Судья С.Г. Борисов Дело № 33-13367/2012
Учет № 54
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 декабря 2012 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей А.И. Муртазина и Д.М. Насретдиновой,
при секретаре судебного заседания А.В. Егорове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 15 октября 2012 года, которым постановлено:
заявление Фирсовой О.П. удовлетворить.
Решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 27 августа 2012 года об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» признать незаконным.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав ФИО1
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в пользу ФИО1 возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что на основании постановления Правления Государственно-кооперативного объединения рыбного хозяйства (Росрыбхоза) и Президиума ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства от <дата> она награждена Почетной грамотой за производственные успехи и вклад в развитие рыбного хозяйства России.
Письмом № 20-22/13701 от 27 августа 2012 года Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ей было отказано в присвоении указанного звания по тем основаниям, что данная почетная грамота не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку ассоциация «Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства» («Росрыбхоз») не участвует в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Полагая, что в присвоении указанного звания ей было отказано неправомерно, ФИО1 просила суд признать данный отказ незаконным и обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан устранить допущенные нарушения.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением не согласился.
Суд заявление удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
ФИО1 направлено письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором указывается на несогласие с доводами апелляционной жалобы в связи с их необоснованностью.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
9 июня 2011 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
Как следует из статьи 1 названного Закона Республики Татарстан, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 210 от 13 марта 2012 года утверждено Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан.
Пунктом 2 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан предусмотрено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Во исполнение данного постановления приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан № от 29 июня 2012 года утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан, которым, в том числе, предусмотрены почетные грамоты, почетные дипломы органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) полномочий.
Удовлетворяя заявленные требования суд, анализируя законодательство, регулирующее возникшие спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что отказ ответчика в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» противоречит нормам действующего законодательства и является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
В статье 1 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Понятие «продолжительный добросовестный труд» конкретизируется, в частности, в пункте 2 части первой статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.
Как видно из материалов дела, на основании постановления Правления Государственно-кооперативного объединения рыбного хозяйства (Росрыбхоза) и Президиума ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства от <дата> ФИО1, работавшая главным бухгалтером ООО «...», награждена Почетной грамотой за производственные успехи и вклад в развитие рыбного хозяйства России. О наличии у ФИО1 необходимого стажа для назначения пенсии по старости также свидетельствует представленная ею трудовая книжка.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае условия для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда» имеются, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные ею требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства, которым заявительница награждена почетной грамотой, не относится к органам государственной власти и не участвует в осуществлении государственных (ведомственных) функций, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1625 от 1997 года ассоциация «Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства» принимает участие, в том числе, в реализации экономической политики в рыбном хозяйстве Российской Федерации, в осуществлении мер государственной поддержки организаций, входящих в систему Росрыбхоза. Финансирование операционных расходов, капитальных вложений и других расходов по государственной поддержке входящих в систему Росрыбхоза рыбохозяйственных организаций независимо от форм собственности в пределах и по направлениям, определяемым решениями Правительства Российской Федерации об условиях функционирования агропромышленного комплекса, осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Правовой смысл подпункта 2 пункта первого статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 15 октября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи