ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13322/2016 от 31.10.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Домнина Э.Б.

Дело № 33-13322/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 31 октября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в

составе

председательствующего Валуевой Л.Б.,

судей Заривчацкой Т.А., Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Анохиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Индустриального районного суда города Перми от 12 августа 2016 года об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № ** от 13.11.2015 в части.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился в пенсионный орган 30.09.2015 с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, решением комиссии в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев, установлен возраст, по достижению которого истец будет иметь право выхода на досрочную пенсию – 57 лет. При этом в специальный стаж не был включен период прохождения военной службы в вооруженных силах СССР в Афганистане с зачетом периода службы как один месяц за три месяца, в связи с тем, что периоду службы не предшествовала работа с тяжелыми условиями труда, и за периодом службы не следовала работа с тяжелыми условиями труда.

Истец считает, что решение пенсионного органа нарушает его права, так как вывод комиссии не основан на нормах материального права. Истец проходил службу с 09.05.1979 по 26.05.1981, при этом в период с 30.12.1979 по 25.05.1981 – в составе ограниченного контингента советских войск, временно находился на территории Демократической республики Афганистан, имеет свидетельство о праве на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983, согласно которому военнослужащим, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находился на территории Демократической республики Афганистан, следует засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы на территории Демократической республики Афганистан за три месяца службы. В связи с этим специальный стаж истца должен составлять 11 лет 11 месяцев 17 дней как сумма установленного ответчиком стажа и 4 года 2 месяца 21 день службы в армии в льготном исчислении. Вывод комиссии о праве истца на досрочную пенсию по достижении 57 лет является незаконным, поскольку на момент обращения за назначением пенсии истцом было выработано более половины специального стажа, страховая пенсия должна быть назначена с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 закона о пенсии, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы, т.е. по достижению истцом возраста 55 лет 3 месяцев.

Представитель ответчика с иском не согласилась, пояснила, что требования истца основаны на неверном понимании Постановления от 17.01.1983, поскольку данное постановление касается лишь уволенных с действительной военной службы, т.е. к офицерскому составу, к которому истец не относится.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с неверным применением норм материального права. Полагает, что Постановление ЦК КПСС и совета Министров СССР от 17.01.1983 № 59-27 не подлежит толкованию как устанавливающее возможность его применения только к лицам, имеющим право на пенсию в связи с военной службой.

На апелляционную жалобу представлены возражения третьего лица ФИО2, содержащие доводы об отсутствии оснований для изменения решения суда, а также прокуратуры Октябрьского района.

На заседании судебной коллегии представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика просила оставить решение суда без изменения, поскольку в период действия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 понятие выслуга лет использовалось для военной службы, истец просил назначить досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда. При исчислении в данном случае специального стажа включение периода службы в вооруженных силах могло быть произведено только в том случае, если этой службе предшествовала работа с тяжелыми условиями труда, и такая работа имела место после службы в армии. В рассматриваемом случае данное условие отсутствует, в связи с чем период прохождения службы в армии не подлежит включению в специальный стаж.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, истец обратился в пенсионный орган 30.09.2015 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Пермском районе Пермского края №** от 13.011.2015 ФИО1 в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев, указано, что в соответствии с абз. 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ФИО1 будет иметь право выхода на пенсию по старости по достижению 57 лет. При этом в специальный стаж истца не был включен период прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах СССР.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями, истец указал, что имеет право на включение в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», с 30.12.1979 по 25.05.1981.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу пункта 3,4 3 статьи 30 Указанного закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановление совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, подпункт «к» пункта 109 которого предусматривал включение в общий стаж работы периода службы в Вооруженных Силах СССР. Пунктом 109 также было установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда…. периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Позднее принятыми законодательными актами, устанавливающими пенсионные права граждан, а также действующим в настоящее время Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возможность включения в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР не предусмотрена.

До прохождения срочной военной службы по призыву истец работал с 01.08.1978 по 27.04.1979 рабочим в совхозе Гамринский Сергокалинского района Дагестана, после службы – в тресте «Кавказкурортстрой» в должности плотника третьего разряда.

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку до прохождения службы по призыву истец не работал в должностях, период работы в которых подлежит включению в специальный стаж, оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж не имеется в любом исчислении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды службы истца в Афганистане подлежат включению в специальный стаж, так как характер военных условий, в которых находились военнослужащие, был приравнен законодательно к характеру работы с особо вредными и тяжелыми условиями труда, несостоятельны, поскольку не основаны на нормах права. Вышеприведенными специальными нормами, регулирующими порядок исчисления специального стажа для назначения пенсии, ранее установленного пенсионного возраста, возможность включения периода прохождения службы на территории Демократической Республики Афганистан не предусмотрена.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела на основе представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Индустриального районного суда города Перми от 12 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: