ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1337/2013 от 13.03.2013 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-1337/2013

Апелляционное определение

г. Тюмень

13 марта 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Ревякина А.В. и ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 12 декабря 2012 года, которым постановлено:

_«В иске Вьюновой a31 к Управлению Министерства юстиции РФ по Тюменской области, Конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области от 09.04.2012г. <.......> «Об объявлении конкурса», решения Конкурсной комиссии от 05.06.2012 года о признании победителем ФИО5 в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителя истца ФИО4 – ФИО6, просившего об удовлетворении жалобы, объяснения представителя третьего лица Тюменской областной нотариальной палаты ФИО7, представителей третьего лица ФИО5 – ФИО8, ФИО9 и ФИО10, не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Тюменской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 05.06.2012 года о признании победителем ФИО5 в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области, об отмене решения конкурсной комиссии о признании победителем ФИО5 и проведении нового конкурса. Впоследствии истец в соответствии со ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования просив признать незаконными распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области от 09.04.2012г. <.......> «Об объявлении конкурса» с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района Тюменской области и решение конкурсной комиссии от 05.06.2012 года о признании победителем ФИО5 в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области.

Требования мотивировала тем, что при издании распоряжения от 09.04.2012г. № 182 «Об объявлении конкурса» с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района Тюменской области Управление Министерства юстиции РФ по Тюменской области вышло за пределы своих полномочий, потому как недопустимо указание в объявлениях о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса конкретного месторасположения нотариальной конторы в пределах нотариального округа, Управление только вправе рекомендовать нотариусу открыть нотариальную контору в том или ином населенном пункте в целях обеспечения наиболее оптимального обслуживания населения. Однако в объявлении размещенных на официальном сайте указано, что объявляется конкурс на замещение вакантной должности нотариуса с размещением нотариальной конторы в пос. Винзили Тюменского района. 05.06.2012 года состоялось заседание по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области, где решением комиссии признан победителем в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области ФИО5, но такой конкурс не объявлялся, а объявлялся с размещением нотариальной конторы в пос. Винзили Тюменского района Тюменской области. Такое нарушение повлекло нарушение её прав и свобод, она не смогла подать дополнительные документы, так как считала, что конкурс проводится на замещение вакантной должности нотариуса с размещением нотариальной конторы в пос. Винзили Тюменского района как было указано в объявлении о проведение конкурса. Указывала, что конкурсной комиссией нарушены порядок и принципы Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса», которая должна оценивать конкурсантов на основании представленных ими документов, при выставлении баллов по десятибальной системе мотивировки как таковые отсутствуют, и конкурсной комиссией не учтены деловые и профессиональные её качества в полном объеме, и данные голосования это подтверждают в оценках и мотивировках, решение комиссии о признании победителем ФИО5 принято поспешно, оглашено сразу после проведения конкурса 05.06.2012г., а не на следующий день как требовалось в соответствии с п.6 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса», считает, что допущенные нарушения конкурсной комиссией в ходе проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области 05.06.2012 года являются существенными, нарушены её права и интересы реализации замещения вакантной должности нотариуса Тюменского района Тюменской области.

Истец ФИО4 и её представитель ФИО6 в заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержали, настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области ФИО11 в судебном заседании с иском не согласилась в части о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области от 09.04.2012г. <.......> «Об объявлении конкурса», пояснив, что указанное распоряжение издано в пределах их полномочий, указание в тексте распоряжения об объявлении конкурса на замещение одной вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменский район Тюменской области с местом расположения нотариальной конторы в п.Винзили Тюменского района Тюменской области 05.06.2012 года не является основанием для отмены распоряжения и признания его недействительным, действующим законодательством не запрещено указывать это, и права конкурсантов не нарушаются, распоряжение об объявлении конкурса издано в связи с прекращением полномочий нотариуса ФИО12, обслуживающей зоны населения Боровское и Винзилинское муниципальные образования, и на заседании совместной комиссии Управления и Правления Тюменской областной нотариальной палаты в апреле 2012 года и было принято такое решение об объявлении на замещение вакантной должности с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района Тюменской области, и это не означает, что размещение нотариальной конторы обязательно именно в п. Винзили. Согласна с доводами истца в той части, что в конкурсных бюллетенях нет мотивировки, послужившей основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсантов, принимающих участие в конкурсе.

3-е лицо ФИО5, его представители ФИО9, ФИО8, ФИО10 в судебном заседании с иском ФИО4 не согласны, считают, что конкурс на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области, состоявшийся 05.06.2012г., проведен в соответствии с действующим Положением как и распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области об объявление конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области от 09.04.2012г. <.......>, и указание места расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района Тюменской области в распоряжение не нарушают права истца, ФИО4 принимала участие в конкурсе именно на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области, ФИО4 подавала в октябре документы 2012 года и принимала участие в конкурсе в ноябре 2012 на замещение вакантной должности нотариуса по нотариальному округу п. Кондинское в ХМАО, была признана победителем в конкурсе и в настоящее время уже назначена нотариусом, считает, что ФИО4 злоупотребляет правом.

Представитель ответчика конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области юстиции и представитель 3-го лица Тюменская областная нотариальная палата в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, от 3-го лица Тюменская областная нотариальная палата поступили письменные возражения в котором указывают на несогласие с иском.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна истец ФИО4 В апелляционной жалобе она просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных ей требований. Помимо доводов, изложенных в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, указала, при вынесении решения судом не учтено, что в ряде бюллетеней не содержится оценок профессиональных знаний участников конкурса, способности осуществлять нотариальную деятельность, а в отношении неё указаны сведения, которые противоречат представленным ей документам, что было установлено в судебном заседании. Полагает, что документы представленные кандидатами не изучались. Члены комиссии обосновывали свое решение недостаточным опытом её работы, а также её формальным членством в Тюменской областной нотариальной палате и тем, что у нотариуса a37., помощником которого она работала, не проводилось проверок профессиональной деятельности. Считает, что не были приняты во внимание такие показатели, которые в соответствии с установленными требованиями о проведении конкурса свидетельствуют о профессиональной подготовке и способности осуществлять нотариальную деятельность, как неоднократное её исполнение обязанностей нотариуса. Также указала, что судом не дана оценка показаниям свидетеля a32., которая являлась одним из членов конкурсной комиссии и пояснила, что изучила все представленные кандидатами документы, однако не смогла пояснить, почему в мотивировке баллов, выставленных ею кандидату ФИО4, указанны сведения, противоречащие действительности и представленным документам. При этом в мотивировке баллов, выставленных a33., указаны, в том числе и результаты проверок профессиональной деятельности нотариуса нотариального округа город Тюмень Тюменской области a34., помощником которой являлся ФИО5, а документы по проверке профессиональной деятельности нотариуса a35 кандидатом ФИО5 на конкурс не представлялись, что также нарушает требования п. 6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и права участников конкурса. Указывает, что конкурсной комиссией в нарушении п. 6 Положения документы о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов её кандидатуры на должность нотариуса членами конкурсной комиссии не оценивались, что не отрицалось представителем Управления. _Не согласна с выводами о том, что для проведения конкурса и определения его победителя участниками конкурса достаточно было представить документы, указанные в п. 5 Положения (диплом о высшем юридическом образовании, трудовую книжку, лицензию на право нотариальной деятельности), поскольку предоставление таких документов является основанием для допуска к участию в конкурсе. Пунктом. 6 Положения, предусмотрена оценка документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов, однако ФИО5 документы о результатах сдачи квалифицированного экзамена не представлены. Не согласна с толкованием положений ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривающей наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендации нотариальной палаты. Выводы в указанной части противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 мая 1998 года № 15-П. Указывает, что рекомендация нотариальной палаты её и других участников, за исключением ФИО5 при проведении конкурса не учитывались. Указывает, что ФИО5 выставлено по 10 баллов каждым членом комиссии, а всем остальным по 1 баллу (при этом мотивировки выставленных баллов практически одинаковы у всех кандидатов, не смотря на их разную профессиональную подготовку, стаж работы по юридической специальности) и при соблюдении требований закона членами комиссии со стороны Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области у остальных кандидатов просто нет шансов победить, а ФИО5 автоматически набирает большинство голосов.

От представителя ФИО5 – ФИО9, а также от Тюменской областной нотариальной палаты в лице представителя ФИО7 поступили письменные возражения на жалобу, в которых они просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО4 - без удовлетворения.

Истец ФИО4, представитель ответчика Управления юстиции Управление Министерства юстиции РФ по Тюменской области, 3-е лицо ФИО5, представитель ответчика конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы данные лица были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая ФИО4 в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области от 09.04.2012 года <.......> «Об объявлении конкурса» на замещение одной вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района, суд пришел к выводу о том, что указанное распоряжение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской федерации о нотариате, должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Судом из протокола совместного заседания Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области и Правления Тюменской областной нотариальной палаты № 2 от 04.04.2012 года установлено, что в связи со сложением полномочий нотариусом нотариального округа Тюменского района Тюменской области a41., обслуживающей зоны населения Боровское и Винзилинское муниципальные образования, принято решение о проведении 05 июня 2012 года конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района.

Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области от 09.04.2012 года <.......> «Об объявлении конкурса» объявлено проведение конкурса 05 июня 2012 года на замещение одной вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района.

Статьей 8 Основ законодательства Российской федерации о нотариате, предусмотрено, что нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору.

В соответствии со статьей 13 Основ законодательства Российской федерации о нотариате, нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.

Следовательно, нотариус вправе самостоятельно выбирать место расположения нотариальной конторы в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность, и принятие решения об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса с указанием конкретного места расположения нотариальной конторы, является недопустимым.

Таким образом, принимая решение о проведении 05 июня 2012 года конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области и определяя при этом конкретное место расположения нотариальной конторы - п. Винзили Тюменского района, Управлением Министерства юстиции РФ по Тюменской области и Правлением Тюменской областной нотариальной палаты, нарушены положения ст.ст. 8 и 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, что влечет ограничение прав претендентов на должность нотариуса нотариального округа Тюменского района в случае признания претендента победителем конкурса, на самостоятельный выбор места расположения нотариальной конторы в пределах указанного нотариального округа.

Доводы ответчика и третьих лиц о том, что при объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Тюменского района Тюменской области, место расположения нотариальной конторы в п. Винзили носило лишь рекомендательный характер, являются несостоятельными и опровергаются содержанием вышеуказанного протокола совместного заседания Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области и Правления Тюменской областной нотариальной палаты <.......> от 04.04.2012 года, из которого следует, что при решении вопроса о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса расположение нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района Тюменской области было конкретно определено участниками заседания, о чем было принято соответствующее решение.

При таких обстоятельствах, Распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области от 09.04.2012 года <.......> «Об объявлении конкурса» об объявлении проведения 05 июня 2012 года конкурса на замещение одной вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района, не соответствует требованиям действующего законодательства о нотариате.

Кроме того, согласно ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате, наделение нотариуса полномочиями производится на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определен Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ N 10-01-19-97 17 февраля 1997 года.

К участию в конкурсе 05 июня 2012 года на замещение одной вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области, с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили, решением конкурсной комиссии от 14 мая 2012 года были допущены 12 человек, в том числе ФИО4 и ФИО5, которыми были представлены в комиссию документы, указанные в п. 5 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса утв. Приказом Минюста России № 19-01-19-97 от 17.02.1997 года.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии наибольшее количество баллов набрал ФИО5 - 54 балла. Другие участники конкурса получили: a42 – 44 балла, a43 - 43 балла, a44 – 33 балла, a45 – 32 балла, ФИО4 – 30 баллов, a46 – 25 баллов, a47 – 22 балла, a48 – 18 баллов, a49 - 17 баллов, a50 – 15 баллов, a51 – 9 баллов.

Как предусмотрено п. 6 названного Положения N 10-01-19-97 17 февраля 1997 года, в ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности. Оценка производится по 10-балльной системе. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.

Из материалов дела следует, что требования названного Положения N 10-01-19-97 17 февраля 1997 года конкурсной комиссией не соблюдены. Так, документы о результатах сдачи квалификационных экзаменов кандидатами на должность нотариуса членами конкурсной комиссии не оценивались.

Претендентам на замещение вакантной должности нотариуса для допуска участия в конкурсе достаточно было представить документы, указанные в п. 5 Положения N 10-01-19-97 17 февраля 1997 года (диплом о высшем юридическом образовании, трудовую книжку, лицензию на право нотариальной деятельности), однако предоставление претендентами на должность нотариуса указанных документов является основанием лишь для допуска к участию в указанном конкурсе.

При этом, сама процедура конкурса определяется п. 6 Положения N 10-01-19-97 17 февраля 1997 года, которым предусмотрена в том числе, оценка документов о результатах сдачи квалификационных экзаменов. Такие документы конкурсной комиссией не оценивались, о чем свидетельствует отсутствие среди представленных конкурсантами документов у десяти из двенадцати претендентов на должность нотариуса, в том числе и у победившего конкурс ФИО5, документов о результатах сдачи квалификационных экзаменов.

Ошибочными и не основанными на нормах материального права являются также и выводы суда первой инстанции о том, что при отсутствии установленных нормативными актами критериев отбора кандидатов на должность нотариуса принятие решения конкурсной комиссией сводится лишь к выставлению оценок кандидатам, с учетом внутреннего убеждения, основанного на субъективном восприятии информации о том или ином участнике конкурса.

Так, согласно п. 1 Положения целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Пункт 6 Положения обязывает членов конкурсной комиссии в конкурсных бюллетенях кратко излагать мотивировку, послужившую основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.

Как следует из материалов дела, вышеуказанные требования соблюдены не были. Так, члены конкурсной комиссии a52 оценивая профессиональные качества ФИО4 в один балл, a53 оценивая профессиональные качества ФИО4 в два балла, то есть по минимальной шкале, обосновали свое решение тем, что заявитель имеет недостаточный опыт работы. При этом, обоснования недостаточности опыта работы ФИО4 бюллетенях не имеется. Из представленных же ФИО4 на конкурсную комиссию документов следует, что её профессиональные качества соответствуют положениям ст. 2 Основ законодательства Российской федерации о нотариате, она имеет продолжительный период работы по юридической специальности, в том числе с 2007 года в нотариате и имеет высокую оценку при сдаче квалификационного экзамена. Данное обстоятельство свидетельствует о необъективной оценке вышеуказанными членами конкурсной комиссии профессиональных качеств участников конкурса, их способности осуществлять нотариальную деятельность.

Таким образом, допущенные конкурсной комиссией в ходе проведения конкурса на замещении вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области, с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили, нарушения требований действующего законодательства являются существенными, право конкурсантов на всестороннюю оценку их профессиональных знаний, а также способности обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и интересов граждан и юридических лиц реализовано не было. Указанные нарушения влекут за собой признание незаконным решения конкурсной комиссии.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции об отказе ФИО4 в удовлетворении требований к Управлению Министерства юстиции РФ по Тюменской области, Конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области от 09.04.2012г. <.......> «Об объявлении конкурса», решения Конкурсной комиссии от 05.06.2012 года о признании победителем ФИО5 в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области и принять по делу новое решение, которым заявленные ФИО4 требования удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 12 декабря 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области <.......> от 09.04.2012 года, об объявлении конкурса на замещение одной вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменский район Тюменский области с местом расположения нотариальной конторы в п. Винзили Тюменского района Тюменской области.

Признать незаконным решение конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции РФ по Тюменской области от 05.06.2012 года о признании победителем ФИО5 в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа Тюменского района Тюменской области.

Председательствующий:

Судьи коллегии: