ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13338 от 20.12.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Иващенко В.А. Дело №33-13338

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» декабря 2016 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Власенко И.Г.

судей Дышлового И.В., Фёдоровой Л.Н.

при секретаре Моисеенко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ..., к администрации Находкинского городского округа о признании права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа», возложении обязанности включить в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе ответчика на решение Находкинского городского суда Приморского края от 12 сентября 2016 года, которым ФИО1, её сын ... признаны нуждающимися в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 года муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 года и на период до 2020 года», на администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность включить истцов в подпрограмму.

Заслушав доклад судьи Дышлового И.В., выслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, возражения представителя истцов ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском в своих интересах, а также интересах несовершеннолетнего сына ..., указав, что 9 декабря 2015 года она обратилась к главе администрации Находкинского городского округа с заявлением о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Молодая семья на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 года» в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 года и на период до 2020 года», однако 25 декабря 2015 года ей было отказано. Истец не согласна с данным отказом, полагает, что имеет право состоять в очереди на улучшение жилищных условий, поскольку на момент постановки на учет она не имела жилого помещения в собственности, по договору социального найма, не являлась членом семьи собственника, обеспеченного жилым помещением по социальным нормам и не совершала никаких умышленных действий, направленных на возникновение искусственной нуждаемости в улучшении жилищных условий. ФИО1 считает, что в феврале 2015 года была вынуждена выписаться из квартиры своей матери по адресу: <адрес>, так как собственником жилья принято решение о продаже квартиры с целью переезда в город Партизанск. 15 февраля 2015 года истец со своим сыном зарегистрировались у знакомых по адресу: <адрес>, где сейчас проживают. В настоящее время квартира матери продана и приобретена часть жилого дома в городе Партизанске. Просила признать её и несовершеннолетнего сына ... нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 года, обязать администрацию Находкинского городского округа поставить семью в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках указанной подпрограммы.

Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1, её представитель в судебном заседании уточнила исковые требования, просила признать истца и её сына нуждающимися в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 года муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 года и на период до 2020 года», обязать ответчика включить их в указанную программу.

Представитель администрации Находкинского городского округа в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Судом постановлено решение, с которым не согласилась администрация Находкинского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требования о возложении на ответчика обязанности включить истцов в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 года и на период до 2020 года» в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).

Судом установлено, что 9 декабря 2015 года ФИО1 обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о признании её семьи нуждающейся в жилом помещении в рамках и с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» составом семьи 2 человека: истец и её несовершеннолетний сын ...

На заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Находкинского городского округа, утвержденного постановлением администрации Находкинского городского округа от 19 января 2016 года , 25 декабря 2015 года ФИО1 отказано в признании её семьи нуждающейся в связи с превышением учетной нормы общей площади жилого помещения не более 12,5 кв.м на человека, утвержденной решением Думы Находкинского городского округа № 487 от 20 сентября 2005 года.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015 - 2017 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена постановлением администрации Находкинского городского округа от 29 августа 2014 года №1611.

Разработка и реализация Подпрограммы на территории Находкинского городского округа осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

При разрешении спора суд первой инстанции правильно руководствовался Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования, являющимися Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, и исходил из того, что участником подпрограммы может быть неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка, которая признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (пункт 6 Приложения № 4).

Согласно названному пункту 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, ФИО1 со своим сыном с 15 февраля 2015 года зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 49,5 кв.м, принадлежащим на праве собственности ... Истец и её сын не являются членами семьи собственников данного жилого помещения.

Таким образом, на момент обращения к ответчику истцы не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в связи с чем, указание общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Находкинского городского округа при рассмотрении заявления ФИО1 от 9 декабря 2015 года о превышении установленной учетной нормы общей площади жилого помещения на человека не соответствует установленным по делу обстоятельствам.

С доводами ответчика о намеренном ухудшении ФИО1 жилищных условий своей семьи судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела до 15 февраля 2015 года истцы были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, в качестве членов семьи собственника – матери заявителя ... Данная квартира принадлежала ... на основании договора о передачи квартиры в собственность граждан от 20 августа 2009 года, 30 сентября 2009 года истец дала согласие на приватизацию данной квартиры без ее участия.

Судебная коллегия полагает, что пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, следует исчислять с момента отказа истца от участия в приватизации квартиры, то есть с 30 сентября 2009 года. Данный вывод суда первой инстанции является верным. Снятие с регистрационного учета, после продажи собственником жилого помещения не может рассматриваться как совершение умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания ФИО1 и её сына ФИО4 нуждающимися в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».

Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность включить истцов в вышеназванную подпрограмму, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства РФ №1050 от 17 декабря 2010 года, участником подпрограммы может быть неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, помимо признания нуждающимся в жилом помещении, претендент на участие в подпрограмме должен соответствовать и иным требованиям.

Поскольку вопрос о включении истцов в подпрограмму ответчиком в установленном порядке не рассматривался, их соответствие требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, администрацией Находкинского городского округа и судом не проверялось, вывод суда первой инстанции о праве истцов быть включенными в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 года муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 года и на период до 2020 года» является преждевременным, поэтому решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Находкинского городского суда Приморского края от 12 сентября 2016 года отменить в части удовлетворения требования о возложении на администрацию Находкинского городского округа Приморского края обязанности включить ФИО1 и её сына ... в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 года и на период до 2020 года», апелляционную жалобу администрацию Находкинского городского округа Приморского края удовлетворить частично.

В этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение Находкинского городского суда Приморского края от 12 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрацию Находкинского городского округа Приморского края без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи