Судья: Анисимова B.C.
Дело №33-13321
г.Пермь 07.11.2016г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Варовой Л.Н.,
судей: Панковой Т.В., Выдриной Ю.Г.,
при секретаре Ощепковой В.В.,
рассмотрев 07 ноября 2016 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29 июля 2016 года, которым постановлено: признать общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: ****, установленным с нарушениями требований законодательства и его показания, не подлежащими применению, при начислении платы за тепловую энергию. Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Верещагинские тепловые сети» произвести перерасчет платы за тепловую энергию», потребителям, проживающим в многоквартирном жилом доме по адресу: ****, с 01.09.2013 по 01.08.2014 исходя из норматива 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилого помещения, с 01.08.2014 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещении на территории Верещагинского района, утвержденного постановлениями Правительства Пермского края. Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Верещагинские тепловые сети» производить начисления платы за тепловую энергию, до установления общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещении, на территории Верещагинского района, утвержденных постановлением Правительства Пермского края. В удовлетворении остальных исковых требований прокурору Верещагинского района Пермского края - отказать. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинский тепловые сети» госпошлину в доход районного бюджета в размере *** рублей.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, представителей МУП «Верещагинские тепловые сети» - ФИО1, ФИО2, ФИО3, настаивавших на доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление» и Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети», с учетом уточненных исковых требований просил признать общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: **** установленным с нарушениями ФЗ РФ от 23.11.2009 №261- ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.052011 и его показания не подлежащим применению (учету) при начислении платы за тепловую энергию. Возложить на ООО «Домоуправление» обязанность установить обще домовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, в соответствии с установленным законодательством РФ требованиями в срок до начала отопительного периода, возложить на МУП «Верещагинские тепловые сети» обязанность произвести перерасчет платы за тепловую энергию собственникам помещения многоквартирного дома по адресу: ****, по нормативам, установленным правовыми актами РФ действующими с 01.09.2013 по день установления общедомового прибора учета тепловой энергии.
В судебном заседании прокурор поддержал требования.
Соистцы ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 исковые требования прокурора поддержали.
Представитель истца ФИО13 иск поддержал, пояснил, что МУП «Верещагинские тепловые сети» знали, что в данный дом необходимо установить не менее двух тепловых счетчиков, один из которых на горячую воду и намеренно выдали технические условия на установку лишь одного счетчика.
Представители ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети» исковые требования не признали, указали на то, что в доме по адресу: ****, установлен общедомовой прибор учета на границе эксплуатационной ответственности, на основании согласованной с управляющей компанией проектной документацией. Прибор установлен с соблюдения требования и порядка установленного «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденного Постановлением Правительства №1034 от 18.11.2013г. 27.08.2013г. был утвержден акт допуска в эксплуатацию прибора учета и с 01.09.2013г. его показания используются для расчета платы за тепловую энергию. Обязанность по содержанию общего имущества, каковым является прибор учета, возложена на собственников многоквартирного дома и они должны проводить мероприятия по повышению энергосбережения и обеспечения установки и ввод в эксплуатацию приборов учета горячей воды и их надлежащей эксплуатации.
Представитель ответчика ООО Домоуправление» исковые требования не признал, пояснил, что Управляющая компания исполнила свою обязанность по оснащению приборами учета жильцов дома. В связи с тем, что в составе общего имущества дома отсутствует оборудование для приготовления горячей воды, управляющей компанией было заключено соглашение с муниципальным предприятием «Верещагинские тепловые сети» о приготовлении ГВС на оборудовании, принадлежащем предприятию, которое изготавливает горячую воду только для многоквартирного дома. Установить еще один прибор учета для учета горячей воды нет технической возможности без реконструкции и капитального ремонта инженерных сетей. Проведение реконструкции и капитального ремонта возможно лишь по решению общего собрания собственников многоквартирного дома. Общее собрание по данному вопросу не состоялось.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель МУП «Верещагинские тепловые сети», указывая в апелляционной жалобе на то, что установка и эксплуатация ОПУ соответствует требованиям пункта 17. Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. №1034. Перед началом отопительного периода сторонами ежегодно составлялся Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета. Выводы суда о том, что установленный прибор учета не учитывает потери тепловой энергии от сетей МКД до ИТП, расположенного в 50м. от дома и обратно, а также имеются потери на оборудовании ИТП не подтверждены материалами дела. Ими был представлен Расчет теплопотерь по теплотрассе МКД г.Верещагино, ул.****, в котором потери от дома до ИТП и обратно составляют 1,4% от теплопотребления дома, что ниже погрешности измерения теплоэнергии теплосчетчика ИМ2300Т. Материалами дела установлено, что ИТП это индивидуальный тепловой пункт, обслуживающий только дом по ул.****. Оборудование, находящееся в ИТП предназначено для приготовления горячего водоснабжения только для данного дома. Тепловая сеть, выходящая из дома до ИТП и обратно не находится в ведении МУП «теплосети». Не представлены доказательства, что прибор учета т/энергии установлен с нарушениями норм Федерального закона №261-ФЗ, либо не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 05.05.2011г. на общем собрании многоквартирного дома по адресу: ****, был заключен договор на управление многоквартирного дома с управляющей компанией ООО «Домоуправление» (л.д.27-34 т.1). 30.05.2011 между МУП «Верещагинские тепловые сети» и ООО «Домоуправление» заключен договор на отпуск тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда, находящегося в управлении ООО «Домоуправление» (л.д.12-26 т.1). 15.01.2013 МУП «Верещагинские тепловые сети» выдало ООО «Домоуправление» технические условия №145 на установку приборов коммерческого учета тепловой энергии в многоквартирном доме г.Верещагино ул.**** (л.д.36 т.1). ООО «Дасмот» был выполнен проект узла коммерческого учета тепловой энергии жилого дома по адресу: **** (л.д.37-42 т.1). 27.08.2013г. был утвержден акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя - ИМ2300Т №6679, который был поставлен в подвале многоквартирного жилого дома по адресу: **** (л.д.35 т.1). Собственники дома оплатили расходы по установке прибора учета, согласно договору №17 от 24.06.2013 в размере 121604,07 рублей. Для производства горячего водоснабжения дома по адресу: ул.****, МУП «Верещагинские тепловые сети» взяло на себя обязательство приготовить на оборудовании Центрального теплового пункта, находящегося в их хозяйственном ведении по адресу: ****, и поставить горячее водоснабжение многоквартирному дому по адресу: ****. На основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 25.09.2015 №2157Л была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Домоуправление», в ходе которой, 25.09.2015 инспекцией государственного жилищного - надзора Пермского края был составлен акт №2157 Л, согласно которому обще домовой прибор учета потребления тепловой энергии в доме по адресу: ****, отсутствует, так как «после данного прибора учета трубопровод с теплоносителем выходит из дома» для нагрева горячей воды в ЦТП, находящийся на расстоянии 50 метров от дома (по адресу: ул.****). ЦТП находится в хозяйственном ведении МУП «Верещагинские тепловые сети». Приборы учета на выходе из дома и на вводе в дом (гвс) отсутствуют. Зафиксировано нарушение ст.13 Закона №216-ФЗ (л.д.46-49 т.1). По результатам проверки ООО «Домоуправление» было выдано предписание от №2157л об устранении нарушений требований ст.13 Закона №261-ФЗ в срок до (л.д.50 т.1).
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что прибор учета тепловой энергии, установленный 27.08.2013г., фиксирующий расход тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: ****, определяет объем коммунального ресурса, поступающий не только в многоквартирный дом, но и в Центральный тепловой пункт, в связи с чем, он не может являться общедомовым и его показания не должны учитываться, при начислении платы за тепловую энергию. В связи с чем требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Частью 1 статья 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон №261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 13 указанного закона определено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Подпунктом «с» пункта 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Указанными правилами определено, что "коллективный (общедомовый) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
С 01.07.2016 согласно п.42(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что потери от дома до ИТП и обратно составляют 1,4% от теплопотребления дома, что ниже погрешности измерения теплоэнергии теплосчетчика ИМ2300Т. ИТП это индивидуальный тепловой пункт, обслуживающий только дом по ул.****. Оборудование, находящееся в ИТП предназначено для приготовления горячего водоснабжения только для данного дома.
Приведенные доводы, не опровергают выводов суда о том, что прибор учета тепловой энергии установленный, согласно технических условий, на вводе в здание трубопроводов теплоснабжения, не учитывает потери тепловой энергии от сетей многоквартирного дома по адресу: г.Верещагино ул.****, до Центрального теплового пункта, расположенного в 50 метрах от дома и обратно, а также потери на оборудование Центрального теплового пункта, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия.
Суд первой инстанции, исследуя доводы ответчика о том, что данные потери минимальны, пришел к верному выводу о том, что данное обстоятельство они не может являться основанием возложения данных потерь и расходов на жильцов многоквартирного дома.
Судом установлено, что прибор учета тепловой энергии, установленный 27.08.2013г., фиксирующий расход тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: ****, определяет объем коммунального ресурса, поступающий не только на многоквартирный дом, но и в Центральный тепловой пункт, в связи с чем, он не может являться общедомовым и его показания не должны учитываться, при начислении платы за тепловую энергию.
Данный факт подтверждается актом инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 25.09.2015г., согласно которому обще домовой прибор учета потребления тепловой энергии в доме по адресу: ****, отсутствует, так как «после данного прибора учета трубопровод с теплоносителем выходит из дома» для нагрева горячей воды в ЦТП, находящийся на расстоянии 50 метров от дома (по адресу: ****). ЦТП находится в хозяйственном ведении МУП «Верещагинские тепловые сети». Приборы учета на выходе из дома и на вводе в дом (гвс) отсутствуют. Зафиксировано нарушение ст.13 Закона №216-ФЗ (л.д.46-49 т.1).
Данные обстоятельства ответчиком оспорены не были.
С учетом приведенного, суд пришел к верному выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Со ссылкой на положения Постановления Правительства Пермского края от 16.07.2014 №624-П, которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края, в том числе и для Верещагинского муниципального района, которые составляют 0,0259 ГКАЛ за 1 кв.метр общей площади для 4-5 этажных домов до 1999 года постройки, Постановления Правительства Пермского края от 07.10.2015 N803-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования "Верещагинский муниципальный район Пермского края", согласно которому норматив потребления в настоящее время также составляет для 5-9 этажных домов 0,0259 ГКАЛ за 1 кв.метр в домах до 1999 года постройки, суд пришел к верному выводу о возложении на Муниципальное унитарное предприятие «Верещагинские тепловые сети» обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию, потребителям, проживающим в многоквартирном жилом доме по адресу: ****, с 01.09.2013 по 01.08.2014 исходя из норматива 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилого помещения, с 01.08.2014 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещении на территории Пермского края, утвержденных Правительством Пермского края и производить начисления платы за тепловую энергию, до установления общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещении на территории Пермского края, утвержденных Правительством.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность принятого судом решения, либо опровергающих выводы суда в апелляционной жалобе не приводится.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ судом допущено не было.
Руководствуясь ст.328 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда г.Перми от 29 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: