Судья Салахутдинова А.М. Дело № 33-1334/2016
Докладчик Козлов А.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саранск 31 мая 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Верюлина А.В.,
судей Козлова А.М., Пужаева В.А.,
при секретаре судебного заседания Епитифоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 на решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 16 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Прокурор Дубенского района Республики Мордовия, действующий в интересах Д.А.В., обратился в суд с иском к администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленного требования указал, что Д.А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилым помещением Д.А.В., включенная ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда, не обеспечена, чем нарушено её право на жилище.
Просил суд обязать ответчика предоставить Д.А.В. по месту жительства на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Дубенского районного суда Республики Мордовия от 16 марта 2016 г. иск прокурора Дубенского района Республики Мордовия удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права при его принятии. В качестве доводов указывает, что по делу в качестве соответчика должно было быть привлечено Министерство образования Республики Мордовия, являющееся главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем указанной категории граждан.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Дубенского района Республики Мордовия Филиппов С.Е. считает решение суда законным и не подлежащим отмене, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание истец Д.А.В., представитель ответчика - администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия, представители третьих лиц - Министерства образования Республики Мордовия и Министерства финансов Республики Мордовия не явились.
Представитель Министерства образования Республики Мордовия предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Прокурор Межевова Ю.В. просила отклонить апелляционную жалобу представителя ответчика.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, выслушав прокурора, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Д.А.В.<дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её отец Д.В.И. лишён в отношении неё родительских прав, а мать А.Л.А. умерла.
Ввиду отсутствия у неё жилого помещения Д.А.В. постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от <дата><№> включена в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Д.А.В. зарегистрирована временно по месту прохождения обучения по адресу: <адрес>
Доказательств наличия у Д.А.В. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам и тем самым обоснованно пришел к выводу, что Д.А.В. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов «к» и «ж» части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 г. № 157, предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З).
Учитывая, что администрация Дубенского муниципального района Республики Мордовия наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что по данному гражданскому делу в качестве соответчика должно было быть привлечено Министерство образования Республики Мордовия, не основан на законе. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что ответчика определяет истец, в данном случае процессуальный истец прокурор Дубенского района Республики Мордовия. Администрация Дубенского муниципального района Республики Мордовия является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу. У суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения в качестве соответчика Министерства образования Республики Мордовия.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции, и в постановленном судебном акте им дана исчерпывающая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 16 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 – без удовлетворения.
Судья-председательствующий | А.В. Верюлин |
Судьи | А.М. Козлов |
В.А. Пужаев |