ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1334 от 15.07.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья И.В. Шувалова

№ 33-1334

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.Ф. Никулинской,

судей Н.Н. Демьяновой, М.В. Дедюевой,

при секретаре Е.А. Черемухиной

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОГКУ «Центр социальных выплат» на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2019 года по иску ФИО1 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возложении обязанности произвести перерасчёт компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» по доверенности А.М. Букшта, поддержавшей апелляционную жалобу, ФИО1, ФИО2, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр социальных выплат», обозначенным как о взыскании задолженности по выплатам мер социальной поддержки и обязании производить компенсацию в полном размере, с учётом уточнения исковых требований в ходе судебного разбирательства просил обязать ответчика произвести перерасчёт в размере 100 % компенсации за отопление и капитальный ремонт с 01 апреля 2016 года по настоящее время, в дальнейшем выплачивать ежемесячную денежную компенсацию по оплате за капитальный ремонт и отопление в размере 100 %.

В обоснование иска указал, что он является ветераном труда, а также имеет статус сельского учителя, получает меры социальной поддержки в соответствии с Законом Костромской области от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

С 01 января 2018 года предоставление мер социальной поддержки ответчиком было прекращено по причине наличия у него задолженности по взносам на капитальный ремонт, однако решением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 мая 2018 года его иск был удовлетворён, на ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность возобновить предоставление мер социальной поддержки.

Однако, как ему стало известно, с апреля 2016 года ответчиком начисление компенсации по оплате за отопление, взносам на капитальный ремонт осуществляется не в полном размере со ссылкой на то, что его супруга как ветеран труда получает меры социальной поддержки в соответствии с Законом Костромской области от 27 декабря 2004 года № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области».

Такие действия ответчика полагал неправомерными, нарушающими его право на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством Костромской области размере.

К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечена ФИО2.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

На ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность произвести перерасчёт размера ежемесячной денежной компенсации ФИО1 по оплате за отопление и капитальный ремонт за период с 01 апреля 2016 года по день вынесения решения суда, исходя из 100% размера компенсации; производить расчёт и выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате за капитальный ремонт и отопление в размере 100% начисленной компенсации.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Центр социальных выплат» просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1.

Указывает, что супруга истца ФИО2 является получателем мер социальной поддержки как ветеран труда, в связи с чем она не имеет право на получение аналогичных по своей сути мер как член семьи сельского специалиста - педработника. С учётом данного обстоятельства расчёт компенсации по отоплению и взносам на капитальный ремонт ФИО1 производится в размере 1/ 2 доли, приходящейся на него. Кроме того, до настоящего времени у ФИО1 имеется задолженность по оплате взноса в фонд капитального ремонта.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО1 выражает согласие с судебным решением, просит оставить его без изменения.

В настоящем судебном заседании представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» по доверенности А.М. Букшта апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

ФИО1, ФИО2 относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В силу статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Костромской области от 27 декабря 2004 года № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» ветеранам труда предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты в размере 500 руб. Ежемесячная социальная выплата состоит из ежемесячной денежной выплаты в размере 416 руб. и ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твёрдым топливом при наличии печного отопления). Индексация ежемесячной денежной выплаты осуществляется в размере и сроки, предусмотренные законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В случае если у ветерана труда 50 % от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твёрдым топливом при наличии печного отопления), но не более 50 % от расчётной суммы затрат, превышают размер ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ему производится доплата до уровня 50 % фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но не более 450 руб.

Максимальный размер ежемесячной социальной выплаты составляет 950 руб.

Расчётная сумма затрат определяется в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного постановлением администрации Костромской области, и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых в установленном порядке.

При наличии у ветерана труда права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию, по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством ( статья 4).

Постановлением администрации Костромской области от 28 февраля 2011 года № 53-а утверждён Порядок реализации мер социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в Костромской области, пункт 12 которого также содержит положение о том, что при наличии у граждан права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В силу Закона Костромской области от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности, предоставляются меры социальной поддержки в виде:

- ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учёта нормы предоставления площади жилого помещения;

- ежемесячной денежной компенсации в размере 100 % на оплату за следующие коммунальные услуги:

электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;

отопления (теплоснабжения) без учёта нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

газоснабжения в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона (часть 2 статьи 4).

На основании статьи 3 указанного Закона Костромской области право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении (часть 2).

Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за вышеназванной категорией педагогических работников после достижения ими возраста для мужчин- 60 лет, женщин- 55 лет либо после установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста, при наличии одновременно условий, указанных в абзацах третьем, четвёртом настоящей статьи, а также стажа работы не менее 10 лет в государственных и (или) муниципальных организациях, учреждениях, относящихся к отраслям, указанным в части 1 настоящей статьи, и расположенных в сельской местности, городских посёлках (посёлках городского типа) на территории Костромской области, других субъектов Российской Федерации (часть 4).

При проживании в одном жилом помещении нескольких граждан, являющихся членами одной семьи и имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, меры социальной поддержки предоставляются одному из них с учётом прав других членов семьи на предоставление таких мер (часть 5 статьи 4).

Постановлением администрации Костромской области от 04 мая 2011 года № 160-а утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области.

В силу пункта 29 указанного Порядка в случае если объём фактического потребления коммунальных услуг меньше норматива потребления или занимаемая площадь жилого помещения меньше нормы предоставления площади жилого помещения размер ежемесячной денежной компенсации по электроснабжению и газоснабжению в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов рассчитывается по фактическому потреблению указанных услуг и занимаемой площади жилого помещения.

Пункт 31 Порядка в качестве оснований для перерасчёта ежемесячной денежной компенсации предусматривает, в частности, изменение состава семьи, площади занимаемого жилого помещения.

Постановлением администрации Костромской области от 18 декабря 2007 года №291-а утверждены Нормативы потребления по газоснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области. На цели отопления жилых помещений нормативы установлены по месяцам и из расчёта на 1 кв. м отапливаемой площади.

По делу видно, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес><адрес> общей площадью 58 кв.м.

ФИО1 является получателем мер социальной поддержки в соответствии с Законом Костромской области от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО как сельский учитель, в свою очередь супруга истца ФИО2, зарегистрированная в жилом помещении, как ветеран труда является получателем мер социальной поддержки на основании Закона Костромской области от 27 декабря 2004 года № 226-ЗКО.

Решением Свердловского районного суда Костромской области от 28 мая 2018 года, вступившим в законную силу 05 июня 2018 года, были удовлетворены исковые требования ФИО1.

Действия ОГКУ «Центр социальных выплат» по приостановлению ФИО1 выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме признаны незаконными.

За ФИО1 признано право на получение компенсации расходов по оплате взноса за капитальный ремонт многоквартирного дома.

На ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность возобновить выплату ФИО1 денежной компенсации на оплату коммунальных услуг и оплату взноса на капитальный ремонт с 01 января 2018 года.

Сам размер компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт, газоснабжения в части расходования природного газа для отопления жилого помещения предметом предыдущего спора между сторонами, разрешённого решением суда от 28 мая 2018 года, не являлся.

Из дела также видно, что с апреля 2016 года, после регистрации ФИО2 в жилом помещении ФИО1, ежемесячная компенсация по взносу в фонд капитального ремонта в составе мер социальной поддержки ОГКУ «Центр социальных выплат» стала исчисляться в размере 50 % от начисленной к оплате суммы (л.д.13-16).

Компенсация по газоснабжению в части расходования природного газа на отопление с апреля 2016 года рассчитывается следующим образом: фактически начисленная сумма оплаты делится на два; далее полученная сумма сравнивается с суммой произведения 15 кв.м. (норма предоставления на одного человека) * норматив потребления* тариф. Если 50% от фактически начисленной к оплате суммы менее полученного расчёта компенсации, то выплачивается 1/2 от фактически начисленной к оплате суммы. Например, за апрель 2016 года фактически начисленная сумма к оплате составила 1038,71 руб., 50% от этой суммы составляет 519,36 руб., 15 кв.м. (норма предоставления на одного человека)* 11 куб.м. (норматив потребления) * 4,54 руб. (тариф)= 749,10 руб., ежемесячная денежная компенсация выплачена в размере 519,36 руб. Если же 50 % от фактически начисленной к оплате суммы более полученного расчёта компенсации, то выплачивается компенсация, определённая расчётным путём. Так, за февраль 2017 года фактически начисленная сумма к оплате составила 1650,40 руб., 50% от этой суммы составляет 825,20 руб., 15 кв.м. (норма предоставления на одного человека) * 11 куб.м. (норматив потребления) * 4,63 руб. (тариф)= 763,95 руб., ежемесячная денежная компенсация выплачена в размере 763,95 руб. (л.д.37-40).

В суде апелляционной инстанции представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» по доверенности А.М. Букшта пояснила, что если бы ФИО2 не являлась получателем мер социальной поддержки как ветеран труда, то ежемесячная денежная компенсация по газоснабжению в части отопления рассчитывалась бы как 15 кв.м. (норма предоставления на одного человека) * 2 (состав семьи) * норматив потребления * тариф.

ФИО1 также пояснил, что считает правильным именно такой размер компенсации в данной части.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции согласился с позицией ФИО1, указав на отсутствие установленных федеральным и региональным законодательством оснований для учёта получаемых ФИО2 мер социальной поддержки.

Судебная коллегия не усматривает основания считать вывод суда применительно к ежемесячной денежной компенсации в отношении взноса за капитальный ремонт ошибочным.

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения, плату за коммунальные услуги, в том числе газ, взнос на капитальный ремонт.

При этом как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несёт только собственников жилого помещения (статьи 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку плательщиком взноса на капитальный ремонт является ФИО1 как собственник жилого помещения, само право на получение истцом данного вида компенсации ОГКУ «Центр социальных выплат» не оспаривается, возможность выплаты фактически начисленной суммы только в размере 50% с учётом члена семьи ФИО2 региональным законодательством не предусмотрена, то позиция ответчика в указанной части представляется необоснованной.

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы, касающиеся порядка начисления денежной компенсации по газоснабжению в части расходования природного газа для отопления жилого помещения, заслуживают внимания.

Судебная коллегия считает, что в данном случае ФИО2 следует рассматривать как ветерана труда- получателя мер социальной поддержки в соответствии с собственным статусом и как члена семьи сельского учителя.

По мнению суда апелляционной инстанции, анализ ранее приведённого федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что поскольку ФИО2 избрала получение мер социальной поддержки как ветеран труда, то она не может учитываться в качестве члена семьи ФИО1 при расчёте ежемесячной денежной компенсации по газоснабжению в части отопления жилого помещения.

В данном случае региональным законодателем в пределах своей компетенции размер рассматриваемой ежемесячной денежной компенсации взаимосвязан с составом семьи получателя. Учитывая заявительный порядок предоставления мер социальной поддержки, судебная коллегия полагает, что в спорный период данная компенсация ФИО1 должна была выплачиваться с учётом начисления как 15 кв.м. (норма предоставления на одного человека)* норматив потребления* тариф.

Однако, как видно из представленного ответчиком расчёта и как уже было указано ранее, даже на одного ФИО1 компенсация ОГКУ «Центр социальных выплат» по ряду месяцев выплачивалась в неполном размере (апрель 2016 года, октябрь- декабрь 2016 года, январь 2017 года, март-апрель 2017 года, октябрь-декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года, апрель 2018 года, октябрь-декабрь 2018 года).

С учётом изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части возложения на ОГКУ «Центр социальных выплат» обязанности произвести перерасчёт размера компенсации за отопление.

На ОГКУ «Центр социальных выплат» подлежит возложению обязанность произвести перерасчёт размера ежемесячной денежной компенсации ФИО1 по оплате за отопление с 01 апреля 2016 года исходя из нормы предоставления площади жилого помещения и норматива потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона, исходя из одного человека, в дальнейшем производить выплату компенсации в таком же порядке.

В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ОГКУ «Центр социальных выплат»- отклонению.

С учётом вступившего в законную силу судебного решения от 28 мая 2018 года доводы апелляционной жалобы о наличии у ФИО1 задолженности по взносам на капитальный ремонт судебной коллегией не могут быть приняты.

То обстоятельство, что в настоящее время ФИО2 предоставление мер социальной поддержки приостановлено по причине задолженности по взносам на капитальный ремонт также не может быть учтено при разрешении исковых требований ФИО1, связанных с ежемесячной денежной компенсацией по отоплению (от газового котла). В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО2 пояснила, что приостановление предоставления мер социальной поддержки она не оспаривала, по её обращению в ОГКУ «Центр социальных выплат» ей было пояснено, что предоставление мер будет возобновлено после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, а именно после разрешения судом требований ФИО1, связанных с компенсацией в отношении взносов на капитальный ремонт.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2019 года в части возложения на ОГКУ «Центр социальных выплат» обязанности произвести перерасчёт размера компенсации за отопление изменить.

Обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» произвести перерасчёт размера ежемесячной денежной компенсации ФИО1 по оплате за отопление с 01 апреля 2016 года исходя из нормы предоставления площади жилого помещения и норматива потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона, исходя из одного человека, в дальнейшем производить выплату компенсации в таком же порядке.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГКУ «Центр социальных выплат»- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: