретаре А..,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 декабря 2014 года, которым постановлено:
«Иск ФИО1 удовлетворить.
Зачесть период прохождения службы ФИО1 в органах внутренних дел Республики Казахстан - 16 лет 6 месяцев 07 дней, в стаж службы (выслуги лет) в органах внутренних дел Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Михеенко К.М., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - УМВД России по Тюменской области) о зачете периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан 16 лет 6 месяцев 7 дней в стаж службы (выслуги лет) в органах внутренних дел Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что он является участником программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
В РФ был принят на должность эксперта в отделение баллистических экспертиз отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминального центра УМВД России по Тюменской области, с ним заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
Он непрерывно служил в органах внутренних дел Республики Казахстан с <.......> 1995 года по <.......> 2012 года, то есть 16 лет 6 месяцев 7 дней.
При начислении заработной платы, отпуска указанный стаж работодателем не учитывается.
Согласно п. «б» ст.2 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2011 года № 1158 в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды: службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и государственной, противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - сотрудников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения).
Статьей 2 Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель истца адвокат Бурлаков О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, УМВД России по Тюменской области, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласен ответчик, УМВД России по Тюменской области.
В апелляционной жалобе его представитель просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, полагая, что судом был неверно истолкован закон.
Ссылается на ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой службой в органах внутренних дел является федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Указывает, что в ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приведён исчерпывающий перечень периодов, включающихся в стаж службы в органах внутренних дел, в котором период прохождения службы в органах внутренних дел другого государства, в том числе в Республике Казахстан, отсутствует.
Считает, что поскольку Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации не определен иной порядок исчисления срока службы (выслуги лет), то следует руководствоваться вышеуказанной статьей Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Полагает, что суд при вынесении решения неправомерно руководствовался Соглашением стран СНГ от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», поскольку данное Соглашение применяется только в рамках пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних государств-участников Содружества Независимых государств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО2, представителя ответчика, УМВД России по Тюменской области, поддержавшую доводы жалобы, адвоката Бурлакова О.В., представляющего интересы истца ФИО1 на основании ордера, который с решением суда согласен, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО1 с <.......> 1995 года по <.......> 2012 года проходил службу в органах внутренних дел Республики Казахстан, с <.......> 2013 года по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, также справками УМВД России по Тюменской области от <.......> 2014 года, от <.......> 2014 года, контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел РФ от <.......> 2013 года.
Из справки УМВД России по Тюменской области от <.......> 2014 года следует, что стаж службы в органах внутренних дел ФИО1 на <.......> 2014 года составляет 1 год 1 месяц 10 дней в календарном исчислении.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд руководствовался ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и исходил из того, стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Судебная коллегия находит такие выводы правильными, основанными на верном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел - это федеральная государственная службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:
1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;
2) период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
4) период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона;
5) период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
7) период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
8) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
9) период работы судьей;
10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
При этом в части 2 статьи 38 данного Федерального закона приведён перечень периодов, включающихся в стаж службы в органах внутренних дел, который является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для предоставления иных социальных гарантий включаются периоды, определённые Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Как правильно указал суд первой инстанции, порядок исчисления выслуги лет для начисления заработной платы, предоставлении очередного отпуска и т.д. законодателем не урегулирован, в связи с чем в соответствии со ст.6 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению нормативные акты, регулирующие схожие отношения.
Таким образом, в данном случае, в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат применению нормативные акты, регулирующие схожие отношения.
Так, согласно п. «б» ст. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения).
Статьёй 2 Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединённых Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу.
Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Данное соглашение ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 103-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 23, ст. 2806) и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 года.
Таким образом, период службы ФИО1 в органах внутренних дел МВД Республики Казахстан с <.......> 1995 года по <.......> 2012 года подлежит зачислению в его общий стаж службы (выслугу лет) при исчислении надбавки к заработной плате, при предоставлении отпуска, а потому подлежит включению в период службы, поскольку какой-либо иной порядок исчисления стажа (выслуги лет) законом до настоящего времени не установлен.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1 является правильным, а решение постановленным в соответствии с действующим законодательством и материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и в силу положений ст. 330 ГПК РФ не являются основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 08 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии