Судья Балакшина Ю. В. Стр. № 57
Докладчик Нибаракова С. Г. Дело № 33-1331/2016 Госпошлина – 0 руб.
29 февраля 2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Юдина В. Н.,
судей Нибараковой С. Г., Роговой И. В.
при секретаре Черняевой О. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 февраля 2016 года в городе Архангельске дело по апелляционному представлению и. о. Котласского транспортного прокурора Меньшакова А. Н. на решение Котласского городского суда Архангельской области от 18 ноября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Котласского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» об обязании устранения нарушений законодательства об обороте оружия и боеприпасов отказано.
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Котласский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – ФГП ВО ЖДТ России) о признании незаконным бездействия в виде неорганизации охраны органами внутренних дел помещений для хранения оружия в стрелковой команде №331 по охране искусственного сооружения – железнодорожного моста через реку Северная Двина СКО ст. Котлас-Южный и в стрелковой команде ст. Сольвычегодск Котласского отряда вневедомственной охраны – структурном подразделении филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» и о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вынесения судом решения организовать охрану помещения для хранения оружия стрелковой команды №331 по охране искусственного сооружения – железнодорожного моста через реку Северная Двина СКО ст. Котлас-Южный и в стрелковой команде ст. Сольвычегодск в соответствии с требованиями действующего законодательства органами внутренних дел.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в Котласском отряде вневедомственной охраны – структурном подразделении филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге (далее – Котласский отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной ЖД) были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Котласским отрядом ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной ЖД не организованы охрана помещений для хранения оружия, оборудование комнат хранения оружия средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в стрелковой команде №331 по охране искусственного сооружения – железнодорожного моста через реку Северная Двина СКО ст. Котлас – Южный ( <адрес>) и в стрелковой команде ст. Сольвычегодск ( <адрес>).
В судебном заседании старший помощник Котласского транспортного прокурора Кудинов Д. А. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФИО1 с требованиями прокурора не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что охрана комнат хранения оружия силами ФГП ВО ЖДТ России является самостоятельным способом охраны в силу того, что указанное предприятие на законных основаниях занимается охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и патроны. Указал, что при наличии разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданных Котласским линейным отделом МВД России на транспорте в отношении комнат хранения оружия на ст. Котлас – Южный и ст. Сольвычегодск, прокурором не доказано, что существующая организация ответчиком охраны комнат хранения оружия не достаточна и ставит под угрозу обеспечение сохранности оружия и безопасность его хранения, не исключает доступ к нему посторонних лиц, а вневедомственная охрана МВД сможет лучше обеспечить его сохранность.
Представитель третьего лица, Котласского отдела вневедомственной охраны – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны УМВД России по Архангельской области», в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором требования прокурора поддержал. Указал, что ответчик не является контрагентом третьего лица, договорные отношения по охране имущества ответчика между ответчиком и третьим лицом отсутствуют. В соответствии с п. 25 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиции вменяется обязанность охранять на договорной основе имущество граждан, организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, к которым отнесены объекты ответчика.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился и. о. Котласского транспортного прокурора Меньшаков А.Н. В апелляционном представлении он просит решение суда отменить, поскольку при разрешении спора суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Не согласен с выводом суда о том, что ответчиком соблюдаются положения законодательства об обороте оружия и боеприпасов в стрелковой команде № 331 по охране искусственного сооружения – железнодорожного моста через реку Северная Двина СКО ст. Котлас -Южный и в стрелковой команде ст. Сольвычегодск. Предприятие ответчика создано в целях удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, эксплуатирующих объекты транспортной инфраструктуры независимо от того, находятся они в их собственности или используются на ином законном основании, в охране перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта подвижного состава, а также осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров на объектах, в грузовом и пассажирском подвижном составе и железнодорожном транспорте Российской Федерации.
Полагает, что суд неправомерно не принял довод прокурора о том, что охранно-пожарная сигнализация комнат хранения оружия на объектах ответчика подключена на пульт собственного подразделения, вместе с тем, такая организация хранения оружия не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, тем самым создает потенциальную опасность создания условия совершения преступлений в сфере незаконного оборота оружия.
Анализируя приведенные в апелляционной жалобе законодательные акты, считает, что комнаты хранения оружия должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, что относится к исключительной компетенции органов внутренних дел Российской Федерации.
В возражениях относительно поданной апелляционной жалобы представитель ФГП ВО ЖДТ России ФИО1 считает, что прокурор не привел в своем исковом заявлении и в апелляционном представлении достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения ФГП ВО ЖДТ России норм законодательства об обороте оружия, потому просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение суда, как законное и обоснованное, без изменения.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель Котласского отдела вневедомственной охраны – филиала ФГКУ УВО УМВД России по Архангельской области, третьего лица по делу, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав прокурора Кавацюка Ю. А., поддержавшего изложенные в апелляционном представлении доводы о незаконности решения суда, представителя ФГП ВО ЖДТ России ФИО1, возражавшего против доводов апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями пятой и шестой статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» (в редакции с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон об оружии) гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации, которое Постановлением от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктами 55, 58 Правил предусмотрено, что юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов установлены разделом XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814» (далее – Инструкция).
Согласно абзацу 1 пункта 169.6 Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно- пожарной сигнализацией ( не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
При этом абзацем 5 указанного пункта Инструкции установлено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, утвержденной Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232, хранение оружия и патронов осуществляется на основании выданного органом внутренних дел на транспорте разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Согласно пункту 3.3 данной Инструкции комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от 12.04.1999 №288 « О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814. Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряда), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или ) поста охраны.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд исходил из того, что ответчиком соблюдены положения законодательства об обороте оружия и боеприпасов в стрелковой команде №331 по охране искусственного сооружения – железнодорожного моста через реку Северная Двина СКО ст. Котлас-Южный и в стрелковой команде ст. Сольвычегодск. Охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны. Кроме того, суд сослался на то, что прокурором не представлено доказательств бездействия ответчика в вопросах организации охраны помещений для хранения оружия, оборудования комнат охраны оружия средствами сигнализации.
С такими выводами суда судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Закон о ведомственной охране) основными задачами ведомственной охраны являются защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектного режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, а также иные задачи, которые могут быть возложены на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Согласно абзацу первому статьи 9 Закона о ведомственной охране работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.
В соответствии с Уставом Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» ответчик осуществляет охрану перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава с использованием специальных средств и огнестрельного оружия.
Согласно статье 2 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года № 540, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов ( в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.
Пунктом 19 названного Положения определено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта организует получение ведомственной охраной во временное пользование в органах внутренних дел боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на неё обязанностей по защите охраняемых объектов и охране грузов.
Пунктом 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1629-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. № 1525-р) утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, согласно пункту 7 которого комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами и на объектах, подведомственных Минприроды России, включены в этот перечень.
Следовательно, полиция как субъект, обязанный охранять объекты, перечисленные в перечне, осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите этих объектов на основе совокупности различных мер, в том числе охранных.
Приказом МВД России от 07.05.2014 № 410 утверждены Правила организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией (далее – Правила от 07.05.2014 № 410).
Эти Правила регламентируют действия подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1629-р, в рамках реализации пункта 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3 – ФЗ «О полиции» на договорной основе.
Как следует из материалов дела, Котласским линейным отделом МВД России на транспорте ответчику были выданы разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Так, СКО ст. Котлас – Южный разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему было выдано 25.03.2015 сроком действия до 25.03.2020, разрешение СК ст. Сольвычегодск было выдано 27.08.2015 сроком действия до 27.08.2020.
Комнаты хранения оружия (далее – КХО) ответчика расположены в зданиях, принадлежащих ФГП ВО ЖДТ России на праве хозяйственного ведения. Указанные здания находятся в полосе отвода земель железной дороги непосредственно в запретной зоне объектов железнодорожного транспорта особой важности, которые охраняются исключительно ФГП ВО ЖДТ России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 №891-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. №891-р утвержден перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, в который включены искусственные сооружения и другие объекты стратегического назначения, за исключением объектов, подлежащих охране подразделениями внутренних войск МВД России; посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций и железнодорожных станций первого класса; информационные вычислительные центры и узлы связи; центры диспетчерского управления; запасные пункты управления; базы и склады специального назначения; парки узловых железнодорожных станций, сортировочные парки станций и парки станций, где осуществляются работы с опасными грузами; объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов).
КХО ст. Котлас-Южный обеспечена двумя рубежами охранно-пожарной сигнализации с резервным источником питания, которые выведены на пост №1, постоянный (суточный), внутренний для охраны КХО, караульного помещения, здания подразделения и прилегающей к нему территории, и пост №2, постоянный (суточный) с выводом на них световой и звуковой сигнализации. Охранно-пожарная сигнализация, кроме того, выведена на пульт централизованного наблюдения СК ст. Сольвычегодск. Дополнительно выведена прямая аудиосвязь с удаленными постами №2 и №3 и дублирован звуковой сигнал открытия КХО.
Пропускной и внутриобъектовый режимы на территории и в помещения подразделения обеспечиваются двумя вооруженными огнестрельным оружием работниками, а также используемыми техническими средствами охраны, которые обеспечивают сохранность оружия и боеприпасов, безопасность их хранения, исключая доступ посторонних лиц в период хранения, выдачи, приёма, заряжения, разряжения, обслуживания и проведения контрольно - проверочных мероприятий ( в том числе системой видеонаблюдения за прилегающей территорией; электромагнитными замками с видеодомофоном, открытие которых блокируется на вход и выход при вскрытии КХО; системой охранного телевидения с регистратором (видео и аудиозаписью), позволяющим осуществлять контроль доступа в КХО и контроль действий постовых поста №1; пультом централизованного наблюдения для контроля и сбора информации о вскрытии КХО. Для усиления охраны прилегающей территории используются служебные собаки. Имеется проводная телефонная и мобильная связь для взаимодействия с дежурной частью ФИО2 МВД России на транспорте.
Аналогичным образом оборудована КХО СК ст. Сольвычегодск.
Органами полиции неоднократно проводились проверки КХО ответчика.
Так, в 2013 году было проведено по три проверки КХО в СКО ст. Котлас-Южный и в СК ст. Сольвычегодск; в 2014 году проведено две проверки в СКО ст. Котлас-Южный и три проверки СК ст. Сольвычегодск; в 2015 году проведено три проверки в СКО ст. Котлас-Южный и две проверки СК ст. Сольвычегодск.
Акты не свидетельствуют о наличии недостатков при хранении, размещении, использовании оружия и патронов, несоответствии КХО требованиям действующего законодательства по обороту оружия.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что подключение охранно-пожарной сигнализации КХО на объектах ответчика на пульт собственного подразделения, а не на пульт централизованного подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Фежерации, не свидетельствует о незаконном бездействии ФГП ВО ЖДТ России в вопросах организации оборота оружия.
Проект приказа Росжелдора об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого, ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему согласован с Министерством внутренних дел Российской Федерации, что подтверждается сообщением о согласовании приказа за подписью первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации ( л.д. 48).
Довод прокурора в апелляционном представлении о том, что организация хранения оружия путем подключения охранно-пожарной сигнализации на объектах ответчика на пульт собственного подразделения не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, тем самым создает потенциальную опасность для совершения преступлений в сфере незаконного оборота оружия, опровергается материалами дела, а потому он обоснованно не был принят во внимание судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что совокупность принятых ответчиком охранных мер не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия, не исключает доступ к нему посторонних лиц, создает условия для совершения преступлений в сфере незаконного оборота оружия, прокурором не представлено.
Поскольку полиция организует охрану объектов, подлежащих обязательной охране полицией на договорной основе, а в действующем законодательстве, регулирующем вопросы по обороту оружия, отсутствуют нормы, обязывающие ответчика заключить такой договор, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о возложении на ФГП ВО ЖДТ России обязанности по организации охраны помещения для хранения оружия стрелковой команды №331 по охране искусственного сооружения – железнодорожного моста через реку Северная Двина СКО ст. Котлас-Южный и в стрелковой команде ст. Сольвычегодск в соответствии с требованиями действующего законодательства органами внутренних дел.
Довод апелляционного представления о том, что ответчик является обязанной стороной в организации охраны комнаты хранения оружия органами внутренних дел, не служит основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку нормами действующего законодательства, приведенного выше, предусмотрено, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Учитывая изложенное, судебная коллегия в пределах доводов апелляционного представления не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление и. о. Котласского транспортного прокурора Меньшакова А. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий В. Н. Юдин
Судьи И. В. Рогова
С. Г. Нибаракова