ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1336 от 18.12.2012 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Ситникова С.Ю.         Дело № 33-1336     2012 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 декабря 2012 года                 город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Ткаченко В.В.

судей – Григоровой Ж.В. и Безуглова В.В.

при секретаре судебного заседания – Хаджемуковой М.Р.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 22 октября 2012 года, которым постановлено:

иск прокурора города Майкопа в интересах Ратий <данные изъяты> к администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия незаконным и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья – удовлетворить.

Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Адыгея и администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Ратий <данные изъяты> жилого помещения противоречащими требованиям законодательства.

Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации МО «Город Майкоп» субвенцию, а администрацию МО «Город Майкоп» предоставить Ратий <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 года № №.

Заслушав доклад судьи Безуглова В.В., объяснения представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности Самоквитовой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Майкопа обратился в суд в интересах Ратий Ю.А. с иском к администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Майкопа по обращению Ратий Ю.А., установлено, что с 14 мая 2010 года он включен в список граждан для предоставления жилого помещения из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки также установлено, что Ратий Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ, с 20 сентября 2010 года включен в список претендентов по МО «Город Майкоп» на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность на основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 19 мая 2012 года. Однако до настоящего времени Ратий Ю.А. жилое помещение не предоставлено, чем нарушаются его права. Просил суд признать бездействие Министерства образования и науки Республики Адыгея и администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Ратий Ю.А. жилого помещения противоречащими требованиям законодательства и обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации МО «Город Майкоп» субвенцию для приобретения жилья для Ратий Ю.А., а администрацию МО «Город Майкоп» предоставить Ратий Ю.А. социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с Порядком осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 года № №.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Город Майкоп» по доверенности - Божкова Ю.В. иск не признала, пояснила, что все ассигнования по субвенции на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступающие в администрацию МО «Город Майкоп», осваиваются по мере поступления на основании судебных решений. 02 октября 2012 года ассигнования по субвенции на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступающие в администрацию МО «Город Майкоп», поступили в размере <данные изъяты>. На 22 октября 2012 года недостаток денежных средств на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составил <данные изъяты>.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности - Самоквитова Л.В. иск не признала, просила в части требований к Министерству образования и науки Республики Адыгея отказать. Пояснила, что лимиты финансирования по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями на текущий год исчерпаны. Недостающий объем финансовых средств на эти цели предусматривается в Республиканском фонде компенсаций из республиканского бюджета на следующий год. Требование прокурора признать бездействие Министерства образования и науки Республики Адыгея по не предоставлению Ратий Ю.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения считает необоснованным. Пояснила, что с 2009 года муниципальными образованиями республики подписываются соглашения о предоставлении субвенции из республиканского бюджета бюджету муниципального образования на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой. Специалисты, ответственные за реализацию данных полномочий, которые проводят ежеквартальный мониторинг лиц из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в муниципальных образованиях и ежегодно определяют количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатах, после чего Министерством образования и науки Республики Адыгея направляется заявка в Минфин России на получение субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на эти цели.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство образования и науки Республики Адыгея просит решение Майкопского городского суда от 22 октября 2012 года отменить в части признания бездействия ответчиков по не предоставлению жилого помещения. В обоснование жалобы указывает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея регулярно проводит мониторинг обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и не состоящих на учете в муниципальных образованиях. Заявки на финансирование полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, своевременно представляются в Министерство финансов Республики Адыгея с обоснованием расчетов.

В представленных возражениях прокурор просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав участников судебного заседания, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.

Удовлетворяя требования прокурора в интересах Ратий Ю.А., суд первой инстанции исходил из того, что Ратий Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации им не использовано.

Согласно выписке из протокола № № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 19 мая 2010 года, утвержденного распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от 21 мая 2010 года № №, Ратий Ю.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящийся к категории граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 14 мая 2010 года он включен в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, а с 20 сентября 2010 года состоит на учете граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в администрации МО «Город Майкоп».

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

Из пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, усматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Поскольку администрацией МО «Город Майкоп» на момент рассмотрения заявления прокурора не исполнены обязательства по приобретению жилья для Ратий Ю.А., суд обоснованно удовлетворил его требования.

Довод апелляционной жалобы о сложной процедуре предоставления субсидии на приобретение жилья, не может явиться основанием для пересмотра выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления, поскольку он не может быть признан имеющим значение при разрешении вопроса о праве гражданина на приобретение социального жилья.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное, обоснованное решение, соответствующее нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Республики Адыгея – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Ткаченко

Судьи: Ж.В. Григорова

В.В. Безуглов