ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13390/2015 от 26.01.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Коноваленко Л.В. Дело №33-696/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2016 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Вишняковой С.Г.,

Костогладовой О.Г., Храмцовой В.А.,

Рогожиной И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 28 октября 2015 года

по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красногорская центральная районная больница», Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к КГБУЗ «Красногорская центральная районная больница», Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка, незаконным и возложении обязанности по организации подразделения отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка, обеспечении его деятельности в соответствии с требованиями предусмотренными законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГ.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Красногорского района проведена проверка исполнения КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» требований законодательства о здравоохранении в части оказания населению скорой медицинской помощи, в ходе которой выявлено, что отделением скорой медицинской помощи Красногорского района, которое является структурным подразделением КГБУЗ «Красногорская ЦРБ», скорой медицинской помощью обеспечены жители села Красногорское и близлежащих к нему населенных пунктов. Обслуживание скорой медицинской помощью в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации населения сел Быстрянка, Новая Суртайка, Старая Суртайка, Березовка, Многопольное, Усть-Иша, Долина Свободы, Карагуж, поселков Мост-Иша, Горный общей численностью 5 646 человек, а также аварийного участка автомобильной трассы М-52 (Р-256) протяженностью 33км (с *** по ***) осуществляется на санитарном медицинском автотранспорте, не являющемся автомобилем скорой медицинской помощи, не имеющего необходимого оснащения. В ряде случаев выезд осуществляется младшим медицинским персоналом, не владеющим навыками оказания неотложной помощи.

В рамках государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 26 июня 2013 года №331, запланировано открытие филиала отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» в 2012 году в селе Быстрянка Красногорского района, организовать работу трассовой бригады. Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности выдана лицензия на осуществление деятельности по оказанию скорой медицинской помощи вне медицинской организации КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка. Иные мероприятия по созданию подразделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» не осуществлялись. Финансирование соответствующих мероприятий как в рамках субсидий из краевого бюджета на выполнение учреждением государственного задания, так и в рамках реализации целевых программ (на основании пункта 4.4 Устава), не производилось. При этом на необходимость открытия подразделения скорой медицинской помощи указывалось в ходатайствах КГБУЗ « Красногорская ЦРБ» (в 2013 году), КГКУЗ «Краевой центр медицины катастроф» (в 2012году).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что население сел Быстрянка, Новая Суртайка, Старая Суртайка, Березовка, Многопольное, Усть-Иша, Долина Свободы, Карагуж, поселков Мост-Иша, Горный, лица, следующие по федеральной трассе автомобильным транспортом, а также иные лица, при необходимости не имеют доступа к оказанию скорой медицинской помощи в порядке и объеме, установленных действующим законодательством. Невозможность прибытия бригады скорой помощи к экстренным больным в установленный 20-ти минутный срок создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с указанным иском.

В ходе рассмотрения дела прокурором уточнены исковые требования в части круга ответчиков, исковые требования предъявлены, в том числе к комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.

Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 28 октября 2015 года признано незаконным бездействие КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» и Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, выразившееся в непринятии мер по организации подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ « Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка.

На КГБУЗ «Красногорская ЦРБ», Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности возложена обязанность организовать подразделение (филиал, пост, трассовый пункт) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины), расположенного по <адрес>, и обеспечить его деятельность в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

На комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике возложена обязанность организовать финансовое обеспечение мероприятий по созданию подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины), расположенного по <адрес><адрес>.

В удовлетворении исковых требований прокурора к комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка отказано.

Установлен срок для исполнения решения суда – 1 год со дня вступления решения в законную силу.

С указанным решением не согласился ответчик комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, который в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части возложения на него обязанности организовать финансовое обеспечение мероприятий по созданию подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка и принять новое об отказе в удовлетворении данного требования к комитету.

В обоснование жалобы указывает, что комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике является ненадлежащим ответчиком, он не наделен полномочиями по финансовому обеспечению деятельности краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения, которым денежные средства распределяет Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Кроме того, предусмотренные на 2015 год бюджетные обязательства в части финансового обеспечения реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выполнены комитетом в полном объеме.

На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, поданы возражения, в которых указано на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Камнев А.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Мищенко Е.Ю. просила решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия находит решение суда в части возложения на комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике обязанности по организации финансового обеспечения мероприятий по созданию подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины), расположенного по <адрес> подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (часть 1 статьи 41).

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона №323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (пункты 1-2, 5-7 статьи 10 Федерального закона №323-ФЗ).

В силу подпункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 35 Федерального закона №323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

В соответствии со статьей 37 Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 80 Федерального закона №323-ФЗ предусматривает, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства постановлением администрации Алтайского края от 26 июня 2013 года №331 утверждена Государственная программа «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года», которая устанавливает приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации.

В составе указанной Программы с целью повышения эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, выделена в частности подпрограмма 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации», которая предусматривает и развитие инфраструктуры и совершенствование оказания скорой медицинской помощи и системы управления скорой медицинской помощью; совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, направленное на снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Прокурор, обращаясь в суд с иском, указал, что предоставление скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации населению сел Быстрянка, Новая Суртайка, Старая Суртайка, Березовка, Многопольное, Усть-Иша, Долина Свободы, Карагуж, поселков Мост-Иша, Горный общей численностью 5 646 человек, а также аварийного участка автомобильной трассы М-52 (Р-256) протяженностью 33км (с *** по ***), осуществляется на санитарном медицинском автотранспорте, не являющемся автомобилем скорой медицинской помощи, не имеющего необходимого оснащения, при этом в ряде случаев выезд осуществляется младшим медицинским персоналом, не владеющим навыками оказания неотложной помощи.

Проанализировав положения Федерального закона №323-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Положение о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденное Указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года №49, Устав КГБУЗ «Красногорская центральная районная больница», суд пришел к выводу о том, что Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, являющееся уполномоченным органом, который организует оказание медицинской помощи в медицинских учреждениях и обеспечивает ее доступность для жителей края, а также КГБУЗ «Красногорская ЦРБ», в структуру которого входит отделение скорой медицинской помощи, созданное в целях оказания скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме, ответственны за оказание данной помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, то есть являются надлежащими ответчиками.

В указанной части решение суда не обжалуется.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике обязанность по организации финансового обеспечения мероприятий по созданию подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка, суд первой инстанции исходил из того, что финансовое обеспечение оказания гражданам скорой медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а комитет является финансовым органом Алтайского края.

С выводом суда о наличии оснований для возложения на ответчика спорной обязанности судебная коллегия не соглашается.

Как следует из Государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года», ее финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края и внебюджетных источников. Ответственным исполнителем данной Программы является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.

Из положений статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведений субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Под главным распорядителем бюджетных средств в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой статьи 6 Кодекса) понимается, орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 2.1 Положения о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года №49, предусмотрено, что Главное управление осуществляет, в том числе финансирование подведомственных краевых государственных учреждений в качестве главного распорядителя финансовых средств, имеющего право распределять средства краевого бюджета.

В соответствии с ч.3 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий, указанных в подпунктах 8.1,11.1,42.1,42.2,49.2,55.1,56,57,61,72 настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, обеспечивают за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений субъекта Российской Федерации. субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с разделом V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 года, утвержденной постановлением Администрации края от 24.12.2014 №578, скорая медицинская помощь оказывается застрахованным лицам за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Приложением 10 «Ведомственная структура расходов краевого бюджета на 2015 год» к закону Алтайского края от 18.12.2014 №100-ЗС «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в части финансового обеспечения дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, предусмотрено 46828 тыс.руб.

Таким образом, подтверждается выделение комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике бюджетных средств на оказание населению скорой медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что непринятие мер по организации подразделения (филиала, поста, трассового пункта) скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка связано с неисполнением бюджетных обязательств комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, в связи с чем судом сделан преждевременный вывод о наличии оснований для возложения на указанный комитет спорной обязанности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованной апелляционную жалобу комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, а решение в обжалуемой части постановленным незаконно и подлежащем отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционную жалобу комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике удовлетворить.

Решение Красногорского районного суда Алтайского края от 28 октября 2015 года в части возложения на комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике обязанности по организации финансового обеспечения мероприятий по созданию подразделения (филиала, поста, трассового пункта) отделения скорой медицинской помощи КГБУЗ «Красногорская ЦРБ» на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) села Быстрянка отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи