ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13375/2015 от 16.06.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Глущенко В.Н. Дело № 33-<...>/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.,

судей: Малаевой В.Г., Пегушина В.Г.

по докладу судьи Малаевой В.Г.

с участием прокурора < Ф.И.О. >4

при секретаре < Ф.И.О. >5

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от <...>

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Краснодара обратился с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения прокуратурой г. Краснодара проверки изложенных в обращении Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Меня М.А. сведений о непринятии органами местного самоуправления Краснодарского края надлежащих мер по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения и по иным вопросам. В этой связи, Прокурор г. Краснодара просил суд:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодара, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в части неутверждения схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2015 и последующие годы;

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодара, выразившееся в непринятии мер к приведению программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар, на 2007-2025 годы», утвержденной решением городской Думы Краснодара от 23.11.2006 № 16 п.9 в соответствии с действующим законодательством;

обязать администрацию муниципального образования город, Краснодар принять меры по утверждению схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2015 и последующие годы;

обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять меры по приведению программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар на 2007-2025 годы», утвержденной решением городской думы Краснодара от 23.11.2006 № 16 п. 9 в соответствии с действующим законодательством.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2015 г. заявленные требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >6 просит отменить решение Первомайского районного суда от 16 марта 2015 г. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования материалов дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора < Ф.И.О. >4, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка изложенных в обращении Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Меня М.А. сведений о непринятии органами местного самоуправления Краснодарского края надлежащих мер по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения и по иным вопросам.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов.

На основании ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения должны быть разработаны в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения до 1 июля 2013 года.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Проверкой установлено, что действующие схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар имеются в составе генерального плана развития муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15.

Из информации департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, генеральная схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар разработана ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» на основании задания на проектирование и муниципального контракта от 29.08.2007 № 2356 (ВЗ-07407).

В указанных схемах предусмотрено развитие сетей водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на расчетный срок до 2015 года.

Вместе с тем, пунктом 4 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, закреплено, что в схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

Срок действия указанной генеральной схемы заканчивается 31.12.2014.

В силу ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения, и водоотведения не допускается. Разработка и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса возможна в случае исполнения органами местного самоуправления предусмотренных законом обязанностей по разработке, утверждению и реализации вышеуказанных документов.

Изложенное свидетельствует о том, что, несмотря на большой процент износа объектов водоснабжения и водоотведения их строительство, реконструкция и модернизация в последующих годах останется на прежнем уровне, так как для утверждения иных инвестиционных программ необходимо актуализировать схему водоснабжения и водоотведения.

Во исполнение ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации решением Городской Думы Краснодара от 23.11.2006 № 16 п.9 утверждена программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар на 2007-2025 годы».

Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502, а также изложены в приказе Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов».

Так, в соответствии с п. 8 Требований, программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм данная программа не соответствует вышеуказанным требованиям, так как в паспорте программы отсутствует сведения соисполнителях программы, целевые показатели.

Кроме того, указанная программа не содержит характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста), анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой.

Также в обосновывающих материалах к программе отсутствует перечень инвестиционных проектов в отношении соответствующей системы коммунальной инфраструктуры, предусмотренных п.п. «е» п. 9 Требований.

Таким образом, администрацией муниципального образования город Краснодар длительное время не принимаются меры к приведению программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар на 2007-2025 годы» в соответствие с действующим законодательством, а также к утверждению схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2015 год и последующие периоды.

Генеральная схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар разработана ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» на основании задания на
проектирование и муниципального контракта от 29.08.2007 №2356 (B3-07407), в которых предусмотрено развитие сетей водоснабжения и
водоотведения муниципального образования город Краснодар на расчетный
срок до 2015 года, т.е. до 31.12.2014. Однако, до настоящего момента принятие Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального, образования г. Краснодар на 2015 и последующие годы не реализовано.

Таким образом, выявленные бездействия администрации нарушают права и свободы жителей города, поскольку в настоящее время коммунальная инфраструктура имеет большой процент износа, и, как следствие, приведет к возможной аварийной ситуации, что является недопустимым, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >6 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: