ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13362 от 09.12.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Лисовская В.В.

Дело № 33-13362

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Елецких О.Б., Степанова П.В.

при секретаре Мальцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 9 декабря 2015 г.

дело по апелляционной жалобе общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» на решение Ленинского районного суда г.Перми от 14 сентября 2015 г, которым постановлено:

в удовлетворении заявления общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» о признании незаконными выводов акта проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от 17.07.2015 года № 54 в части признания заявителя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от 17.07.2015 года в части возложения на заявители обязанности обратиться с заявлением о включении его в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возложении на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обязанности устранить допущенные нарушения; признании незаконной внеплановую проверку, проведенную Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» отказать.

Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителей общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» Трутнева С.В., Максимова С.В., Ситникова Г.В., представителя Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю Рыкова И.С., проверив дело, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр»( далее – общественная организация, заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными выводов, содержащихся в акте проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от 17.07.2015 г. № 54, в части признания заявителя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента; предупреждения от 17.07.2015 г. в части возложения обязанности обратиться с заявлением о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; внеплановой проверки общественной организации, проведенной Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в акте проверки содержится указание на мероприятия, к которым в разных формах имел отношение заявитель, но не указаны конкретные формы участия организации в этих мероприятиях, что не дает оснований соотнести участие в данных мероприятиях с конечным результатом деятельности организации (изменения государственной политики или формирование общественного мнения). В акте проверки используется понятие опосредованной политической деятельности, которого нет в законе и которое не позволяет однозначно определить его содержание. Не учтено, что целью и видом отдельных мероприятий является научная и исследовательская деятельность, которая не относится к политической. Акт проверки содержит необоснованный вывод, что деятельность организации осуществлялась в интересах иностранных инвесторов. Для проведения внеплановой проверки отсутствовали предусмотренные законом основания.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю на основании поручения Министерства юстиции Российской Федерации от 28.04.2015г., распоряжения Управления МЮ РФ по Пермскому краю от 20.05.2015 г. № 61-р, решения прокуратуры Пермского края о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 21.05.2015г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр», по результатам которой составлен акт от 17.07.2015г., согласно которому в действиях организации было установлено нарушение статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» - организация не обратилась в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

17.07.2015г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю вынесено предупреждение в адрес общественной организации об устранении допущенных нарушений.

Согласно ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).

Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Согласно абз.2 п.7 ст.32 указанного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что общественная организация получала денежные средства от иностранных источников. В акте проверки, проведенной Управлением МЮ РФ по Пермскому краю, отражено, что за период с февраля 2013 г по декабрь 2014 г организация получила от иностранных инвесторов более 15 млн.руб.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что деятельность, осуществляемая заявителем, носит политический характер, а потому на организацию возлагается обязанность по обращению с заявлением о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 08 апреля 2014 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части 6 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан К., С. и Ю.», из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", следует, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:

участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Такая деятельность как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, а со всей очевидностью затрагивает как публично-правовые интересы в целом, так и права и свободы всех граждан, поскольку именно они в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В акте проверки общественной организации от 17.07.15. приведено содержание реализуемых проектов по договорам с иностранными источниками, иных мероприятий. Участие в указанных в акте мероприятиях подтверждается сведениями, содержащимися в отчетах о деятельности общественной организации, представляемых данной организацией в Управление МЮ РФ по Пермскому краю.

Так, например, из акта проверки следует, что в рамках договора от 10.10.13. с Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд» о предоставлении гранта на сумму *** руб. для реализации социально значимого проекта «Общественный контроль и социально-правовая поддержка несовершеннолетних правонарушителей, находящихся/ освобождающихся из мест принудительного содержания» основными объектами деятельности организации указаны : население Пермского края, органы власти, органы местного самоуправления. По результатам мероприятий разработаны рекомендации, которые в случае их принятия утверждаются руководством территориальных органов государственной власти в качестве обязательных для исполнения мер.

На основании договора от 21.10.13. с Региональной общественной организацией «Институт проблем гражданского общества» о предоставлении гранта на сумму *** руб. заявитель участвовал в реализации проекта «Трудовые права –залог равной конкуренции на рынке труда и снижения межнациональной напряженности», срок проекта – до 30.09.14. По итогам проекта достигнуты следующие результаты: проектная группа включилась в обсуждение проблем, связанных с положением трудовых мигрантов, экспертное обсуждение, связанное с разработкой концепции миграционной политики. Получен опыт проведения общественного контроля (общественных расследований) в проектной сфере, который может стимулировать деятельность органов власти в регулировании отношений в сфере трудовой миграции.

По соглашению о пожертвовании от 10.09.2013, MACARTHUR FOUNDATION (США) (Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртур) направлены средства в размере *** долларов США на поддержку проекта по улучшению доступности правосудия в Пермском регионе. Срок проекта - 01.10.13.-30.09.16. По результатам мониторингов доступности формулируются рекомендации по унификации процедур и правил, регламентирующих работу судов Пермского края, с учетом общественных интересов. Аналитические, обобщающие и экспертные материалы, отражающие позицию, предлагаются для обсуждения на дискуссионной площадке. В рамках проекта проводятся мероприятия в целях выявления общественных проблем и публичного интереса, связанных с правами человека, и формулирование проблем в сфере отправления правосудия для дискуссионных площадок.

Суд обоснованно исходил из того, что деятельность общественной организации направлена на опосредованное воздействие (путем формирования общественного мнения) на принимаемые государственными органами (органами местного самоуправления) решения и проводимую ими государственную политику.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в акте проверки не указано, какие именно мероприятия относятся к политической деятельности, формы участия заявителя в данных мероприятиях, отмену решения суда не влекут. Для оценки деятельности как политической не имеет значение количество проведенных мероприятий, статус организации в данных мероприятиях, а также достижение результата в виде воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, либо формирования общественного мнения в указанных целях. Как было указано выше, принципиальное значение должны иметь направленность деятельности на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Несогласие заявителя с суждениями в акте проверки о том, что деятельность осуществлялась в интересах иностранных инвесторов, тогда как общественная организация, согласно уставу, не является субъектом инвестиционной деятельности, не влияет на правильность выводов суда по существу дела.

Кроме того, следует учесть, что акт проверки от 17.07.15. сам по себе не возлагает на заявителя никаких обязанностей, поэтому требования заявителя об оспаривании отдельных выводов, изложенных в акте проверки, не подлежали удовлетворению.

Относительно процедуры назначения и проведения проверки суд обоснованно исходил из того, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю является органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций. Проведенная в отношении заявителя проверка осуществлена уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством (получение разрешения прокуратуры на проведение внеплановой проверки, уведомление организации о проводимой проверке).

Согласно пп.5 п. 5 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Поскольку контролирующий орган пришел к правильному выводу, что проверяемая организация соответствует критериям некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, контролирующий орган обоснованно вынес в ее адрес предупреждение о необходимости обратиться с заявлением о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании закона, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 14 сентября 2015 г оставить без изменения, апелляционную жалобу общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи