ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1333/2015 от 27.01.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Вишневецкая М.В. Дело № 33 – 1333/2015АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» января 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего Поповой Е.И.

судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.

по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.

при секретаре Ушакова Н.А.

с участием прокурора Руденко М.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Динского района по доверенности Корсакова И.В. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 24 ноября 2014 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Динского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Динской район об обязании ответчика устранить нарушения Федеральных законов: «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об образовании в Российской Федерации», путем выделения из районного бюджета для образовательных организаций, расположенных на территории района, средств на организацию охраны образовательных организаций с привлечением охранных предприятий.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей в образовательных организациях, в части антитеррористической защищенности образовательных учреждений, включая наличие охраны с привлечением специализированных предприятий, в ходе которой установлено, что на территории - муниципального образования Динской район образовательными организациями не соблюдается указанное законодательство, в связи с отсутствием финансирования.

На территории муниципального образования Динской район расположено 62 образовательные организации, в том числе: 27 общеобразовательных учреждения, 28 дошкольных учреждения и 7 учреждений дополнительного образования. Однако, лишь в 8 образовательных учреждениях (АДОУ № 8, БОУ СОШ № 1, 2, 3, 4, 15, 34, 35) района организован контрольно-пропускной режим при участии сотрудников ЧОП, при этом финансирование указанной деятельности осуществляется за счет средств родителей. Остальные образовательные учреждения охраняются вахтерами и сторожами образовательных организаций, в отсутствие на то специальной подготовки.

Недостаточность финансирования расходов образовательного учреждения из муниципального бюджета на организацию охраны нарушает права обучающихся на безопасные условия обучения, а также создает предпосылки для привлечения денежных средств из внебюджетных источников, в том числе средств родителей. В свою очередь подобное положение дел противоречит положениям ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования Динской район, не принимаются в полном объеме меры к содержанию образовательных организаций, обеспечение антитеррористической защищенности, что нарушает права воспитанников, персонала, родителей, иных законных представителей, посещающих территорию образовательных организаций, состав которых не является неизменным, на гарантирующую охрану от проявлений терроризма и экстремистской деятельности. Указанные обстоятельства, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, послужили основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Динского района Стацюк О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители администрации МО Динской район по доверенностям Корсаков И.В. и Литвиненко А.А. исковые требования прокурора не признали, просили в удовлетворении иска отказать, пояснив, что администрацией МО Динской район предприняты все меры к обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников образовательных учреждений, проводится работа по антитеррористической защищенности обучающихся, воспитанников, педагогов и образовательных учреждений Динского района в соответствии с существующими Федеральными законами и правовыми актами, а также нормативно-правовыми документами Краснодарского края и МО Динской район.

Антитеррористической комиссией Краснодарского края разработана и рекомендована к использованию «Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера» (далее Типовая инструкция от 2007 года, утвержденная начальником ГУВД Краснодарского края, начальником УФСБ по Краснодарскому краю, руководителем департамента и науки Краснодарского края).

Согласно пункту 2.1.4 указанной инструкции охрана объектов может осуществляться сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП), частными лицами, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности, штатными сторожами и вахтерами, с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО, либо сочетанием этих видов охраны.

В Динском районе 27 общеобразовательных учреждений, 28 дошкольных образовательных учреждений и 7 учреждений дополнительного образования. В настоящее время в 9 образовательных учреждениях (АДОУ № 8, СОШ № 1,2, 3, 4, 15, 29, 34, 35) района организован контрольно-пропускной режим при участии сотрудников ЧОП. Решение об охране образовательных учреждений частными охранными предприятиями приняты исключительно по инициативе родительских комитетов, с условием о добровольной оплате данных услуг и закреплено решениями Управляющего Совета образовательных учреждений, что действующему законодательству не противоречит. О целевом использовании денежных средств председатель Управляющего Совета образовательного учреждения ежегодно отчитывается перед родителями. У каждого родителя имеется возможность проверить целевое использование денежных средств. Остальные образовательные учреждения охраняются штатными вахтерами и сторожами. Данная категория работников состоит в штате ОУ, не является частными охранниками и не оказывают охранных услуг.

В 2015-2016, 2016-2017 учебных годах планируется охрана образовательных учреждений сотрудниками частных охранных предприятий за счет средств муниципального бюджета.

Краевые нормы по безопасности образовательных учреждений, изложенные в Типовых инструкциях по обеспечению антитеррористической защищенности отраслевых объектов возможных террористических посягательств носят рекомендательный характер и предполагают, что «охрана объектов может осуществляться сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятиями (ЧОП), частными лицами, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности, штатными сторожами и вахтерами...».

Федеральное законодательство в сфере противодействия терроризму не содержит норм, обязывающих обеспечивать охрану дошкольных и учебных учреждений именно сотрудниками полиции, вневедомственной охраны или ЧОПов, а также не содержит конкретных указаний на обязанность заключения договоров на круглосуточную охрану образовательных учреждений со специализированной организацией.

Решение вопроса обеспечения охраны объектов лицензированными подразделениями осуществляется индивидуально, исходя из финансовой возможности муниципалитетов или самих хозяйствующих субъектов, и полностью относится к их компетенции.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ " номер обезличен ", МЧС РФ " номер обезличен " и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека " номер обезличен " от 12 марта 2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», подготовка образовательных учреждений*должна вестись в соответствии с типовым перечнем мероприятий, в том числе по антитеррористической безопасности, которая включает такие мероприятия как установка ограждения по периметру образовательного учреждения, установка тревожной сигнализации, организация охраны, оборудование экстренной связи МВД.

Администрацией муниципального образования Динской район в соответствии с правовыми актами предприняты необходимые меры и действия по антитеррористической деятельности: каждым образовательным учреждением в Динском районе разработай паспорт безопасности «антитеррористической защищенности», согласованный руководителем оперативного штаба по Динскому району, в котором содержится подробное описание здания, его территории, системы видеонаблюдения с указанием места и способов просмотра, разработаны меры при возникновении чрезвычайной ситуации, каким образом проводится вызов спецэкипажа.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, - Управления образования администрации муниципального образования Динской район по доверенности ФИО1 просила в иске отказать, по основаниям изложенным представителями администрации МО Динской район.

Решением Динского районного суда Краснодарского края от 24 ноября 2014 года требования прокурора Динского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Динской район об устранении нарушений законодательств об образовании, противодействия терроризму и экстремистской деятельности удовлетворены.

Суд обязал администрацию муниципального образования Динской район устранить нарушения Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «О противодействия экстремистской деятельности», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Суд обязал администрацию муниципального образования Динской район выделить из районного бюджета для образовательных организаций, расположенных на территории района, а именно: БОУ СОШ № 1, БОУ СОШ № 2, БОУ СОШ № 3, АОУ СОШ № 4, БОУ СОШ № 5, БОУ СОШ № 6, БОУ ООШ № 7, БОУ ООШ № 9, БОУ СОШ № 10, БОУ СОШ № 13, БОУ СОШ № 14, БОУ СОШ № 15, БОУ СОШ № 20, БОУ СОШ № 21, БОУ СОШ № 25, БОУ СОШ № 26, БОУ СОШ № 28, БОУ СОШ № 29, БОУ СОШ № 30, БОУ СОШ № 31, БОУ СОШ № 34, БОУ СОШ № 35, БОУ СОШ № 37, БОУ СОШ № 38, БОУ СОШ № 39, БОУ СОШ № 53, БОУ ОСШ, БДОУ № 1, МАДОУ № 3, БДОУ № 4, БДОУ № 5, БДОУ № 6, БДОУ № 7, МАДОУ № 8, БДОУ № 9, БДОУ №11, БДОУ № 13, БДОУ № 14, БДОУ № 16, БДОУ № 17, БДОУ № 18, БДОУ № 19, БДОУ № 26, БДОУ № 27, БДОУ № 29, БДОУ № 32, БДОУ № 37, БДОУ № 40, БДОУ № 50, БДОУ № 56, БДОУ № 59, БДОУ № 63, БДОУ № 66, БДОУ № 15, БДОУ № 61, БДОУ № 44, ДЮСШ, ДЮСШ-1, ДЮСШ-2, ДЦВР, НЦДЮТ, ПДДТ, ВДДТ средства на организацию охраны образовательных организаций с привлечением охранных предприятий, имеющих лицензию на осуществление охранной деятельности.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Динского района по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя администрации муниципального образования Динской район по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, выслушав прокурора Руденко М.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Нормой ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации, полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Основными принципами противодействия терроризму в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 указанного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, подпунктом «д» п. 11 в качестве, одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается, в том числе, на принципах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В силу положений Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к образовательным организациям, в том числе относятся общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, учреждения дополнительного образования.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательстве Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что прямо предусмотрено частями 6 и 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 1.1 Федерального закона от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 2487-1) частная охранная организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности; частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.

Частью 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1 определены виды охранных услуг, к которым в том числе относятся охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах.

В силу положений определенных в п.1 ст. 11 ФЗ № 2487-1 оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

При этом физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные ст. 3 указанного закона (ч. 5 ст. 3 ФЗ № 2487-1).

Как установлено в судебном заседании, поводом обращения прокурора в суд с указанным иском послужило то обстоятельство, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей в образовательных организациях, в части антитеррористической защищенности образовательных учреждений, включая наличие охраны с привлечением специализированных предприятий, были выявлены факты нарушения образовательными организациями указанного законодательства.

В ходе проверки было установлено, что на территории муниципального образования Динской район расположено 62 образовательные организации, в том числе: 27 общеобразовательных учреждения, 28 дошкольных учреждения и 7 учреждений дополнительного образования, в 8 образовательных учреждениях (АДОУ № 8, БОУ СОШ № 1, 2, 3, 4, 15, 34, 35) района организован контрольно-пропускной режим при участии сотрудников ЧОП, при этом финансирование указанной деятельности осуществляется за счет средств родителей, остальные образовательные учреждения охраняются вахтерами и сторожами образовательных организаций, в отсутствие на то специальной подготовки.

Как видно из материалов дела, 20 августа 2014 года прокурором Динского района в адрес главы администрации муниципального образования Динской район внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму, об общих принципах организации местного самоуправления.

Однако, из ответа администрации МО Динской район на представление от 19 сентября 2014 года " номер обезличен " усматривается, что организация финансирования лицензионных охранных услуг в образовательных учреждениях района не представляется возможным, в виду того, что муниципальному бюджету указанное обойдется в сумму 15 млн. рублей (только учебные месяцы с 07.00 до 17.00), а районный бюджет является дотационным, доходная часть которого ограничена.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам - в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Учитывая, что администрацией муниципального образования Динской район не принимаются в полном объеме меры к содержанию образовательных организаций, обеспечению антитеррористической защищенности, при этом непринятие ответчиком мер по организации мероприятий, призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательных организаций, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики, а также влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающийся в указанных организациях, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию указанных образовательных учреждений, количество которых постоянно меняется от проявлений терроризма и экстремистской деятельности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Неосуществление охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в период их нахождения в образовательных организациях может привести к большим материальным потерям, к гибели или травмированию людей, в том числе несовершеннолетних. Недостатки антитеррористической защищенности образовательных организаций, в свою очередь, создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении требования прокурора, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что недостаточность финансирования расходов образовательного учреждения из муниципального бюджета на организацию охраны нарушает права обучающихся на безопасные условия обучения, а также создает предпосылки для привлечения денежных средств из внебюджетных источников, в том числе средств родителей, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Другие доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана соответствующая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Динского районного суда Краснодарского края от 24 ноября 2014 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: